Как сократить армию чиновников на треть? 9 простых шагов

Ликвидировать на региональном уровне понятия «министр». Как нет теперь в регионах «президентов». Главных управлений или департаментов вполне достаточно, хоть звучит менее пафосно. Зато ближе к земле.

Дмитрий Федечкин, генеральный директор компании «Геном.Медиа», экс-чиновник правительства Челябинской области:

— В столичных политических телеграм-кругах уже которую неделю идет обсуждение о необходимости обязательного введения в органах региональной власти должностей председателей правительств. Как человек мнительный, вижу в этом целенаправленную кампанию, со всеми формирующими признаками. Считаю, что если положительное решение будет принято, то в условиях специальной военной операции и мобилизации экономики это станет большой ошибкой. В текущей ситуации должности председателей региональных правительств надо не создавать, а методично упразднять.

Экскурс для неискушенных. В России существует два подхода:

- губернатор и председатель регионального правительства — это одно лицо;

- губернатор и председатель правительства — два разных человека.

Например, в Челябинской области, период «двоевластия» был лишь на отдельном этапе губернаторства Михаила Юревича, когда он в какой-то период разделил полномочия с Сергеем Комяковым. Этот подход схож с тем, что был на заре губернаторства Евгения Куйвашева в Свердловской области, который делил власть с Денисом Паслером (ныне — губернатором Оренбургской области), но впоследствии от такой структуры отказался.

У разделения полномочий есть одно коварное, мнимое преимущество. Губернатор всегда имеет возможность «перевести стрелки» на другого парня, а в самой запущенной ситуации — демонстративно другого парня наказать (в том числе даже уволить).

Только это преимущество — от лукавого, с электоральной точки зрения бессмысленное. Народ, который не хочет разбираться, где полномочия федерального центра, а где — региональных властей, тем более наплюёт на эти структурные манипуляции. «Сами наплодили — сами разбирайтесь, а нам нужен результат», — скажет народ. И будет прав.

Если исходить из того, что специальная военная операция и ее экономические, санкционные и прочие последствия — это надолго, то в действительности требуется мобилизация и оптимизация существующих государственных структур. За это, кстати, уже который год ратует Олег Дерипаска, предложивший недавно сократить число чиновников на 30%. Полагаю, что крупный бизнесмен еще поскромничал, объективно оптимизация в системе государственного управления регионами может быть более существенной.

В это непростое время решения на государственном уровне должны быть стремительными, а акцент необходимо сделать на структурах, формирующих ценность, а не занимающихся контролем (зачастую — избыточным), обобщением или административно-хозяйственным функционалом.

Для того, чтобы привести региональные правительства в тонус в соответствии с велением времени, необходимо произвести ряд простых действий:

1. Персонализировать ответственность губернаторов за происходящее в регионе. Может быть, именно тогда они чаще станут выезжать на места и встречаться с реальными проблемами и людьми, а не оценивать положение вещей по любезно приготовленным выхолощенным справкам;

2. Ликвидировать как класс «двухбашенные» системы. Разделение полномочий на зоны ответственности губернатора и председателя правительства усложняет механизм принятия решений, вносит ненужной дополнительной остроты в и без того непростую политическую обстановку, раздувает административные аппараты, часть из которых дублируют друг друга. Всё это напоминает довольно-таки неудачный эксперимент с муниципалитетами двуглавой системы (глава города — сити-менеджер), от которого практически повсеместно отказались;

3. Ограничить число первых вице-губернаторов двумя, вице-губернаторов — восьмью. Если вам дорог председатель правительства, то пусть будет одним из первых двух.

4. Ликвидировать на региональном уровне понятия «министр» и «министерство». Как нет теперь на региональном уровне понятия «президент». Главных управлений или департаментов вполне достаточно, хоть и звучит менее пафосно. Зато ближе к «земле»;

5. Сформировать и перейти на типовые структуры и штатные расписания. Сделать это так, как родная Федеральная налоговая служба справлялась с вопросом типовых уставов. Пяти вариантов структур и штатных расписаний, сформированных по блочному типу и отталкивающихся от численности населения и ряда самобытных задач, будет вполне достаточно на всю нашу большую страну;

6. Отказ от дублирующего функционала. Яркий пример — экология и Челябинск. За крупные промышленные предприятия отвечает Росприроднадзор, за малые — региональные власти. А коллективной, как известно, бывает только безответственность. У обозначенной проблемы бывают и чреватые последствия. После пожара в кемеровской «Зимней вишне» ушел в отставку глава региона Аман Тулеев, хотя полномочия по тушению пожаров — федеральные, в не региональные;

7. Отказ от надуманных разделений функционала. Блок экономического развития вполне может сосуществовать с блоком промышленности, строительство — с ЖКХ, а социальная защита — с занятостью населения. От такой оптимизации не сложности появятся, а синергия;

8. Отказ от надуманного функционала. Мне совершенно непонятна логика создания в регионах министерств цифрового развития. Внедрять цифровые инструменты надо. Но при этом надо понимать вот такую вещь: владение цифровыми инструментами — это функциональные обязанности. Такие же, как знать Word. Только министерство по «Ворду» или, прости Господи, «Пауэрпойнту» мы не создаем, а по цифровому развитию — пожалуйста;

9. Повальная цифровизация. Как мне кажется, федеральный центр мог играть в этом вопросе более активную позицию. Взять ту же систему электронного документооборота (СЭД), Каждый регион играет в этом вопросе в свою игрушку. А зачем? Что мешает создать единую систему, на всю страну?

Материал написан специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.