«Ждем дна и ориентируемся на Иран»: Игорь Файнман — о том, что делать с деньгами в кризис

«Ждем дна и ориентируемся на Иран»: Игорь Файнман — о том, что делать с деньгами в кризис
Иллюстрация: Игорь Файнман / Facebook

«В Россию возвращаются капиталы — их выгоняют из США, Великобритании, Евросоюза. Но говорить о том, что они пойдут на развитие бизнеса, открытие новых кофеен и цветочных магазинов, наивно».

Уже неделю в мире происходят тектонические процессы: российские компании массово уходят с западных рынков, а западный бизнес покидает Россию. На наших глазах формируется новая экономическая реальность, со всеми присущими эпохе грандиозных перемен рисками и возможностями. О том, какие шаги в этом хаосе предпринять игрокам на фондовом рынке и как воспользоваться ситуацией, чтобы не только не потерять и остаться «при своих», но и попытаться выиграть, рассказал эксперт в области управления личными финансами и независимый инвестиционный советник с лицензией Банка России Игорь Файнман:

Что вообще произошло? Все плохо?

— Текущая ситуация крайне необычна. То, что мы наблюдаем сейчас и куда мы с вами попали — это «нетипичный обвал». Почему инвестиционный портфель сегодня «красный» — догадываются все. И это не связано с фундаментальным состоянием ваших эмитентов или с какой-то небольшой коррекцией на рынке. Что такое «типичный обвал»? Это значительное падение стоимости активов в течение короткого времени, когда причины и следствия этого ясны. Когда обвал «нетипичный» — все падает точно так же, но что из этого выйдет, непонятно. 

В первый день нынешнего обвала, когда открылись торги в Лондоне, я сидел и просто наблюдал, как рушится «Сбер». Он летел вниз стрелой: стояли заявки только на продажу. Следом летел «Газпром», за ним — «Лукойл», за ним — «Фосагро», за ним — «Полиметалл».

И дело не в том, что у них плохая фундаментальная база. Не потому, что они отказались платить дивиденды. Не из-за корпоративной войны. Они падали, поскольку заговорили пушки: победила политика и отключился разум.

Для падения рынка есть всего две глобальные причины. Первая — Risk-Off, массовая распродажа акций инвесторами. Это то, что мы наблюдаем сейчас на Западе. Сначала американские инвесторы в несколько волн слили акции крупных российских компаний, затем Standard & Poor's снизил рейтинг России до «мусорного» — ВВ+ (4 марта S&P уронило его до преддефолтного CCC- — прим. ред.), а за ними это сделали Moody's и Fitch. Это лишний раз говорит о том, как европейцы подходят к рейтингам и что цифры для них перестали являться основополагающим фактором.

Вторая причина — падение выручки предприятий, корпоративные войны и прочие проблемы эмитентов. Например, золотодобывающее предприятие Petropavlovsk, которое падало даже при растущем рынке золота из-за внутренних конфликтов между акционерами. Впрочем, к нашей ситуации это не имеет никакого значения.

Что будет дальше?

— Как рассуждает инвестор в отличие от гражданина — любую плохую новость он препарирует с точки зрения возможных позитивных аспектов. У настоящего инвестора гибкий позвоночник — он зарабатывает, даже когда на рынке фарш и на улице льется кровь (как говорил Джордж Сорос, главное, чтобы это была не наша с вами кровь). А инвестиционный консалтинг — это вообще «бизнес седых волос»: я переживаю уже пятый кризис, и вот этот, последний, становится очень жестким. Не буду вас обманывать, говорить, что через два месяца все восстановится — не восстановится. На восстановление уйдут годы, если не десятилетия.

В 2020 году, когда на планету обрушился коронавирус, мы реально боялись, что человечество просто исчезнет. И я постоянно работал с возражениями в духе «все рухнет, дивиденды не заплатят», и так далее. Но есть жизнь, а есть инвестиции, и когда мы говорим про них, главное, что всегда надо держать в уме — рынки цикличны. Что бы ни происходило, человечество продолжает жить, предприятия — работать, экономика — функционировать.

И в нашей с вами ситуации рынки тоже восстановятся. В Россию возвращаются капиталы — их выгоняют из США, Великобритании, Евросоюза. Но говорить о том, что эти капиталы пойдут на развитие бизнеса, открытие новых кофеен и цветочных магазинов, наивно. Все понимают, что ритейлу сейчас будет крайне тяжело. И деньги пойдут обратно на российский рынок, в надежных и понятных эмитентов. Так что рынки не только цикличны, но и циничны.

Совет начинающим:

— Если вы начинающий инвестор — начинать пока рано (или уже поздно). Если вы только собираетесь делать первые шаги на финансовом поприще — надо инвестировать в себя: не торопитесь, собирайте информацию. Не надо открывать брокерский счет, покупать акции, лучше как следует подготовьтесь.

Сейчас мы попали в стадию долгосрочного инвестирования: все краткосрочные инвесторы, все трейдеры, которые работали с плечами, использовали стоп-лоссы и тейк-профиты, к сожалению, в очередной раз смыты волной.

Только за один день, 24 февраля, люди на маржин-коллах потеряли более 10 млрд рублей (оценка РБК). За этими потерями стоят люди, семьи, дети — и это, конечно, серьезнейший личный удар для них. Поэтому в очередной раз призываю: никогда не торгуйте на кредитные деньги и не инвестируйте заемные средства. Сначала закрываем кредиты, потом начинаем инвестировать.

В долгосрочной перспективе акции растут. Постоянно говорю, что когда случается что-то страшное — медитируйте на индексы длительных циклов: 20, 30, 50 лет (тот же самый S&P 500). Экономика, хотим мы того или нет, является растущей: одни окна закрываются, но открываются другие. Она — как цветок, который бьет из-под асфальта, пробивается и расцветает.

Совет опытным:

— Страх сейчас победил жадность у всех. Можно, конечно, дать совет «не паниковать». Это, пожалуй, самый первый и наиболее частый совет. Но как не паниковать, когда ты вложил 100 тысяч, а получил 50?! Ты паникуешь, и это нормально.

Паниковать можно. Главное, когда мы оказываемся на дне финансовой ямы — перестать копать. О чем идет речь: мы все совершаем ошибки и это нормально. В каждом инвестиционном портфеле есть нехорошие активы, допустим, вы купили высокодоходные бумаги какой-то микрофинансовой организации или какой-то ненадежной компании третьего эшелона. И, когда нам разрешат вернуться на рынок, не тратьте деньги на такие акции. Посчитайте их мультипликаторы, в первую очередь — отношение чистого долга к EBITDA. Посмотрите на результат и продавайте.

Вам будет больно. Но сейчас пришел тот момент, когда надо страдать, но продать. Пусть с убытком в 25-30%, но избавиться от них. Токсичные активы с высокой долей вероятности не переживут текущий кризис — на плаву останутся хорошие компании, которые выйдут из кризиса сильно потрепанными, но точно живыми.

После того, как рассеется дым, следует посмотреть на рынок глобально, проанализировать отрасли: производство, ритейл. Выделить тех, кто слабее среди конкурентов, у кого замедляется выручка — и продать их. Если брать банковский сектор, то среди тех, кто уже попал под санкции, у ВТБ больше шансов выжить, чем у «Открытия» или «Совкомбанка». Проанализируйте — и с болью в сердце продайте компании, которые отстают по выручке и теряют позиции на фоне лидеров. Сейчас в портфелях должны остаться только лидеры.

Стоит ли сейчас покупать просевшие акции?

— Фундаментально сейчас российский рынок выглядит дешево. Особенно по сравнению со своими американскими партнерами. Но стоит ли сейчас нести туда деньги — на мой взгляд, нет. Падающие ножи никогда никому не принесли успеха. Но хороший инвестор должен быть жадным, пока другие боятся.

Но сейчас все жадничают — и поэтому опытным игрокам пока стоит бояться. Настанет момент, когда тем, кто потирает ручки и надеется все откупить, когда откроются рынки, станет по-настоящему страшно. И когда наступит темная ночь, когда те, кто жадничал, сольют всю наличку, всю ликвидность — тогда и надо покупать. «Город засыпает, просыпается мафия».

Вы удивитесь, но перспективы американской экономики сейчас не изменились. Да, у них прошла коррекция на рынке акций и они стали дешевле. В России тоже все обрушилось, но американский рынок постепенно пойдет вверх, США чувствуют себя хорошо. Российский рынок чувствует себя плохо — и помните, покупать надо, когда рынок «лежит на операционном столе», когда все плохие новости мы уже услышали. Но мы еще не попали на операционный стол.

Что покупать? Доллары? Золото?

— В обозримой перспективе доллар перестал быть актуальным инвестиционным инструментом: текущая разница между котировками покупки и продажи это наглядно показывает. Такая ситуация сохранится как минимум еще полгода.

Другое дело — драгоценные металлы. До последнего времени при скупке инвестиционного золота в банках мы должны были платить 20% НДС, а когда мы продаем, этот НДС нам не возвращают. Но сейчас в Госдуму внесен законопроект, где предлагается отменить налог при этих операциях. Золото — это традиционная «тихая гавань», защитный инструмент. И в текущей ситуации слитки золота представляются мне интересной историей, которую можно задействовать, если вы хотите сохранить свои капиталы.    

Какие еще ошибки допускают игроки?

— Как инвесторы обычно теряют деньги во время обвала? Они начинают продавать, когда выходят из зоны комфорта: читая вызывающие тошноту заголовки, на панике, от апатии и прочих негативных факторов. В этот момент все допускают ошибку. Уверен, что вы помните, что пока мы не продали, мы не зафиксировали убыток. А незафиксированный убыток через полгода может превратиться в рост. И наоборот, сегодняшний рост может стать убытком. Большинство инвесторов это, к сожалению, не учитывают.

Сейчас мы видим, что запрещена продажа российских акций на Западе. Выделяют триллион рублей на поддержку российского рынка. От владельцев крупных компаний мне известно, что дивиденды будут заплачены. Но собственники обязывают топ-менеджмент вернуть дивиденды, выкупив акции собственных компаний, чтобы удержать котировки — они приложат все усилия, чтобы вытянуть свои акции вверх.

Правило «семь-восемь» и другие тактические советы для инвесторов:

— Существует замечательный план по ограничению убытков, его разработал основатель газеты Investor’s Business Daily Уильям О’Нил. В чем он заключается: мы продаем акции, когда они упали максимум на 7-8% от цены покупки. И никогда не продаем, когда они упали на 7-8% от собственной пиковой цены. В российских реалиях можно закладывать не 7-8%, а 15-20% или 20-30%. Таким образом вы получаете хедж-фонд: как инвестор вы снижаете риски до максимально приемлемой степени, поскольку как только вы продали акции с убытком, они сразу могут вырасти в цене. И наоборот, даже шутка такая есть: «Когда я хотел обрушить Tesla, я купил две акции и рынок рухнул». Закон Мерфи — никто не знает, как это работает.

Правило «семь-восемь» позволяет инвестору защититься от крупных, разрушительных потерь. По факту это как автостраховка: вы можете не попасть в аварию, но возможность получить выплату у вас есть. Те, кто придерживался этой стратегии, и 24 февраля успел продать акции, сидят с огромным кэшем. Кто не успел — стали долгосрочными инвесторами: будем ждать, пока рынок вернется на круги своя.

Нужно понять дно рынка. Можно это сделать на хорошем примере: я читал про те санкции, которые в свое время США наложили на Иран, и могу сказать, что они точно такие же, как и в нашем случае. Такая же, как мы, нефтяная страна. Когда начались американские санкции, индекс биржи Ирана падал на 75%. РТС на 1 марта обвалился на 54% — до дна еще далеко. (в 2008-м он, кстати, падал на 76%) Так что ждем дна и ориентируемся на Иран. Но помните, что это лишь гипотеза.

Проведите стресс-тест своего портфеля. Готовы ли вы к тому, что рынок может упасть на 20%? На 30%? Посчитайте от своих текущих активов минус три четверти. Если вы чувствуете страх и панику — тест не пройден. Избавьтесь от «плечей», от кредитов и не вздумайте брать новые.

Разбейте свою сумму, которую хотите вложить, на несколько равных частей. Я разбил на десять, чтобы делать три-четыре шага в течение времени: квартально, месячно, главное — постепенно.

Можно ли докупить акции хороших крупных компаний во время дикой напряженности по хорошей цене? Да, можно. Но не торопясь — акции могут еще опуститься. Начинайте с экспортеров: посмотрите на цены нефти и газа, на курс доллара.

Творческий вопрос, будут ли эти компании экспортерами через год — думаю, что будут, потому что наши нефть и газ не денутся никуда; это наше счастье и наша беда. И я верю, что экспортеры переживут текущую ситуацию. В любом случае, все инвесторы вернутся на рынок. Но произойдет это, когда ужас бедствия станет очевиден. Пока — не очень страшно.

Сейчас надо быть стратегом. Не время «менять коней на переправе». Вкладываться в новых эмитентов, которых вы не знаете. Глобальные изменения негативно отразятся на рисках. Вы составляли свою стратегию на спокойном рынке — и рынок вернется к спокойной фазе. Главное, чтобы сейчас у вас не сдали нервы.

Материал подготовлен по инвестиционному вебинару Игоря Файнмана на портале faynman.ru

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.