«Туризм на Южном Урале как «Газпром» — торгует тем, что создала природа»

«Прогулочный, лыжно-шашлычный репертуар — это, конечно, хорошо, но мало. В Челябинске много лет не видно ни одного туристического автобуса», — Олег Чернышев о туристическом потенциале Южного Урала.

Олег Чернышев, член правления фонда «Будущее Отечества»:

— На днях губернатор Алексей Текслер провел профильное совещание по развитию туристического потенциала Челябинской области. На Южном Урале, подвел итоги глава региона, с его богатой историей, живописной природой, культурными достижениями так и не состоялся подъем внутреннего и въездного туризма. Новые форматы досуга, как отметили на совещании, «стучатся в наши двери, а мы не открываем, не понимаем, что нужно говорить на другом зыке». Попробуем отгадать этот язык.

Приведу несколько цифр. В Красноярском крае в 2021 г. зафиксировано 500 тыс. туристов, в Екатеринбурге — около миллиона. И там, и там за прошлый год их число выросло на треть. Понятно, их привлекают не только местные красоты, но и мероприятия международного масштаба, выставки, фестивали, соревнования. В Челябинске за много лет я не видел ни одного туристического автобуса.

Сегодня туриндустрия региона пока напоминает «Газпром» — в основном торгует тем, что создала природа. Прогулочный, лыжно-шашлычный репертуар — это, конечно, хорошо, но мало. В национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», о котором говорили на совещании у губернатора, отмечается, что помимо горнолыжного, экологического и появившегося недавно промышленного туризма Россия имеет огромный потенциал событий, культурно-познавательных достижений. Может быть, события и история должны стать драйвером новых турпродуктов, новым познавательным контентом для путешественников.

Содержание туристического кейса Челябинска и малых городов области надо делать на мировом уровне. Аркаим — яркий тому пример. Пора распаковать уральскую многовековую историю, вытащить забытые события и рассказать о них в зримых формах. Вот несколько идей. Во-первых, создать рядом с набережной Миасса фонтан «Демидов».  Гидродинамическая эффектная конструкция наглядно иллюстрирует эпоху вододействующих машин на заводах петровской эпохи. Далее — памятник в виде летящего паровоза с крыльями, посвященный эпохе построения коммунизма, на слова из песни «Наш паровоз вперед лети …» можно установить на Комсомольском проспекте. Или такое предложение: новый бульвар с «Белым рынком» на улице Тернопольской, где сто лет назад был густой лес и гуляли дикие звери, можно украсить композицией «Лесные гости».

«Туризм на Южном Урале как «Газпром» — торгует тем, что создала природа» 1

Ну а челябинский метеорит, прославивший наш город на всю планету, — неисчерпаемая тема для создания уникальных арт-объектов, детского «Астропарка», мультфильмов, спектаклей и, самое главное, многодневного туристического маршрута по области. За несколько дней путешествия по области участники поездки могли бы узнать о тайнах космоса, могучей истории наших ракетных и атомных предприятий, о достопримечательностях края.  Так раскручивают события, исторические артефакты во многих странах. Вспомните историю Ромео и Джульетты, к домам которых в Вероне до сих пор устремляются миллионы паломников. Естественно, создание новых туристических продуктов потребует не мало средств и работы художников, скульпторов, научного туристического сообщества. В одном из интервью заведующая кафедрой «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ Татьяна Третьякова сказала: «Метеорит, безусловно, повысил узнаваемость региона, как бренд он существует, но как туристический объект он, по сути, не состоялся. Причина этого, скорее всего, в отсутствии финансирования туристического проекта, связанного с продвижением темы метеорита».

Завзятых путешественников уже не удивляют комфортные гостиницы и вежливый персонал, скамеечно-фонтанный инвентарь парков. Это считается само собой разумеющимся. Любознательные туристы, студенты будущего межвузовского кампуса, продвинутая молодежь, хипстеры, тик-токеры, миллениалы ищут новых впечатлений, ярких зрелищ уровня «вау», креативных объектов со смыслом.

Классика познавательного туризма: музеи, галереи искусств, монументалистика — есть в нашем городе. А вот харизма сведена к военно-патриотической теме. Айдентика природы, истории родного края, могучей индустрии не вышла в свет. Уличное пространство, перекрестки, многочисленные новые скверы аскетично молчаливы, не привлекательны, не рассказывают об истории города, не блещут яркими арт-объектами. Палитра интересных объектов в европейских городах, накопленная столетиями, многообразна.  Большинство городов вступают в диалог с помощью выразительных артефактов, скульптурных композиций, выставок современного искусства, находят необычные художественные формы в виде классической скульптуры или в загадочных абстрактных формах, разгадать которые помогает экскурсовод. Вспомним челябинскую старинную каменную набережную, обнаруженную за Филармонией, или древнюю брусчатку тротуара у Оперного театра. Вот что надо превратить в живые свидетели эпохи, чтобы каждый мог соприкоснуться со стариной. В Барселоне, например, сотни фееричных объектов, созданных на средства города и меценатов, образуют привлекательную, душевную, информационную среду, которая трогает сердца жителей, гостей Каталонии, остается в памяти навсегда.

Настало время создать и реализовать в городе мастер-план для гуманитарной среды, открыть музей современного искусства, возобновить работу художественного совета.

В нашем регионе много талантливых художников, дизайнеров, архитекторов. Давайте дадим им такие задачи, организуем конкурсы, зажжем творческий огонек. Затраты на современное искусство обернутся ростом культуры, притоком туристов, доходами городского бюджета и останутся в памяти поколений. 

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Ранее на эту тему: «Даже резкую девальвацию, когда доллар скакнул с 35 до 70 рублей, пережить было легче»

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.