В условиях высокой экономической и информационной неопределенности, которая характерна для любого кризиса, помощь юристов приобретает особую значимость.
Юристы — одни из немногих, кто в пандемийный период чувствует себя неплохо: количество конфликтов выросло, прибавилось работы, а следовательно — и клиентов. От каких финансовых и репутационных угроз может избавить своевременное обращение к юристам, рассказывает Вячеслав Пащенко, основатель и руководитель Группы компаний «Легион-эксперт».
Рост в условиях кризиса
Основанная в 2015 г. ЮК «Легион» изначально занималась юридическими вопросами, связанными с землей и недвижимостью: легализацией самовольных построек и реконструкций, изменением вида разрешенного использования земли, снижением кадастровой стоимости. В 2016 г. была основана оценочная компания, сегодня ее оценщики выступают в роли судебных экспертов, в том числе в арбитражных и областных судах общей юрисдикции. В 2017 г. был открыт офис в Москве. В 2018 г. аналитическое агентство «Эксперт РА» включило ЮК «Легион» в рейтинг Топ-12 крупнейших юридических компаний страны. В 2021 г. компания открыла два допофиса в Краснодаре и Челябинске. Кроме того, компания удаленно работает с клиентами в 21 регионе России. Сегодня ЮК «Легион» специализируется на услугах для бизнеса в сфере налогового консалтинга, земельном праве и недвижимости, осуществляет представительство в судах и госорганах, оказывает услуги по оценке нематериальных активов, имущества, бизнеса. Компания предоставляет юридическую поддержку по вопросам защиты прав потребителей, семейным, трудовым, налоговым спорам; отстаивает их интересы перед кредиторами в процедуре банкротства, добиваясь полного списания или реструктуризации долгов. Офисы компании работают в Москве, Челябинске и Краснодаре.
Вячеслав, открытие новых офисов говорит о том, что есть повышенный спрос на юридические услуги. Верно ли я понимаю, что чем сложнее экономическая ситуация в стране, тем лучше юристам?
— Я бы сказал, что на юристов кризис влияет меньше, чем на других специалистов рынка услуг. Действительно, в условиях высокой экономической и информационной неопределенности, которая характерна для любого кризиса, помощь юристов приобретает особую значимость. Но всё же успешными становятся те юристы, которые соответствуют запросам внешней среды.
Залогом успеха любой юридической компании является выстраивание бизнеса под потребности клиента. Юрист, который их понимает и способен найти эффективный и часто нестандартный способ их удовлетворения, без работы не останется. А вот юристы-исполнители, действующие по шаблонам, с каждым годом дешевеют. И кризис только ускоряет этот процесс.
Наша компания была основана в 2015 году, в разгар крымского кризиса. Пандемия COVID-19 — канонический «черный лебедь»: одних перемены подкосили, а других усилили. За кризисные 2020-2021 годы мы удвоили объем дел в регионах, и на 40% приросли по количеству сотрудников. Качественные юридические услуги пользуются стабильно высоким спросом. Разумеется, нам гораздо приятнее зарабатывать, помогая клиенту в развитии бизнеса, чем на минимизации его убытков. Но мы делаем то, что требуется клиентам, опираясь на сильный юридический фундамент.
Что вы подразумеваете под «сильным юридическим фундаментом»?
— В первую очередь опыт консультантов. К примеру, возьмем услугу «оптимизация платежей за недвижимость». У нашей компании портфолио из более чем 1500 дел только по этому направлению. Причем самый очевидный вариант — снижение кадастровой стоимости — это лишь один из шести инструментов в нашем арсенале, при этом далеко не всегда самый эффективный. Гораздо интереснее вообще освободить недвижимость от «кадастрового» налога. За полтора года мы добились возврата клиентам свыше миллиарда рублей только благодаря исключению зданий заказчиков из перечня объектов, налог по которым исчисляется из кадастровой стоимости. Общая площадь объектов недвижимости, которыми занимались юристы компании, в 2021 году превысила отметку 390 млн кв. м, это в 4,5 раза больше площади Челябинской области. Всё это — накопленный бесценный опыт, который работает на интересы наших заказчиков.
Вы представляете клиентов в разных регионах. Есть ли какие-нибудь особенности работы, например, в Москве и Челябинске?
— Конечно, есть. Во-первых, челябинские представители властей более человечные, больше ориентированы на решение задач граждан и бизнеса. С некоторыми госслужащими нашего региона можно просто поговорить, они расскажут и подскажут, как действовать, если проблема нестандартная. В Москве гораздо больше административных барьеров. Порой складывается ощущение, что столичные чиновники все силы направляют на то, чтобы помешать предпринимателю реализовать свои амбиции в бизнесе. Там зачастую проще получить решение суда, чем добиться от госоргана действий, которые они должны выполнять по закону.
Во-вторых, существенно отличается качество юридической экспертизы и базовые знания ответственных за проекты сотрудников на разных территориях. Со стороны московских заказчиков требования выше: к деловой репутации, срокам исполнения услуг, обоснованию предложений, гарантиям. Но и бюджеты на проекты, в свою очередь, шире.
Работая в Москве, мы задаем высокие столичные стандарты нашим сотрудникам и на других территориях, внедряем новые формы работы и коммуникаций, отличающие нас на рынке.
Например, в нашей компании — по-столичному высокий уровень интеграции IT-решений. Меня всегда поражала упорядоченность производственных линий на заводах: каждый процесс отлажен, лишние движения исключены. Поэтому с самого начала я старался разрабатывать максимально автоматизированные бизнес-процессы. Преимущества такого решения в полной мере раскрылись в пандемию: переход на дистанционный формат работы дался нам гораздо легче, чем многим коллегам по отрасли. Особенно актуально это было для Москвы, где в самом начале пандемии сохранялся локдаун, а власти жестко отслеживали передвижения людей и вводили непопулярные ограничения.
По новым правилам
Что конкретно вы подразумеваете, говоря об ИТ-решениях? Все-таки юриспруденция — довольно консервативная сфера, работающая преимущественно благодаря человеческому фактору — опыту и профессионализму юриста.
— Определенно успех работы напрямую зависит от профессиональных качеств юриста, который занимается вашим делом. И люди, в любом случае, — главный актив нашей компании. Однако технологии проникают во все сферы, а их сплетение с юриспруденцией уже сформировало новую отрасль бизнеса — LegalTech, которая уже сегодня упрощает поиск практики, автоматизирует рутинный документооборот, помогает систематизировать доказательную базу.
LegalTech готовит нам много всего интересного, еще 5 лет назад были презентованы алгоритмы, которые с 80% вероятностью могут предсказать исход дела (причем некоторые алгоритмы учитывают даже личность судьи!), по ключевым словам за считаные секунды найти релевантную судебную практику, а блокчейн — прекрасное подспорье Росреестру и нотариусу. Отечественный рынок высокотехнологичного правосудия ожидаемо отстает от западного, но начало положено, и замена 80% юристов алгоритмами — лишь вопрос времени, причем не такого уж и отдаленного.
Мы внедряем всё, что делает нашу работу удобнее, а в штате есть отдельный ИТ-специалист, который отвечает за тестирование ноу-хау и работоспособность всех действующих систем. Да, это дополнительные затраты, но я на деле знаю, что инвестиции в технологии оправдываются эффективностью их использования. Таким образом, бОльшая часть рутинной работы в нашей компании была автоматизирована, чтобы юристы занимались решением задач клиента, а не заполнением типовых документов, даже поиск судебной практики у нас максимально оцифрован, и часто мы можем рассчитать вероятность успеха дела еще на стадии предварительного юридического анализа.
Во время пандемии у юристов появились новые возможности, в обиход вошли судебные заседания онлайн, гораздо шире стал использоваться электронный документооборот. Как это отразилось на процессах коммуникации с клиентами и судебной системой?
— Карантинные меры из-за коронавируса сделали реальностью возможность удаленного участия в процессе — и это очевидный плюс. Общение перешло в мессенджеры, встречи с клиентами и судебные заседания — в видеоконференцсвязь. Это выгодно и нам, и клиенту, которому теперь во многих случаях не нужно оплачивать перелеты и проживание юристов в отдаленных регионах. В судах общей юрисдикции чаще стали применять прием и подачу документов в электронном виде, через личный кабинет: формат, давно привычный в арбитраже.
С другой стороны, далеко не всем людям комфортно находиться на удаленке, которая сейчас стала нормой. Понимая это, мы создали специальный сервисный отдел, задача которого — находиться на связи с нашими клиентами. И существование такого сервисного отдела — ещё одно наше уникальное отличие от других юридических компаний.
Даже в то время, как наши юристы занимаются составлением документов и участвуют в судебных заседаниях, клиент всегда может позвонить в отдел сервиса и узнать, как обстоят дела. Более того, сотрудники отдела сервиса получают сведения от юристов в режиме online и сами связываются с клиентом, информируя его о результатах судебного заседания еще до того, как юрист приехал из суда в офис. Что немаловажно, сотрудники отдела сервиса разговаривают с клиентами не сложными для понимания юридическими терминами, а на доступном языке. Это позволяет нашим клиентам сохранять чувство спокойствия и контроль над ситуацией. В настоящий момент у нас на исполнении находится больше 400 дел, и каждый клиент может получить оперативную информацию по своему процессу. В то же время у клиентов всегда есть возможность напрямую пообщаться с юристом.
Навстречу рынку
Как пандемия поменяла структуру клиентских запросов? Каких обращений стало больше и какие юридические проблемы останутся на повестке в ближайшие годы, по вашему мнению?
— Мы наблюдаем рост объема услуг, связанных с налогообложением, защитой интеллектуальной собственности, банкротством. Вынужденные простои, на которые власти обрекли бизнес в локдаун, привели к сбоям в отлаженных процессах. И как следствие, к возникновению просрочек по обязательствам. Отсутствие четкой правовой позиции государства по этим вопросам и сегодня характеризуется неоднородностью судебной практики. Уверенно растет количество случаев привлечения к субсидиарной ответственности первых лиц компаний, собственников и их членов семей. Половина бизнесменов попросту не знает, что, если руководитель в течение месяца не подал заявление в арбитражный суд о неспособности своей компании отвечать по обязательствам, его привлекут к субсидиарной ответственности по долгам. А такую задолженность через банкротство физического лица уже не спишешь, остается два варианта: платить или быть должным всю жизнь.
Исходя из этого, руководители бизнеса и бенефициары сегодня просто обязаны при планировании деятельности уделять особое внимание неблагоприятным сценариям: просчитывать заранее угрозы и обращаться за юридическими консультациями для профилактики, а не доводя организацию до состояния «всё плохо». План отступления должен быть даже у самой успешной компании. Только грамотный риск-менеджмент и юридическое сопровождение вашей деятельности профессионалами помогут спасти ваш бизнес, а также — честно и нечестно заработанные деньги. Штатный юрист — не всегда оптимальный для этого выбор. Юрисконсульт, который занимался «правкой запятых» в договорах поставок, вряд ли будет сильным судебником. Проиграв процесс, он извинится и без труда найдет работу в другой компании, а вы останетесь подсчитывать убытки.
Я часто говорю, что наша работа должна строиться на честности с клиентами. Мы зарабатываем на принесенных клиентам победах, минимизируя оплату за ведение процесса. Стоимость наших услуг в большинстве случаев состоит из небольшого аванса (100–150 тыс. руб.) и гонорара успеха, при этом она никогда не зависит от количества судебных заседаний. Мы мотивированы на результат, нам не выгодно затягивать процесс. Причем, если мы говорим клиенту, что выиграем дело, мы не стесняемся прописать гарантию полного возврата аванса в договоре на случай проигрыша. А если не видим перспектив, говорим об этом сразу. Да, такой подход встречается не часто, но мы считаем его правильным! Посмотрите на объемы клиентской базы, на количество выигранных дел и не пытайтесь сэкономить на юристах, которые помогают вам не только формировать капитал, но и сохранять его, что не менее важно.
Такие отношения понятны не только бизнесу, но и человеку. Поэтому в прошлом году в пилотном режиме мы открыли направление по работе с гражданами. Применяя наши стандарты обслуживания и подход к делам с b2b-сектора, мы планируем поменять отношение людей к нашей профессии. Да, вашим делом не будет заниматься юрист с судейским опытом, потому что в этом, как правило, нет необходимости, но и стоимость услуг будет демократичнее. Это направление сейчас динамично развивается, и мы прогнозируем по нему трехзначные темпы роста.