Подписаться
Курс ЦБ на 27.11
75,58
84,95

Сколько стоит цифровая трансформация: мнение экспертов

Сколько стоит цифровая трансформация: мнение экспертов
Иллюстрация: МегаФон

Большие данные, интернет вещей, блокчейн и омниканальность — о цифровизации сегодня говорят все, а вот действительно понимают, что это такое, — лишь единицы.

Цифровая трансформация — самая горячая тема последнего времени. В прессе и отраслевых изданиях часто пишут о больших данных, интернете вещей, блокчейне и омниканальности. Но как часто бывает с быстро набравшими популярность трендами, говорят о цифровизации все, а вот действительно понимают, что это такое, — лишь единицы. За разъяснениями мы обратились к экспертам, которые успешно создают решения для различных отраслей российской экономики. Об опыте цифровизации городов, регионов и бизнеса мы говорили с Евгением Ивановым, директором по развитию цифровых проектов МегаФона на Урале и в Сибири.

В последнее время всё чаще приходится слышать о цифровой трансформации. Так, на многих предприятиях и органах власти появляются ответственные за это направление. Что вообще входит в указанное понятие? Зачем она нужна?

— Многие считают, что это просто внедрение новых технологий в существующей организации. Но это заблуждение. Одно лишь использование больших данных, искусственного интеллекта или роботизированной техники не делает ваше предприятие или государственное учреждение цифровым. Технологии — это лишь часть мозаики. А её основной, если хотите связующий элемент — это люди, которые принимают решения. Они должны использовать новый системный подход к управлению, корпоративной культуре, внешним коммуникациям, основанным на современных технологиях и анализе данных. В этом случае цифровизация — лишь идеология преобразования, а не самоцель. Цель же любой трансформации проста — повысить эффективность работы: тратить меньше, зарабатывать больше, быть лучше конкурентов и производить качественные товары, услуги или сервисы.

Как бы вы оценили текущей уровень цифровизации государственных учреждений и бизнеса?

— На самом деле на уровне государства системная цифровая трансформация началась даже раньше, чем в коммерческих структурах. Все мы пользуемся порталом «Госуслуги», и с каждый годом его функциональность растёт. Проект является уникальным в масштабах всего мира. Кроме того, создано множество государственных информационных систем (ГИС). Сейчас обсуждается переход этих ГИС на единую в масштабах всего государства среду разработки «Гостех». Уже более года, как в каждом государственном ведомстве, не важно на федеральном или региональном уровне, есть ответственный за цифровую трансформацию. Ведётся подготовка кадров. Этому посвящены отдельные курсы в вузах страны, что обеспечит фундаментальный подход в этом вопросе. Отмечу, что с бизнес- структурами не всё так просто. Есть три группы предприятий. К первой относятся компании, которые изначально создавались как цифровые: маркетплейсы, онлайн-ретейлеры, облачные сервисы, мобильные платформы. Это компании, которые без глобальной сети работать просто не смогут. Вторая группа — банки и телекоммуникационные операторы. Они активно используют аналитические данные для улучшения своего сервиса и повышения удовлетворенности клиентов. В третью группу входят изначально нецифровые предприятия. Прежде всего, это металлургические компании, машиностроители, сектор энергетики. Тем не менее трендом последних двух лет становится всё большее количество предприятий, внедряющих технологии для роста эффективности своего бизнеса.

Какие решения в рамках цифровой трансформации сейчас пользуются спросом у местных властей в регионах?

— Одним из ключевых направлений в государственном секторе для МегаФона стали проекты «умных» и безопасных городов. В базовом варианте это программно-аппаратный комплекс, включающий несколько самодостаточных подсистем. Если в каком-либо муниципалитете нет такого проекта, то мы готовы запускать отдельные локальные элементы. Так, в Калининграде нами была реализована единая система управления общественной безопасностью. Ярким примером развёртывания локального сегмента являются «умные» остановки в Нижнетуринском городском округе Свердловской области. Помимо самих остановочных комплексов и комфортного ожидания общественного транспорта администрация муниципалитета получила дополнительные функции. Например, глава округа может наблюдать за качеством уборки этих территорий и ходом благоустройства улиц при помощи видеонаблюдения.

Второе решение — большие данные (Big Data). Аналитику можно использовать для улучшения качества городской среды и транспортной инфраструктуры. Например, с помощью базы данных о передвижении людей можно сформировать оптимальную систему и график движения общественного транспорта. Модернизировать улично-дорожную сеть и внедрить интеллектуальные системы управления светофорами. В 2018 году геоаналитика МегаФона использовалась в планировании транспортных развязок и совершенствовании городской инфраструктуры Тюмени. В 2021 году мы продолжили сотрудничество с Тюменской областью и предоставили аналитические данные о потоке приезжающих в регион людей. Эти знания позволяют оценить востребованность туристических зон, развить инфраструктуру в популярных у гостей местах, создать больше интересных объектов для посещения. Схожий проект по туризму мы реализовали в Пермском крае. Правда, здесь была более сложная социально-демографическая выборка. Для региона одновременно было важно понять закономерность трудовой миграции с Москвой и другими субъектами. Похожие проекты в этом году реализованы МегаФоном в ХМАО и Республике Хакасии.

В 2021 году наша компания по поручению местных органов власти на основе обезличенной информации о пассажирских потоках сформировала матрицу перемещений жителей Нижневартовска между районами. Полученные данные были использованы для составления более удобных маршрутов движения общественного транспорта.

Аналитику больших данных можно использовать и при строительстве нового жилья, школ, детских садов, больниц, поликлиник, культурных объектов, котельных, электроподстанций. Например, в аналитических отчетах мы зафиксировали, что значительная часть людей в России не живёт по месту прописки. Такие сведения отдельные или комплексные дают понимание того, как более оптимально разместить социальную инфраструктуру, рекреационные и промышленные зоны.

Насколько это дорогое удовольствие: получение такой аналитики?

— Если говорить о самом простом продукте на системной основе для анализа туристической отрасли целого региона, то цена начинается от 300 тыс. рублей в год. В сфере дорожной и транспортной инфраструктуры комплект данных с максимальной детализацией по трафику, потокам за несколько лет для всего субъекта, а не только его столицы, измеряется в миллионах рублей. В сравнении с объемом инвестиций на дорожное строительство и внедрение интеллектуальных транспортных систем это оправданные расходы. Как правило, стоимость системной цифровизации в проектах укладывается в несколько процентов от цены контракта.

Экология и безопасность окружающей среды продолжает оставаться актуальной для Челябинска и других промышленных городов. Есть ли у МегаФона предложения в этой области?

— Тема экологии действительно очень актуальна. МегаФон предлагает эффективное решение для мониторинга окружающей среды: программный продукт «МегаФон Экология». Платформа уже прошла успешную апробацию в Туле, Калининграде, Нижнем Новгороде, Дзержинске, Калуге, Великом Новгороде, Саратове, а также используется в ряде внедренных подсистем мониторинга окружающей среды в составе комплексов «Безопасный город». В первую очередь эти решения касались паводков, качества атмосферного воздуха и радиологической безопасности. Сейчас мы наблюдаем высокий интерес к проектам экомониторинга на уровне отдельных городов и промышленных предприятий. На Урале такой проект в этом году был реализован в Ноябрьске. Наша система позволила измерять концентрацию в воздухе пыли, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, озона. Происходит это при помощи малогабаритных датчиков, установленных на наших базовых станциях. Полученные данные транслируются в интернет и используются профильными городскими службами. С данными объективного контроля могут ознакомиться все местные жители. Также к запуску готовится аналогичный проект в Глазове.

В ответе на первый вопрос вы сказали, что цифровая трансформация предусматривает системный подход к внешним коммуникациям. Что вы под этим подразумеваете?

— В первую очередь я говорил об омниканальных коммуникациях. Причем это касается государства и бизнеса в равной степени. Очень важно работать с клиентами или гражданами в том канале коммуникации, в котором им самим удобно. Кроме того, должна быть обеспечена кроссплатформенность общения с людьми во всех возможных каналах, чтобы человеку не приходилось каждый раз пересказывать суть своего обращения, как это часть происходит с техподдержкой. Примечательно, что о единой точке входа и омниканальности в различных формах говорится в трех из 42 приоритетных направлений развития государственного управления до 2030 года, принятых правительством. Как раз для этих целей МегаФон запустил собственную платформу омниканальных коммуникаций. Она представляет собой программную надстройку над государственной или корпоративной CRM-системой, контактным центром. Решение позволяет оператору клиентского сервиса общаться в едином окне, видеть карточку пользователя и решать любые вопросы. Мы можем работать с обращениями по телефонии, из популярных мессенджеров (WhatsApp, Telegram, Viber, iMessage), социальных сетей (Vk, Facebook), электронной почты. Присутствует возможность интеграции с чат-ботами, в том числе с голосовыми. При этом общение с клиентом может происходить гибридным образом: сначала по телефону, потом в Facebook Messenger, далее в Viber. Оператор всё это видит в едином интерфейсе. Система позволяет работать с единой очередью обращений, собирать информацию об их типах, систематизировать и структурировать работу клиентского сервиса.

Как цифровизация помогает промышленным предприятиям быть эффективнее? Какие решения здесь предлагает МегаФон?

— Прежде всего — это оптимизация производства, что позволяет экономить на затратах. Для этих целей чаще всего используются решения интернета вещей, видеонаблюдение, частные сети LTE, внедрение программных роботов в том числе на производстве для административных нужд. Ярким примером здесь является наш проект с «Магнитогорским металлургическим комбинатом». Впервые на Урале для автоматического контроля транспортировки, погрузки и складирования железорудного сырья МегаФон внедрил систему позиционирования на саморазгрузочных тележках с использованием технологии беспроводной сверхширокополосной передачи данных Ultra WideBand (UWB). Решение позволяет с точностью до полуметра определить их местоположение и направление перемещения, а также оптимизирует весь технологический цикл. В настоящее время МегаФон и ММК работают над тиражированием этого опыта на других объектах горно-обогатительного производства компании. 

Второе направление — охрана здоровья и труда работников. Благодаря умной видеоаналитике и использованию разного рода датчиков интернета вещей можно существенным образом повысить безопасность, например, предотвратить наезд погрузчика или пересечение определенных зон.

Цифровая трансформация бизнеса — это значительная перестройка процессов организации с применением новейших технологий. Пандемия внесла корректировки в то, как компании будут вести бизнес, и здесь она будет одним из основных драйверов изменений. Сегодня возможность качественного поддержания ключевых бизнес-процессов превращается из конкурентного преимущества в необходимость для компаний.

Самое читаемое
  • Москва отказалась от поставок трамваев УКВЗ — сорван контракт на 11 миллиардовМосква отказалась от поставок трамваев УКВЗ — сорван контракт на 11 миллиардов
  • «Завод гибнет от рук неумелых хозяев»: рабочие ЧТЗ просят губернатора спасти предприятие«Завод гибнет от рук неумелых хозяев»: рабочие ЧТЗ просят губернатора спасти предприятие
  • Иван Ургант пошутил про источник радиации в центре ЧелябинскаИван Ургант пошутил про источник радиации в центре Челябинска
  • Двух руководителей челябинского завода отправили в колониюДвух руководителей челябинского завода отправили в колонию
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.