Заводы Южного Урала готовятся к глобальному энергетическому переходу

Реальный сектор находится в преддверии перемен, которые, с одной стороны, могут двинуть вперед новые технологии, а с другой — потребуют серьезных инвестиций и научных прорывов в этой сфере.

Реальный сектор находится в преддверии перемен, которые, с одной стороны, могут двинуть вперед новые технологии, а с другой — потребуют серьезных инвестиций, научных и организационных прорывов в этой сфере. И причиной всему — глобальные климатические сдвиги, к которым ведет накопление в атмосфере парниковых газов. Чтобы затормозить этот процесс, говорят эксперты, потребуются колоссальные усилия, масштабные и скоординированные действия. Предприятия Южного Урала начинают перестройку, которая поможет уменьшить углеродный след.

Водород против углерода

Правительство разрабатывает сводный план действий по адаптации российской экономики к энергетической трансформации, который на федеральном уровне собираются утвердить до конца 2021 г. Предполагается, что использование традиционных видов топлива будет сокращаться, а альтернативная, «зеленая», энергетика, напротив, нарастать, что приведет к декарбонизации реального сектора экономики — уменьшению выбросов парниковых газов, образующихся при сжигании ископаемого топлива.

В масштабах страны объявлен курс на водородную энергетику, да и во всем мире она рассматривается в качестве инструмента, снижающего углеродный след, поскольку водород — универсальный и экологичный энергоноситель: при его сжигании выделяется много тепла, а продуктом сгорания в кислороде является вода, которая вновь вводится в оборот. Прогнозируется, что этот источник энергии, используемый пока в основном в химической промышленности и нефтепереработке, сформирует новую, «водородную», экономику.

В преддверии тектонических сдвигов Минпромторг России вместе с регионами и промышленными компаниями систематизировал более 30 проектов по выпуску низкоуглеродного и безуглеродного водорода из различного сырья.

«На этой основе мы создали атлас, который служит ориентиром для иностранных инвесторов и отечественных машиностроителей. Российские водородные проекты будут способствовать декарбонизации промышленности, энергетики и всей экономики в целом», – подчеркивает министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Вперед, в будущее

Пока в столице продумывают стратегию снижения парникового эффекта, активнее становятся регионы, подхватывающие этот тренд. На Южном Урале, к примеру, готовность к работе «в условиях низкоуглеродного развития» обсудили на заседании общественного совета при региональном минпроме.

«Сегодня одной из важнейших задач является адаптация к новым условиям различных отраслей промышленности. Необходимо создать стимулы к сокращению углеродных выбросов», – обрисовывает перспективу министр промышленности Павел Рыжий.

Областные кураторы производственной сферы вместе с вузами и научными центрами собираются придать ускорение декарбонизации Южного Урала. На площадке Челябинского госуниверситета планируется создать карбоновый полигон, чтобы оттачивать способы утилизации углекислого газа с использованием растительных культур, методику учета парниковых газов. Вместе с госкорпорацией область рассчитывает организовать кластер экологического машиностроения, где нормой станет использование «зеленых» технологий. Поговаривают также и о трансфере зарубежного опыта.

Мобилизовать на борьбу с парниковым эффектом планируется еще один, водородный, кластер на базе межуниверситетского кампуса с участием ЮУрГУ и ЧелГУ, который также сосредоточится на проектах водородной энергетики, апробации их в разных секторах экономики. Здесь собираются готовить специалистов, которые понадобятся для экономики будущего: область добивается статуса пилота, чтобы заняться созданием первой установки, способной выдавать водород на одном из металлургических предприятий. Профильные министерства области готовят сейчас для этого необходимые документы.

Минимизировать углеродный след должно и появление на Южном Урале центров технологических инноваций по декарбонизации и территорий по поглощению парниковых газов — так называемых карбоновых ферм. Обустраивать их намечается в Сосновском и Верхнеуральском районах, а в качестве руководства для «фермеров» выбран инвестпроект, с которым южноуральцы победили в программе «Системный подход в управлении регионом». Карбоновые фермы позволят приблизиться к равенству между выброшенным и поглощенным углеродом, нащупать этот баланс, информируют в областном министерстве экологии. После получения результатов исследований уже на федеральном уровне будет разработана отечественная методика расчета способности различных экосистем (лесов, полей, болот, степей) поглощать парниковые газы, что в дальнейшем позволит России выйти на рынок в качестве поставщика «углеродных единиц», констатирует замминистра экологии области Игорь Гилев.

Дыхательная гимнастика для производства

Но готовы ли к качественному рывку сами промпредприятия, одни из главных генераторов тепличных газов? По данным Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, проверившего знание трансграничного углеродного регулирования у своих участников, 70% хозяйственников имеют представление об инициативах Запада, однако подавляющее большинство не знакомо с позицией России на сей счет. Большинство также не планирует для собственной перестройки никаких действий в ближайшем будущем. 30% опрошенных компаний вовсе пока не видят для себя рисков. И лишь крупные металлургические заводы, структуры химической промышленности и ТЭК осознают, что зря потраченное время — это упущенные возможности. Движение в сторону углеродной нейтральности, перечисляют в СПП, начали Магнитогорский меткомбинат, «Мечел», Челябинский трубопрокатный и цинковый заводы, энергоконцерн «Фортум». Металлурги Магнитки, в частности, подписали с энергетическими партнерами меморандум, предусматривающий потребление «зеленой» энергии, производимой российскими подразделениями концерна и его СП на ветряных и солнечных электростанциях. Сотрудничество поможет металлургическому гиганту снизить выбросы углерода на 2,2 млн т к 2025 году. Недавно комбинат заключил соглашение с одной из крупных немецких компаний, где стороны признают, что защита климата является одной из ключевых целей, и подчеркивают готовность снизить нагрузку на атмосферу, развивая технологии прямого восстановления железа и высокоэффективного производства водорода методом электролиза.

Налог сам найдет вас

Экспортеры понимают, что от мирового переформатирования промышленности будет трудно остаться в стороне. Чем же грозит оно местным производствам?

«Европейский союз планирует ввести углеродный налог для импортных товаров, выпуск которых сопровождается выбросом парниковых газов», – поясняет замминистра экологии Игорь Гилев.

Глава областного минпрома Павел Рыжий также говорит о необходимости учитывать влияние зарубежных регуляторных мер. Проще говоря, повышенный сбор с импортных товаров, в первую очередь коснется нефтепродуктов, угля и металлов. По оценке экспертов, этот сбор может составить порядка 50 евро за тонну углерода, выброшенную в атмосферу при производстве. С учетом такой фабулы, подчеркивает чиновник, необходимо продумывать комплекс мер поддержки промпредприятий, реализующих проекты по модернизации производства, направленные на сокращение выбросов углекислого газа. Крупнейшим металлургическим компаниям области уже направлены запросы для оценки последствий введения углеродного налога.

Миллиарды в трубу

Отвечая на вопрос о том, насколько серьезно углеродное переформатирование затронет промышленный сектор, исполнительный директор Челябинского СПП Павел Киселев замечает: внедрение низкоуглеродных и энергоэффективных технологий потребует серьезных затрат, а первыми в красной зоне окажутся четыре группы товаров: электроэнергия, удобрения, цемент и, разумеется, металлы. То есть продукция, с которой ЕС потенциально может конкурировать. Тем самым, прогнозирует эксперт, будут созданы конкурентные преимущества и введены меры регуляторного воздействия, чтобы ценообразование выстраивалось в пользу европейских производителей. Такие подходы могут снизить экспортный потенциал отечественных поставщиков.

«В Европе, – уточняет Павел Киселев, – рассчитывают на снижение нашего экспорта или, по крайней мере, появление дополнительного финансового потока в сторону ЕС, если объем товарооборота не упадет. По расчетам Минэкономразвития РФ, углеродный налог может обойтись российскому бизнесу в сумму от 4 до 7,5 млрд евро в год. Отдельно по регионам подобные прогнозы пока не делались, но цифры также ожидаются существенные. Помимо ограничения поставок и снижения маржинальности экспорта возможен и риск некорректного учета выбросов парниковых газов для зарубежных конкурентов».

Единство согласных

С учетом всех рисков крупный бизнес надеется не только на выработку консолидированной позиции на государственном уровне, но и некую «дорожную карту» действий. Предложения промышленников касаются общей программы по достижению нулевых выбросов углекислого газа, и подвижки появляются. Минэкономразвития РФ, в частности, разработало новую версию Стратегии низкоуглеродного развития страны до 2050 г. Проект, предполагающий достижение углеродной нейтральности через несколько десятков лет, выбирает приоритетом интенсивный сценарий, в соответствии с которым снижение выбросов парниковых газов на 79% произойдет к 2050 г. Кроме того, Стратегия впервые связывает низкоуглеродную трансформацию России с экономическим ростом. Однако, полагают представители крупного капитала, необходимо также четко обозначить свою позицию за рубежом, довести до европейских партнеров, что углеродное регулирование в Европе должно проводиться по единообразным правилам, в том числе в отношении российских экспортеров, без дискриминационных мер — ради общей цели, достижения углеродной нейтральности. Когда вектор развития определен на федеральном уровне и служит руководством к действию, результаты становятся заметнее. Благодаря консолидированной позиции российского бизнеса, продвигаемой РСПП, Еврокомиссия отложила введение углеродного налога с 2023 на 2026 год, напоминает Павел Киселев. Значит, у отечественных производителей появилась временная фора.

Автор текста: Евгений Китаев

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.