Что делать, если бывшие работники крадут наработки и запускают свой бизнес

Из-за нарушения авторских прав предприниматели часто по незнанию попадают в неприятные ситуации, получая многомиллионные иски.

Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер компании «Гаврюшкин и партнеры», эксперт в области защиты интеллектуальной собственности и комплексной защиты бизнеса, медиатор:

— Вообще следует отметить позитивное отношение общества и государства к институту интеллектуальной собственности за последнее время. В связи с вступлением России в ВТО мы «причесали» законодательство, приняли часть четвертую Гражданского кодекса РФ, кодифицировали разрозненное законодательство, заработал Суд по интеллектуальным правам.

С развитием рыночных отношений, в рамках жесткой конкуренции организаций всех форм собственности руководители, особенно производственных предприятий, стремясь создать что-то новое и конкурентоспособное, обращаются к услугам изобретателей, дизайнеров, копирайтеров, диджитал-специалистов, блогеров... Все они ежедневно создают объекты интеллектуальной собственности, но, к сожалению, наша страна и, как следствие, все предприниматели еще пока во всех этих вопросах находятся на зачаточном уровне, не уделяют этим вопросам должного внимания и действительно часто по незнанию попадают в неприятные ситуации, получая многомиллионные иски.

Компенсация, предусмотренная законом, за один только факт нарушения начисляется в сумме от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.

С развитием интеллектуальной собственности в России появились и негативные моменты, такие как патентный троллинг. Давайте представим себе ситуацию, что, например, в результате рейдерской атаки Coca-Cola «потеряла» все свои здания, помещения, склады и прочую недвижимость, принадлежащую ей на праве собственности, но не потеряла преимущество на рынке в виде бренда. Очевидно, что компания легко и непринужденно в течение каких-нибудь пяти-десяти лет наработает новые активы, а вот если у Coca-Cola украли товарный знак, то это может обернуться куда более плачевными последствиями, вплоть до потери бизнеса целиком. Это же может коснуться и объекта патентного права: при утрате уникального изобретения можно столкнуться с разочарованием в эффективности защиты интеллектуальной собственности, что повлечет негативные последствия для развития научно-технического прогресса в целом. Такое возможно, если до этого предприниматель вкладывал приличные деньги в развитие новейших технологий и участвовал в больших инновационных проектах.

Удивительно, но часто за консультацией по авторскому праву обращаются даже маститые журналисты и издательства. Так, совсем недавно была консультация по поводу использования фотографии медведицы Маши, которая поселилась в Челябинском зоопарке. Газета использовала фотографию, указав ее автора — в общем, взяла не запрещенную фотографию, проиллюстрировала ею информационную статью и закон не нарушила (хотя не всегда указание автора фото не является нарушением закона), но вышел скандал: фотограф посчитал, что его авторские права нарушены, редакция посчитала, что журналист виноват из-за некомпетентности, а журналист со слезами звонит мне. Моя консультация успокоила все три стороны конфликта, а ведь издание именитое, и такие вещи должны бы знать.

По нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, лидирует классическая схема, когда бывшие сотрудники предприятий уходят и вместо того чтобы создавать собственные инновационные продукты, используют разработки бывших работодателей и запускают свое производство.

Совсем недавно с таким явлением столкнулось челябинское предприятие, которое производит зимние палатки: несложное, но запатентованное устройство стало предметом «воровства» бывших сотрудников.

А известный челябинский медицинский центр «Доктор Ост» столкнулся с тем, что бывшие сотрудники паразитировали на названии, защищенном товарным знаком: создали аналогичное по профилю медицинское учреждение и назвали его «Доктор ГОСТ».

Подобные случаи происходят настолько часто, что я бы даже предложил ввести такой термин, как plagiemployer (т. е. плагиат у работодателя).

Безусловно, есть и в чистом виде недобросовестная конкуренция. Нередко суд отказывает в удовлетворении иска о нарушении товарного знака, который был использован в контекстной рекламе, так как использование того или иного слова в данном случае — это технический показатель и поэтому не является нарушением средства индивидуализации. А вот недобросовестной конкуренцией это как раз является, следовательно, предпринимателю необходимо было изначально обращаться в УФАС, а не тратить время на судебные разбирательства.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.