«Нет ничего фантасмагоричнее реальности»: Алексей Сальников — о своем романе и вокруг него

Южноуральскую книжную ярмарку посетил автор недавно экранизированного романа «Петровы в гриппе и вокруг него». Он встретился с читателями и побеседовал с ними о себе, о творчестве и о жизни.

Одна из наиболее громких сенсаций в русской литературе последнего времени — роман екатеринбургского писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — был экранизирован режиссером Кириллом Серебренниковым и обрел вторую популярность в 2021 году после показа в программе Каннского фестиваля и российского кинопроката. Автор книги приехал в Челябинск на всероссийский фестиваль #РыжийФест, где поделился впечатлениями о фильме, ремесле писателя, внезапной славе, и о взглядах на жизнь, как литературу, и на литературу, как жизнь. 

Про жанр и себя:

— Я писал все вместе: и семейную историю, и бытописательством занимался в попытке самореализовать свой взгляд на мир, и наблюдал за близкими и друзьями. Роман очень редко повествует о чем-то одном — это сад сходящихся и расходящихся тропинок. Просто я туда вплел еще и постсоветскую историю, попытался сделать это как можно более органично. Это связано не только с книгой: многолики не только Петровы, еще и я, в некотором роде, многоликий человек.

Мне иногда говорят, что меня сложно узнать по фотографии, на снимках я почему-то всегда получаюсь по-разному. В Петербурге я один раз договорился об интервью с журналистом и он семь раз проходил мимо меня, подозрительно поглядывая. А потом я увидел, что он в телефоне открыл штук двенадцать моих фотографий и тщательно их рассматривал. Мне кажется, я могу на такие встречи с собой проникать инкогнито: надену костюм с галстуком — и меня вообще никто не узнает.

Про жизнь: 

— Фантасмагория в нашей жизни происходит ежедневно, просто мы ее не замечаем за ходом собственных мыслей. Если включить камеру на телефоне и пройтись в поликлинику, магазин, просто по улице прогуляться, в транспорте проехаться, все подряд снимая, то вы найдете очень много интересных, невероятных сюжетов. Нет ничего более фантасмагоричного, чем реальность, ни один автор не придумает ничего сильнее, чем может произойти в обычной жизни.

Один раз я пошел за справкой в поликлинику для сына и увидел в очереди мальчика со сломанной рукой. И этот мальчик там больше всех отжигал: все время залезал на пеленальный столик, спрыгивал с него, не сидел на месте, в общем. Я за ним полтора часа наблюдал. А тем же вечером я пошел гулять с собакой — с ротвейлером — и этот же мальчик подбегает к моей собаке и тянется к ней, чтобы погладить. И тут его оттаскивает за шиворот его мать с криком: «Куда второй рукой?!» — мол, первая-то уже сломана.

Еще, связанное с собакой: шли как-то мне навстречу бабушка с внуком; он видит собаку и шепчет ей что-то на ухо. А бабушка глаза закатывает и отвечает, уже не шепотом: «Как будто ты предсказуемый!» — может, родители, или кто еще сказал ему, что собаки непредсказуемы.

Дети, особенно дошкольники, всегда как будто слегка подвыпившие: они ведут себя как взрослый человек, который немного дерябнет, и он уже веселый, готов шутить и шарашиться везде. И родители им выговаривают точно так же, как жена пьяному мужу: «Вот, да что ж ты такое у меня», как будто они в браке.

 

Про фильм: 

— В фильме меня пригвоздило к месту ощущение скатывания с горки: когда ты из безумия начала 2000-х попадаешь в тело ребенка в 70-е и ты на это все смотришь от первого лица. И как только ты к этому привыкаешь, он подходит к зеркалу и руку к лицу подносит. И ты думаешь: «Елки-палки, как они это сделали?!». Очень меняется характер: то тягуче, то безумно, то ярко, то грустно, потом это достигает пика, когда Петров с Петровым-младшим идут с елки и там настолько уже просятся титры, но дальше бац! — и новелла про Снегурочку. Собственно, такая же линия повествования и в книге.

Только, когда я увидел фильм, я понял, почему люди были так шокированы книгой: то, что я писал, — для меня это буквы на экране, а людям с более развитым воображением это видится по-другому. Я даже понял, почему первый издатель отказался выпускать мою книгу, сказав, что она «отвратительна». Иногда, на самых жестких сценах, я удивлялся самому себе: «Надо же, а ведь я это написал, никто меня не заставлял…».

Фильм, конечно, — это другое произведение, пусть и на том же материале. И я получил от просмотра огромное удовольствие, увидев, какие режиссер вкладывает смыслы в те вещи, которые я, особо не заметив, вставил в книгу. И как они в фильме сработали. Также я замечал, что люди, посмотревшие фильм, бросаются читать книгу — и остаются разочарованными. Это как соотносятся между собой добрый советский новогодний фильм «Чародеи» и произведение Стругацких, которое лежит в его основе.

«Нет ничего фантасмагоричнее реальности»: Алексей Сальников — о своем романе и вокруг него 1

Про Урал:

— Я писал в романе именно про Екатеринбург, но так вышло, что история стала универсальной. Она получилась вообще в целом о постсоветском пространстве, панславянском даже. Тут еще другой момент в том, что Кирилл Серебренников, по понятным причинам, не мог присутствовать на съемках, поэтому фильм снимали не в Екатеринбурге.

Но есть одно место, снятое именно там — когда маленький Петров едет в трамвае, «прогревает» пальцем дырочку в замерзшем стекле и смотрит, как в ней проплывает желтая двухэтажка, на Эльмаше это где-то, вроде. Она там буквально несколько секунд мелькает, но у любого екатеринбуржца сердце невольно ёкнет при ее виде.

Я пытался объяснить в книге, почему это происходит именно на Урале, и совпал в этом с Андреем Ильенковым. У него есть «Повесть, которая сама себя описывает», там школьники тоже едут на трамвае, на «Зеленый остров», и рассуждают, кто из античных богов мог бы заведовать Свердловской областью, и им оказался Аид — повелитель преисподней, царства мертвых. Я это узнал уже после написания книги, хотя повесть вышла раньше.

Про ремесло:

— Нет никакого секрета в том, чтобы начать писать: начинаете и пишете. В том то и весь ужас, что люди ходят на какие-то литературные курсы без конца, пытаются искусственно конструировать текст, с какими-то сюжетными арками. Но, на самом деле, если появляется интересная идея, то эта искра в любом случае заставит крутиться текст вокруг себя.

А когда говорят, что «некогда писать», мне всегда непонятно — почему? Люди часами сидят в социальных сетях, пишут такую массу текста, иногда как выкатят простыню на каком-то впечатлении от чего-нибудь. Но жизнь такова, что кто пишет — тот пишет, а кто нет — тот нет.

Про людей:

— У каждого из нас живет в подъезде или, как минимум, в доме такой человек, который стреляет мелочь на выпивку. Один раз меня попросили написать какой-нибудь рассказ и я написал про такого своего соседа. Он очень разнообразными способами клянчил у меня деньги, пытался мне что-то продавать. Потом он со своими друзьями ограбил какую-то женщину. А моего сына, который шел из университета, полицейские попросили стать понятым и увезли его в участок. Там у него разрядился телефон, сына долго не было, я после всего, конечно, готов был голыми руками этого соседа задушить.

Но в итоге я написал про него рассказ, на котором заработал 25 тысяч рублей. И я потом много думал, насколько высока вероятность, что вот этот пьющий мужик и номер журнала GQ, где этот рассказ вышел, пересекутся в реальности, чтобы он узнал в его герое себя. Сейчас они уже точно не пересекутся: он умер. Пить вредно, все-таки.

Про ценности:

— Ценности — они общие для всех: тепло, доброта, что-то вот такое мне важно… Как-то мы не могли поздно вечером дозвониться до сына. И ты идешь домой и думаешь: «Почему свет не горит?». А сын просто мог прийти, лечь спать и забыть включить телефон, к примеру. И думаешь: «На фиг это все, всю эту литературу. Лишь бы свет горел».

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.