«Опытный мастер на заводе — на вес золота, но нужно передавать опыт. Средний возраст работников — за сорок. Проблема глобального масштаба — провал в сфере профессионально-технического образования».
История АЗ «УРАЛ» началась 80 лет назад, когда в самый тяжелый год Великой Отечественной войны на Южном Урале было создано автомоторное и литейное производство, эвакуированное с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В июле 1944 г. с конвейера автозавода сошел первый грузовик «ЗиС-5В».
Сегодня автозавод «УРАЛ» (входит в «Объединенную машиностроительную группу») является одним из крупнейших производителей грузовых полноприводных автомобилей в России: за 80 лет предприятие выпустило около полутора миллионов машин. О перспективах одного из градообразующих предприятий Миасса, новых технологиях производства и экспортном потенциале российских грузовых автомобилей в интервью CHEL.DK.RU рассказал генеральный директор Автомобильного завода «УРАЛ» Павел Яковлев.
Павел Александрович, каково это: вернуться в Миасс, на предприятие после перерыва в несколько лет?
— Да, жизнь так или иначе возвращает меня в Миасс — город с крепким уральским характером, закаленный серьезными испытаниями, проверенный на прочность, с богатой, уникальной историей, работающий на обороноспособность страны. Город, который я люблю. Миасс — это друзья, коллеги, озеро Тургояк и парусный спорт, это горные лыжи, туризм, великолепные пейзажи. Но, прежде всего, я неравнодушен к автомобилям, которые создаются на автозаводе. «Урал» — это узнаваемый мировой бренд, это огромные возможности. Я надеюсь, что, работая вместе с командой единомышленников на четкую долгосрочную перспективу, мы выведем его на новый уровень.
Пандемия оказала влияние на производственные процессы, планы по выпуску продукции?
— В первом полугодии текущего года завод сработал отлично, выполнив все поставленные цели, сейчас мы наращиваем темп сборки и планируем выйти к концу года на результат 8600-8700 автомобилей. Продажи автомобилей по сравнению с первым полугодием «доковидного» 2019 г. увеличились почти на 25%.
В следующем году предприятие планирует повысить планку до 9 тыс. автомобилей в год, а в течение 5 лет выйти на уровень 14 тыс. грузовиков.
Важные события произошли и в сфере продаж автотехники: открылись официальные интернет- и розничный магазины по продаже запасных частей к автомобилям марки «Урал». В трех городах — Нижнем Новгороде, Набережных Челнах и Кургане — открылись консигнационные склады. Организация постоянных площадок для ответственного хранения автомобилей «Урал» связана с новой политикой продаж предприятия по созданию в российских регионах удаленных складов. Постепенно список городов, в которых появятся склады, будет расширяться.
Что касается нововведений и современных технологий управления бизнесом, то сегодня завод реализует масштабный проект цифровой трансформации, который позволит охватить все действующие бизнес-процессы и в более оперативном и качественном формате управлять ими.
В свое время на АЗ «Урал» выпускали легендарный «ЗиС-5В», который в народе называли «Захаром», сегодня — тяжелые мощные грузовики, которые проедут по любому бездорожью. Как меняется техника, где здесь поле для инноваций и новых технических решений?
— Автомобиль «Урал» исторически занимает нишу грузовиков с высоким уровнем проходимости, непритязательных в эксплуатации, работающих в любых климатических условиях. Но сегодня есть запрос на автомобили с повышенным уровнем комфорта, с эргономичной кабиной. Так что перед нами стоит очень сложная задача. Но тем она и интересна.
Помимо повышения комфорта водительской кабины, работаем над улучшением всего технологического процесса, созданием принципиально новых моделей грузовиков. Это невозможно без серьезных инвестиций, и направлены они должны быть в первую очередь не столько в производственный процесс, а в технологии, в обучение сотрудников предприятия.
В 2020 г. предприятие впервые за последние 10 лет направило 1,1 млрд руб. на разработку новой продукции, обновление станочного парка, реконструкцию производственных площадей. В 2021 г. на эти цели планируется направить уже 2,6 млрд руб. Инвестиции пойдут на развитие технологий, позволяющих повысить производительность и улучшить условия труда: реструктуризацию и расширение производства, обновление парка производственного оборудования, увеличение автоматизированного труда, внедрение в инновационных технологий.
Сегодня там, где всегда использовалась сталь, все чаще применяются полимерные материалы. Как это сказывается на проходимости, грузоподъемности и сроке службы техники?
— Действительно, в новом семействе грузовых автомобилей «Урал» стали использоваться элементы из полимерных материалов — так, оперение кабины практически полностью из пластика. Это вызов нового времени: с одной стороны, постоянно растут требования к грузоподъемности, проходимости, а с другой стороны — к маневренности. Приходится балансировать на стыке этих требований. И если раньше мы гарантировали, что груженый автомобиль спокойно разовьет скорость до 75 км/ч, то сейчас этот показатель уже вырос до 105 км/ч. Плюс увеличили грузоподъемность — не только за счет применения более легких полимерных материалов, но и за счет изменения конструктива, применения новых технологий для производства трансмиссий.
Как известно, одними из главных компонентов современного автомобиля являются двигатель и электроника. Что под капотом у автомобилей «Урал»?
— Как известно, с 1983 г. АЗ «Урал» прекратил выпускать силовые установки. Это были бензиновые двигатели: шутили, что уходит литр на каждый пройденный километр. А кроме шуток, это обеспечивало невероятно высокие крутящие моменты, практически как у гусеничной машины. Сегодня базовый двигатель автомобилей «Урал» — это дизель. Завод перешел с V-образных на рядные двигатели, возможна комплектация и газовыми двигателями. Вся электроника в автомобилях — тоже российского производства.
За счет более точной обработки деталей удалось увеличить гарантийный срок службы мостов в полтора раза, до 300 тыс. км. В ближайшие годы на базе автозавода «УРАЛ» планируется создание межотраслевого центра по производству мостов грузоподъемностью от 10 до 16 т и осей грузоподъемностью от 7,5 до 9 т для автомобилей и строительно-дорожной техники. Проектом предусмотрено создание 13 модификаций автомобильных мостов и 20 модификаций мостов для строительно-дорожных машин. К 2025 г. планируется самостоятельно выпускать не менее 18 800 ведущих мостов и осей для автомобилей только под свои потребности, без учёта внешнего рынка, а также около 5 000 комплектующих для спецтехники. В качестве партнеров уже заявлены шесть предприятий области. Производство мостов должно быть запущено в 2023 г.
Каждый год завод принимает участие в международном военно-техническом форуме «Армия», представляя новые модели. Сколько сейчас приходится на долю гособоронзаказа в выпускаемой продукции?
— Скажем так: доля значительная. В этом году мы представили автомобили «Урал» нового поколения с колесными формулами 4х4 и 6х6, тягач 6х6 для эксплуатации в составе автопоезда до 76 т, а также специализированные автомобили. Перспективная разработка автозавода – автомобиль, созданный в рамках «Проекта 80» с колесной формулой 4х4. Это концептуальный вариант более легкого автомобиля многоцелевого назначения, чем выпускаемые заводом серийно в настоящее время. Автомобиль спроектирован по модульному принципу и может оснащаться различными вариантами двигателей, трансмиссии, в том числе автоматической. Главное отличие от автомобилей прежних лет – возможность комплектования различными типами кабин. При этом габариты и монтажные возможности автомобиля позволяют рассматривать его как авиадесантируемый автомобиль.
В рамках диверсификации также представлены образцы спецтехники на шасси «Урал Некст»: вахтовый автобус для транспортировки подразделений Росгвардии, автомобиль-самосвал для перевозки навалочных и насыпных грузов в условиях промышленного и гражданского строительства, а также пожарная автоцистерна.
Как вы оцениваете экспортный потенциал, насколько наши автомобили могут выдержать в конкуренции с зарубежными аналогами?
— Сегодня доля отгруженных на экспорт автомобилей превышает 20% от общего объема выпускаемой продукции. Уральские грузовики за последние три года поставлялись более чем в 20 стран Дальнего и 10 государств Ближнего Зарубежья, среди которых — страны Европы, Юго-Восточной Азии, Африки. В планах предприятия — увеличить и объемы производства, и долю автомобилей, отправляемых за рубеж. Уральские полноприводные автомобили известны во многих странах мира, мы начали производство комфортных дорожных автомобилей в капотной и бескапотной компоновках, и надеемся, что они также будут пользоваться популярностью за рубежом. Уже заключен ряд перспективных контрактов по поставке автотехники дорожной гаммы, техники для силовых структур.
Есть ли проблема кадрового голода? Какие профессии наиболее востребованы?
— На протяжении многих лет прием на завод «УРАЛ» был закрыт. Сегодня мы принимаем сотрудников почти по всем направлениям. Только в 2021 г. на предприятие уже принято 619 человек, до конца года предстоит трудоустроить еще порядка 200 новых сотрудников. К 2023 г. коллектив завода составит 7250 человек.
В апреле прошла индексация заработной платы, многим категориям работников установлены мотивационные надбавки. Одной из мер дополнительной мотивации является жилищная программа, в рамках которой помощь по части погашения ипотеки получили порядка полутора сотни молодых сотрудников компании. В следующем году эта программа получит развитие, и помощь будет оказана гораздо большему количеству человек.
Востребованы специалисты в области разработки автомобильной техники, технологического сопровождения производства. Растет потребность в рабочих специальностях, требуются квалифицированные наладчики, операторы станков, электрогазосварщики, токари, фрезеровщики, слесари механосборочных работ.
Понятно, что опытный мастер на заводе — на вес золота, но необходимо постоянно передавать этот опыт. Сегодня средний возраст работников — чуть-чуть за сорок, и за последние пять лет он даже немного снизился — радует, что молодежь все-таки приходит на завод. Но есть и проблема еще более глобального масштаба — провал в сфере профессионально-технического образования. С высшей школой все хорошо, выпускаются дипломированные специалисты. А рабочих рук не хватает. Пришлось всерьез заняться профессиональной подготовкой: запустили программу целевого обучения по самым дефицитным и востребованным специальностям: автоэлектриков, наладчиков станков ЧПУ и автомаляров.
Правда ли, что вам принадлежит инициатива объединить промышленные предприятия в Миассе в отраслевой союз? Что стоит за этой идеей?
— Да, в апреле прошлого года в Миассе была зарегистрирована организация «Союз за развитие Миасса», в которую помимо автозавода вошли такие крупные городские предприятия как ГРЦ им. Макеева, «Асептические медицинские системы», «Ламинарные системы», «Ивеко-АМТ», «Системы Папилон», «Завод СпецАгрегат» и еще ряд других. Руководители крупных предприятий, которые создают городскую экономику, поняли, что необходимо объединяться и начинать участвовать в социально-экономической жизни города. Суммарная численность работников предприятий, вошедших в союз, превысила 15 тыс. человек. После присвоения Миассу статуса ТОСЭР вопрос о создание данной структуры стал ещё более острым и актуальным в экономическом контексте.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.Миасс — город думающий, с огромным потенциалом реальных городских элит, которые могут улучшить жизнь в городе, содействовать созданию политически стабильной обстановки. Вместе мы, надеюсь, наладим взаимодействие с властями по стратегическим вопросам.