Как соблюсти закон на удаленке?

Как соблюсти закон на удаленке?
Иллюстрация: Из личного архива Алексея Квашнина

Срыв контрактов, нарушение сроков, невозможность выполнения обязательств: пандемия спровоцировала массу конфликтов в бизнесе. Когда законодательство подстроится под ситуацию?

Продолжающаяся пандемия внесла существенные коррективы в нашу жизнь и привычные бизнес-процессы. Оказалось, что власти в любой момент могут принять решение об остановке повседневной работы, ограничении свободы передвижения товаров и людей, изменении привычной налоговой системы и фактической заморозке каких-то сфер бизнеса. Как это отражается на характере юридической практики, рассказывает Алексей Квашнин, директор компании «Адвизер».

Ваша компания традиционно специализируется на вопросах безопасности бизнеса. Запросы клиентов изменились в связи с пандемией?

— Безусловно, ведь изменились общие правила жизни — и это не может не отражаться на характере возникающих у бизнеса проблем. Окончательно утрачена вера в прогнозируемость бизнес-процессов. Срыв контрактов, нарушение сроков, невозможность выполнения обязательств: пандемия спровоцировала массу конфликтов — как между контрагентами, так и между бизнесом и государственными органами. Как поставить партию товара контрагенту, если закрыты границы? А с другой стороны, как заказчику добиться выполнения заказа, который он оплатил и не может дождаться? Вот всеми этими ситуациями мы продолжаем заниматься, отстаивая интересы бизнеса.

Безопасность бизнеса — очень широкое понятие. Но это именно то, на чем специализируется «Адвизер»: мы решаем возникшие у клиентов проблемы и минимизируем риски возникновения новых. В более узком контексте я — юрист, который взаимодействует с налоговыми, правоохранительными и другими государственными органами для защиты клиента, потому что у самого клиента для этого не хватает знаний и навыков. Это и урегулирование споров бизнеса с партнёрами и государством, и сопровождение проверок, и оспаривание их результатов, и защита в суде и всесторонний аудит безопасности на предприятии.

В условиях пандемии бизнес старается оптимизировать расходы и чаще закрывает глаза на соблюдение различных норм — финансовых, правовых, кадровых. А это, в свою очередь, неизбежно ведет к проблемам с надзорными органами: в первую очередь — налоговыми.

Налоговые проверки вернулись?

— Да. Налоговые проверки вернулись и, более того, ужесточились. Увеличились суммы, доначисляемые по итогам налоговых проверок. На новый уровень вышло использование проверяющими органами информационных технологий, а также соцсетей. Доказательство фискалами дробления бизнеса и получения необоснованной налоговой выгоды стало ведущим направлением в их деятельности. Налоговые органы сделали регулярной практикой взаимодействие с правоохранительными органами — и это тоже дает свою долю угроз.

Процесс споров с налоговиками непростой. И обычно небыстрый. Они подходят к анализу налогоплательщиков с обширными возможностями. Самая горячая тема на сегодняшний день — проверка управляющих компаний. Не так давно в силу вступили новые подзаконные акты, где регламентирована деятельность по проверке и правильности применения льгот по НДС управляющими компаниями в сфере ЖКХ. Налоговая выходит с проверкой и принимает решение о том, что льгота неправомерно применялась на протяжении нескольких лет, и доначисляет НДС. Суммы очень большие. Среди свежих примеров — две УК из соседнего города, которым мы помогаем снизить доначисления за три финансовых года на 180 и 160 млн рублей соответственно. Осложняет ситуацию то, что обратились они к нам уже поздно, когда был составлен акт. И тем не менее мы рассчитываем оспорить предъявляемую сумму и снизить фискальную нагрузку на этих клиентов.

Но ведь пока налоговая не предъявила требования, у собственника нет оснований для беспокойства и привлечения юриста?

— На самом деле оценить риски доначислений можно гораздо раньше, во время проведения аудита. Даже если руководитель или собственник абсолютно уверен в чистоте своего бухгалтерского учета и прозрачности действий, консультация юриста не будет лишней. Мы проведем аудит предприятия — как общей безопасности, так и налоговый, и по каждому пункту обсудим способы обезопасить себя и свой бизнес с учетом всех важных законодательных новшеств и тенденций происходящего. И даже на этапе, когда проверка прошла и налоги доначислены, помогаем снизить сумму и принять меры к недопущению уголовной ответственности.

У нас для этого есть соответствующая экспертиза: я в свое время специально проходил обучение по внутреннему финансовому аудиту; бухгалтерскому учету, анализу и аудиту; информационной безопасности и оценке стоимости предприятия. Это не считая основного юридического образования и обширной практики.

Кстати, в минувшем пандемийном году наши сотрудники обновили знания по всем этим направлениям в институте повышения квалификации, получили соответствующие дипломы. Время на получение дополнительного образования у меня, как и у многих, нашлось во время первого локдауна, когда нас всех ограничили в передвижении. Развитие онлайн-образования в пандемию получило новый импульс, и это хорошая возможность стать полезнее клиентам.

А как развитие онлайн повлияло на характер коммуникаций между клиентами, госорганами и юристами в пандемию?

— Активное развитие аутсорсинга во всех сферах формирует новые алгоритмы проверки контрагентов, сдачи отчетности и обмена важными документами. В этом мы видим как плюсы, так и минусы. Развиваются IT-сервисы, видеосвязь, телекоммуникации, электронный документооборот. Технологии, несомненно, несут новые уровни удобства в практику, но с этим удобством появилась новая потенциальная угроза безопасности данных. Кибератаки — новая реальность ведения бизнеса в XXI веке, и хакеры будут продолжать совершенствовать свою тактику и придумывать более сложные методы незаконного доступа к данным бизнеса, средствам граждан и компаний. Тем более что многие компании перевели своих сотрудников на удаленку и сделали такой формат работы постоянным. А когда сотрудник работает с домашнего компьютера, риски утечек корпоративной информации возрастают. Как и вероятность трудовых споров с работодателем. К слову сказать, в минувшем году у «Адвизера» значительно выросла доля клиентов физлиц, которые консультируются относительно споров с работодателем.

С чем связан этот рост обращений работников?

— Это классические трудовые споры, которые связаны с ситуацией. Установление нерабочих дней, перевод сотрудников на удаленную работу, необоснованные увольнения — всё это приводит к спорам о трудовых контрактах и размерах оплаты труда. Если до пандемии сфера трудового права волне четко регулировалась действующим законодательством, то с введением ограничительных мер его нормы оказались бессмысленными. Ну вот запретило правительство работать ресторанам прошлой весной и отменило авиасообщение. Множество мелких компаний из сферы HoReCa потеряли возможность зарабатывать. Работодатель в долгах, зарплату платить нечем. А сотрудник не заинтересован увольняться по собственному желанию. Поэтому к нам шли на консультацию и первые, и вторые. К сожалению, в нашей стране законодательство сильно не успевает за ситуацией. Это такая тяжелая и неповоротливая машина, которой нужно от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы утвердить какое-то новшество. Но жить и управлять бизнесом по-прежнему надо. Остается надеяться, что власти найдут возможность проработать все дистанционные возможности взаимодействия со своими гражданами и внесут соответствующие подзаконные акты, позволяющие жить и работать в условиях пока остающейся с нами пандемии.

Как соблюсти закон на удаленке?                     1ООО «Адвизер»

Челябинск, Комсомольский пр., 105

тел. +7 900-027-02-81

e-mail: info@advizer.pro

advizer.pro

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.