В Челябинской области в очередной раз делается разворот в сторону развития местной туриндустрии: презентован брендовый маршрут, а бизнес отнесен к социальному предпринимательству.
Организованный туризм — мечта любого региона, поскольку позволяет создавать рабочие места, обеспечивает налоговые поступления в бюджет, способствует притоку инвестиций. Беда большинства российских регионов в том, что на их территории преобладает туризм неорганизованный, а значит — теневой. По данным минэкономразвития региона, каждый год на Южный Урал приезжает более 2,5 млн туристов. Но вот только на развитии экономики это мало сказывается. Власти региона неоднократно призывали бизнес инвестировать в развитие туристической отрасли, строительство современных отелей и досуговых комплексов. Но без централизованной поддержки и грамотного расчета сделать быстрый рывок вряд ли получится.
О необходимости создания комфортных условий для развития туристического бизнеса и повышения рекреационной привлекательности региона на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме заявил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. «Развитие туризма —одно из важнейших направлений. Это вопрос и бизнеса, и привлекательности региона, и изменения его имиджа. За пределами области, в целом по стране, рекреационные возможности Челябинской области пока не знают», — приводит слова главы региона ИА «Интерфакс».
По словам Алексея Текслера, в первую очередь будет обустраиваться инфраструктура, необходимая для комфортного отдыха туристов с разным уровнем запросов. «Помимо тех площадок, где может и должно развиваться строительство отелей высокого класса, также очень перспективное направление —строительство кемпингов. Тех мест, куда люди могут приехать, чтобы была возможность поставить машину, чтобы была вода, туалеты, электричество и так далее. В планах — построить десятки таких объектов в регионе», — отметил губернатор.
Так, в этом году начнется обустройство вдоль маршрутов сплавов по реке Ай, которые пользуются большой популярностью. Кроме того, в этом году будет готов проект дороги к новому национальному парку «Зигальга», строится дорога к Черной скале в национальном парке «Таганай». Будет реализован и ряд проектов в сфере зимнего туризма: в частности, на ГЛК «Солнечная долина» летом будет построена дополнительная трасса, появятся новые гостиничные места.
По данным Челябинскстата, в регионе активно развивается экологический туризм — по заповедникам, национальным паркам и охраняемым зонам. В 2020 г. визит-центры посетили 298,6 тыс. человек, во время пандемии турпоток не только не снизился, но даже вырос почти на треть. Кроме того, при поддержке Агентства стратегических инициатив в регионе планируется развивать промышленный туризм: в качестве участников пилотного проекта уже заявились пять предприятий, в том числе такие промышленные гиганты, как ЧТПЗ, комбинат «Магнезит» и ММК.
Недавно презентован и региональный брендовый маршрут, рассчитанный на 4 дня и охватывающий пять городов области. Это готовый турпродукт, в который включены и проезд, и проживание, и питание, и экскурсионное обслуживание. В маршрут включены не только достопримечательности кластера «Горный Урал», но и сам Челябинск: впечатление о городе туристы смогут составить, прогулявшись по Кировке, посетив Исторический музей и Центр исторического наследия ЮУЖД. На сайтах турагентств уже появились предложения по приобретению тура от 16950 руб., при этом пятую часть затрат можно будет возместить за счет программы туристического кешбэка.
Помимо обустройства наиболее посещаемых туристических маршрутов, в правительстве области намерены поддержать туриндустрию и экономическими мерами: компании, которые занимаются организацией внутреннего туризма для детей и незащищенных слоев населения, отнесут к социальному предпринимательству. Соответствующие поправки в региональный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» утвердил комитет по экономической политике Законодательного собрания области. Это позволит туркомпаниям воспользоваться мерами поддержки, предусмотренными для социального бизнеса, том числе бессрочной льготной ставкой по упрощенной системе налогообложения 1% от доходов.
За 15 лет, к 2035 году, власти региона планируют нарастить туристический поток на 1,7 млн туристов в год, до 4,2 млн. Кроме того, должна вырасти и продолжительность турпоездок в регионе. По мнению экспертов, в рамках реализации стратегии развития внутреннего туризма недостаточно определить основные векторы роста и призвать бизнес проявить инициативу. Необходимо также провести исследования, позволяющие понять наиболее востребованные у туристов достопримечательностей области, определить количественную динамику въездного туризма и другие более детальные параметры. Цифровые технологии, получившие в последние годы мощный импульс для развития, могут внести огромный вклад в развитие туристического потенциала, в частности, технология BigData.
Богатый опыт в работе с большими данными в туризме уже имеет МТС — в нескольких регионах страны для увеличения туристического потенциала запущены проекты на основе BigData. С помощью больших данных, компания формирует цифровую модель города или области и помогает на основе обезличенных данных определять объем туристического потока и анализировать его. По словам президента МТС Вячеслава Николаева, это имеет большую практическую ценность: так, например, аналогичный пилотный проект, который проходил обкатку в Самарской области, позволил на основе анализа больших данных определить, из каких городов чаще всего приезжают туристы, каким видом транспорта пользуются и, соответственно, принять решение о частичном субсидировании авиарейсов. Кроме того, это позволило выявить наиболее популярные маршруты и места привлечения туристов, чтобы в дальнейшем учесть плотность турпотока и его сезонность при проектировании дорог, прокладке туристических троп, оптимизации маршрутов общественного транспорта, строительстве отелей, кемпингов и заведений общепита. «Многие природные достопримечательности расположены в отдаленных уголках, а туристу нужно сделать внятное комплексное, предсказуемое по затратам предложение, где будут предусмотрены все нюансы: и трансфер, и отель, и прочее», — отметил Вячеслав Николаев.
Некоторые возможности BigData МТС показала и в серии исследований по популярным местам летнего и осеннего отдыха в Челябинской области. На основе обобщенных обезличенных данных был выявлен целый ряд трендов и тенденций, которые могли бы заинтересовать представителей бизнеса и чиновников, отвечающих за развитие туризма. Компания проанализировала туристические привычки южноуральцев: центрами притяжения оказались водоёмы озера Увильды, Тургояк и Кисегач. Также стало очевидно, что почти треть отдыхающих на Увильдах в летнее время — это туристы, приехавшие из других регионов — прежде всего, из соседнего Екатеринбурга, но также из Башкирии, Перми и даже Москвы. Треть челябинцев, выезжающих за город, останавливалась на ночь в загородных домах, на турбазах и в санаториях.
Как отмечают эксперты, оцифровка турпотока и создание точного профиля туриста по полу, возрасту, уровню достатка и интересам позволяет принимать оправданные финансовые решения, в том числе по распределению бюджета на строительство дорог и запуск новых маршрутов. Кроме того, большие данные позволяют планировать календарь событий так, чтобы он помогал развитию туризма, и оценивать значимость тех или иных мероприятий для привлечения гостей в регион.
За последние несколько лет геоаналитика также нашла применение в развитии городской инфраструктуры. Например, большие данные использовались при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017–2018 годах. В Челябинске Big Data тоже нашла применение: в проекте ЮУрГУ по развитию общественного транспорта большие данные от МТС использовались при анализе загруженности дорог и транспортных развязок, что позволило спланировать дальнейшее развитие дорожной сети с учетом потребностей жителей города.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.