Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж

12 мая в Челябинске прошел масштабный бизнес-форум «Будущее города», на котором обсуждались проблемы градостроительной политики, общественного транспорта и ревитализации общественных пространств.

Спикерами бизнес-форума, организованного «Деловым кварталом», стали наиболее авторитетные эксперты в градостроительстве, пространственном и транспортном планировании, урбанистике и устойчивом развитии городов из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. В зале собралось порядка двухсот руководителей строительной отрасли, девелоперских компаний, агентств недвижимости и представителей общественности, еще более 3 тыс. зрителей подключились к онлайн-трансляции мероприятия.

«Бизнес-форум «Будущее города» — это, пожалуй, единственное в городе мероприятие такого масштаба и значимости, которое при этом не связано официальным прокрустовым ложем, и спикеры, представители бизнеса могут свободно и откровенно высказывать свою точку зрения относительно потенциальных путей развития города. И это самое ценное — живое профессиональное сообщество, которое каждый год собирается на мероприятии», — отметил, открывая форум, Дмитрий Довженко, общественный представитель Агентства стратегических инициатив по предпринимательству и технологиям в Челябинской области, руководитель «Челябинского инновационного центра», который в этом году выступил соорганизатором мероприятия.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 1

Как преобразовать постиндустриальный город в smart city

Как отмечает Дмитрий Наринский, профессор факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики им. А. Высоковского, в глобальном мире явно прослеживается тенденция к опережающему росту агломераций, однако темпы роста населения в городах значительно разнятся. В то время как в некоторых население прирастает на сотню жителей каждый час, в других наблюдается устойчивый отток. При этом тройка самых быстро растущих городов — Лаос в Нигерии, Дели в Индии и Дакка в Бангладеше — вовсе не является привлекательным местом для жизни: в перенаселенных мегаполисах ярчайший контраст между нищими грязными фавелами и небоскребами, высокий уровень преступности и безработица. «В Большой Москве есть район Зябликово, который уже окрестили российским Мумбаи, потому что там плотность населения тоже доходит до фантастического показателя 30 тыс. человек на квадратный километр. Среди 15 российских городов-миллионников Челябинск находится на седьмом месте с населением 1,18 млн человек, при этом плотность вдвое ниже, чем в Москве — 2,37 тыс. человек на квадратный километр. В последнее время наблюдался небольшой отток населения, но он уже стабилизировался, и город имеет все шансы переломить негативную тенденцию», — считает эксперт. При этом в стране есть действительно удручающие примеры оттока жителей промышленных моногородов: так, Губаха в Пермском крае потеряла почти треть населения всего лишь за шесть лет.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 2

«Утверждение, что рабочие места автоматически обеспечивают стабильный приток населения — феноменальное заблуждение, и ярчайшее подтверждение тому — Комсомольск-на-Амуре, мощный промышленный город, где находится завод авиагиганта «Сухой» с высоким уровнем заработных плат, со стабильными гарантированными соцвыплатами, и это не способно удержать жителей. Как и комфортная городская среда. Подмосковная Балашиха растет как на дрожжах, хотя там нет никакой среды, жилые дома строятся уже вплотную к городской помойке, при этом квадратный метр жилья стоит 124 тыс. руб. Оказывается, что определяющим фактором является потенциальная возможность выбора — жилья, работы, досуга», — говорит Дмитрий Наринский.

Как отмечает историк архитектуры, искусствовед, профессор Высшей школы урбанистики при Высшей школе экономики и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин, при разработке мастер-плана необходимо прежде всего определить экономический и социально-антропологический профиль города.

«Если обрисовать общий тренд, то это движение от промышленного города к постиндустриальному. В России сегодня 1113 городов, и примерно девятьсот из них являются индустриальными по профилю. Это вызов, который стоит перед страной. И в последние двадцать лет, когда судьбой постиндустриальных городов занялись не только мечтатели-урбанисты, но и экономисты, городские планировщики, появилась согласованная программа действий, которая основана на статистике и социологии. Общего правила нет, очевидно одно: завод больше не формирует город. Современный завод уже не требует тысяч рабочих, и, соответственно, располагать его в черте города с экономической точки зрения никакого смысла нет. Не требуется больше компактного проживания большого количества людей, которые трудятся на предприятии. Более того, людей на производстве постепенно заменяют роботы. Фабрика уходит из города, и это хорошо: экология улучшается, решаются проблемы с транспортными потоками», — говорит Григорий Ревзин.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 3

Челябинск не уйдет совсем от образа промышленного города: заводы, которые обеспечивают основные поступления в бюджет, вынести за городскую черту нереально, однако постепенно на фоне модернизации производства высвобождается территория и корпуса промышленных предприятий, сокращаются охранные зоны, говорит заместитель главы Челябинска по строительству Владимир Шамне. «В стратегии, рассчитанной на ближайшие пятнадцать лет, предлагается рассматривать наш город как промышленный и производственный, но с новым индустриальным укладом. Это требует специалистов совершенно иного качества, которые появятся, если в городе будет создана комфортная городская среда, будет современный общественный транспорт, качественное жилье и — как база всего — хорошая экология. Необходимо переломить негативную повестку, избавиться от имиджа города-анекдота, где арматурой шнуруют ботинки. Чтобы перейти к модели города технологических инноваций, привлечь IT-специалистов, талантливую молодежь, необходимо создавать креативные пространства, IT-парки и целые кварталы. Есть проекты по преображению набережной реки Миасс, которая превратится в каскад парков, чтобы река не разделяла, а связывала город, а также по реконструкции парка Гагарина, благоустройству скверов и дворов. Необходимо застраивать город совершенно другими зданиями, обеспеченными социальной инфраструктурой. В городе должны появиться знаковые объекты: концертный зал, выставочный комплекс, аквапарк, которого город так долго ждет и который, надеюсь, будет построен уже в ближайшее время», — перечислил Владимир Шамне стратегические направления градостроительной политики.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 4

«Когда человек выбирает место, где ему хотелось бы жить: в Челябинске, Екатеринбуге, Новосибирске или Копейске, он всегда оценивает город по ряду факторов, которые грубо можно разделить на четыре составляющих: экономическая, пространственная, социокультурная и экологическая среда. Естественно, что человек в первую очередь задумывается: сможет ли он реализовать потенциал, получать достойную оплату труда, продлить долголетие. Важно, кто будет его соседями по дому, сможет ли он реализовать культурные потребности: посещать выставки, спектакли, концерты. И в этом плане и Новосибирск, и Челябинск, как и большинство постсоветских городов, представляют собой пока еще не самые комфортные пространства», — говорит Александр Ложкин, главный архитектор Новосибирска, профессор Международной академии архитектуры.

«Проблема в том, что в реальности переход в постиндустриальную стадию успешно происходит лишь в одном случае из десяти, а девять промышленных городов, решившихся на эту трансформацию, остаются в проигрыше. Проблема современных городов заключается в излишней трудовой квалификации и уровне образования жителей. Да, в бывших промзонах могут зарождаться стартапы, но, только-только встав на ноги, они сразу же норовят сбежать туда, где уже создана благоприятная среда», — рассказывает Григорий Ревзин.

По мнению эксперта, государство должно стать регулировщиком этого перехода, пока же два главных федеральных проекта — «Доступное жилье» и «Комфортная городская среда» — направлены в противоположные стороны: в то время как один предусматривает массовое строительство типового жилья по индустриальной модели, то другой — ровно противоположную историю. «Степень их противоречия еще не слишком осознана властями, и стандартное жилье пока побеждает комфортную среду, но мне кажется, что эта победа — не окончательная», — говорит эксперт.

Новый взгляд на центр города и спальные окраины

В 2021 г. планируется утвердить новый генеральный план Челябинска. Однако, как отмечает главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов, генплан, по сути, определяет только границы города, агломерационные связи и отделяет земли сельхозназначения и городских лесов от тех, где разрешена разного рода застройка. «Сегодня, с точки зрения развития города, гораздо важнее правила землепользования и застройки, на разработку которых мы зашли в этом году — современные, адаптивные и умные. Требования по плотности застройки, по обеспеченности парковочными местами в центре и в спальных кварталах, которые существуют в парадигме маятниковой миграции, должны быть разными. Центр города сегодня крайне рыхлый, неплотный. Но высотная застройка неэкологична по отношению к тем историческим зданиям, которых в Челябинске и так осталось не слишком много, но которые определяют его идентичность», — говорит Павел Крутолапов.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 5

По его мнению, город должен стать полицентричным. «У концепции «15-минутного города» есть как противники, так и сторонники. Идея полицентричности предполагает, что в пешей доступности находятся все необходимые сервисы, и этот подход становится доминирующей стратегией развития городов, которые задумываются о будущем. Мир быстро меняется, появляются новые профессии. В сфере IT даже начинающий специалист может зарабатывать 400 тыс. руб. в месяц и при этом жить в любой точке мира, разрабатывая проекты дистанционно, привязка к определенному месту уже совершенно не важна», — рассказывает Павел Крутолапов.

По его словам, помимо вариативности застройки территории важна также адаптивность. «Если посмотреть на Комсомольский проспект в Челябинске, то бросается в глаза, что на первых этажах зданий советской застройки сегодня расположены коммерческие помещения с разношерстными вывесками. В тот момент зодчие не учли, что город и экономика могут развиваться в этом направлении», — говорит Павел Крутолапов. Более того, до последнего времени в среде челябинских застройщиков проходил четкий водораздел: кто-то строил исключительно жилье, а другие — коммерческую недвижимость. И в городе появлялись торговые комплексы, не обеспеченные потоком покупателей, и жилые дома, в окрестностях которых нет нормальных магазинов. «Центр Челябинска сегодня практически не обладает жилыми квадратными метрами, а на периферии, наоборот, есть только жилые дома и больше ничего. И в ближайшие десять лет Челябинску предстоит уравновесить это через разного рода регулирующие документы и регламенты», — говорит Павел Крутолапов.

«Mix-use — один из основных драйверов развития современных городов», — подтверждает Дмитрий Наринский.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 6

«Традиция индустриального домостроения, максимально технократичного, без учета потребностей жителей, до последнего времени доминировала, и весь строительный комплекс был ориентирован на штамповку стандартного предложения с минимизацией затрат, в том числе в ущерб созданию комфортной среды. И если посмотреть на типологию современного жилья, то окажется, что она бедна даже по сравнению с советским периодом: всё свелось к трем вариантам: дом-башня, дом-пластина и индивидуальный коттедж. Даже в дореволюционной России в провинциальных городах нередко встречались, к примеру, дома галерейного или атриумного типа. Но ситуация меняется: если до кризиса 2008 г. легко продавалось в принципе всё, что строилось, то сегодня в условиях высокой конкуренции становится важна уникальность предложения», — утверждает Александр Ложкин.

По мнению эксперта, советское индустриальное домостроение можно сравнить с «жигулями»-копейкой — появившемся примерно в то же время индустриальным типовым автомобилем для миллионов. Автомобильным аналогом жилья повышенной комфортности можно считать тот же автомобиль марки «Жигули», только модели люкс. «Следующий шаг очевиден: точно так же, как все пересели с «жигулей» на «тойоты» и прочие надежные, комфортные и при этом недорогие автомобили, тип доступного и качественного жилья призван стать доминирующим на рынке. Должно измениться понятие стандартного жилья. Последний кризис показал, что хуже всего себя чувствуют застройщики низкокачественного массового жилья, в то время как в сегментах комфорт- и бизнес-класса спад продаж не так ощущался. И на эти проекты в Новосибирске уже приходится половина возводимого жилья», — рассказывает Александр Ложкин.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 7

Как отмечает председатель совета директоров ГК «Компаньон» Арсен Унанян, Челябинск на протяжении долгого времени притормаживал в жилищном строительстве из-за слишком низкой стоимости квадратного метра. «Местные застройщики гораздо охотнее ведут строительство жилых комплексов в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, где рентабельность бизнеса гораздо выше. Бич мышления советского человека — он голосует рублем за самую низкую цену, и что бы ни придумывали местные застройщики, челябинцы всё равно будут скупать квартиры в Чурилово, очередном «Парковом» и даже у откровенных мошенников, лишь бы по самой низкой цене. И лишь во вторую очередь люди задумываются о комфорте, семье, экологии», — сокрушается эксперт.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 8

Компания «Голос девелопмент» (до недавнего ребрендинга — СК «Легион») — едва ли не единственный из челябинских застройщиков, кто и в благополучные, и в кризисные годы распродавал квартиры в новостройках по цене, на 25-30% выше средней по рынку. «Главные претензии к спальным районам обычно заключаются в том, что школы, детские сады и дороги там появляются значительно позднее жилых домов, там мало рабочих мест, что создает ежедневную маятниковую миграцию. Из-за отдаленности и отсутствия общественного транспорта две машины на семью становятся вынужденной мерой, и дворы новостроек превращаются в парковочные поля, а каждое утро и вечер на дорогах образуются пробки. Еще одна проблема, теперь уже в плоскости архитектуры и среды, — это унылая эстетика спальных районов, которую город наследовал еще с советских времен, а также разрыв территории внутри кварталов в силу того, что реализуется те так много больших проектов комплексного развития территории, в основном все-таки это разрозненные участки, осваивающиеся разными застройщиками. И до последнего времени не было никакого единства и понимания: а кто вообще хозяин территории, кто отвечает за концепцию? Обычно в ответ на критику застройщики апеллировали к низкой стоимости квадратного метра: как можно построить город-сад, если квартиры в новостройках продаются за 40 тыс. за кв. м? Мы провели сравнение, сопоставив стоимость квадратного метра жилья и уровень доходов в разных регионах. И выяснился интересный факт: к примеру, в Новосибирской области уровень доходов на 13% выше, чем в Челябинской, а стоимость жилья — на все 35%. В Самарской области заработки на 14% выше, а жилье дороже на 24%. Даже в Волгоградской области, где уровень доходов ниже, чем в Челябинске, жилье дороже на 15%. И из этого следует, что низкая стоимость жилья в Челябинске детерминирована не столько уровнем доходов. Это парадигма, в которой город привык жить», — говорит директор компании «Голос девелопмент» Сергей Пахомов.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 9

Как отмечает эксперт, в прошлом году в строительном секторе произошла маленькая революция: изменения в федеральном законодательстве, обозначающие базовые принципы комплексного развития территории, обязывают и застройщиков, и администрацию города изначально закладывать в проект будущего квартала и детские сады, и школу, и поликлинику, и торговые и офисные центры. Плюс более продвинутые регионы уже пошли по пути ужесточения норм градпланирования: 20% от суммарного количества квадратных метров жилого квартала должно быть отведено под создание новых рабочих мест. «Болезнь Челябинска — низкая плотность застройки, и здесь необходимо кардинально менять нормативы градпроектирования. В силу того, что Челябинск долгое время застраивался исключительно индустриальными домами, застройщики сдавали типовые «бетонометры»: стены ровные, швов не видно, крыша не течет — уже хорошо. На следующей стадии рынка неизбежно должны появиться разнообразные и интересные проекты, это закон экономической эволюции», — убежден Сергей Пахомов.

Комментарии партнеров:

Дмитрий Ботов, директор по развитию цифровых продуктов компании Интерсвязь:

- Мероприятия «Делового квартала» всегда отличаются особой атмосферой, которая разрушает рамки официальности и условностей, которые только мешают. Неформальное же общение даёт возможность свободнее выражать идеи и мысли, вести более активный диалог. Изданию удается собрать на одной площадке уникальных спикеров, которых практически невозможно увидеть в одном месте и в одно время на любом другом мероприятии из-за большой занятости и востребованности. Преимущество IT-технологий заключается в том, что они применимы абсолютно во всех сферах жизни. Поэтому в каждом из блоков была возможность поделиться особенным опытом, который накопили за долгое время работы в городах России и ближнего зарубежья. Мы привыкли оценивать эффективность реальными проектами и делами. Поэтому результаты общения на форуме покажет время.

Денис Шарипов, директор обособленного подразделения в Челябинске АО ВТБ Лизинг:

- Понравилось, что в рамках бизнес-форума были затронуты важные темы и проанализирована уже реализованная работа по повышению эффективности промышленного производства, улучшению качества транспортной инфраструктуры, городских пространств, рынка жилой и коммерческой недвижимости региона. Интересно, что были озвучены проекты для дальнейшего улучшения этих сфер. ВТБ Лизинг рад поддержать бизнес-сообщество Челябинска и области в реализации этих масштабных планов и предложить лучшие финансовые условия для расширения производственной базы предприятий.

«Деловой квартал» выражает благодарность партнерам бизнес-форума «Будущее города». Генеральный партнер мероприятия — «Голос Девелопмент» 

Информационный партнер форума — компания «Интерсвязь»

Партнеры мероприятия:

компания «Сейхо-Моторс» — официальный дилер автомобилей «Лексус» в Челябинске

стоматологическая клиника «Стоматекс-М»

загородный комплекс «Лесная застава»

лизинговая компания «ВТБ Лизинг»

 компания «Металл-база»

девелоперская компания «Весна»  

артезианская вода Niagara Premium 

Партнер прямой трансляции — компания «УралКаст»

 Разработчик мобильных приложений и чат-ботов — компания 2engine

Группа компаний «НГ-Сервис» 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.