Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж

12 мая в Челябинске прошел масштабный бизнес-форум «Будущее города», на котором обсуждались проблемы градостроительной политики, общественного транспорта и ревитализации общественных пространств.

Спикерами бизнес-форума, организованного «Деловым кварталом», стали наиболее авторитетные эксперты в градостроительстве, пространственном и транспортном планировании, урбанистике и устойчивом развитии городов из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. В зале собралось порядка двухсот руководителей строительной отрасли, девелоперских компаний, агентств недвижимости и представителей общественности, еще более 3 тыс. зрителей подключились к онлайн-трансляции мероприятия.

«Бизнес-форум «Будущее города» — это, пожалуй, единственное в городе мероприятие такого масштаба и значимости, которое при этом не связано официальным прокрустовым ложем, и спикеры, представители бизнеса могут свободно и откровенно высказывать свою точку зрения относительно потенциальных путей развития города. И это самое ценное — живое профессиональное сообщество, которое каждый год собирается на мероприятии», — отметил, открывая форум, Дмитрий Довженко, общественный представитель Агентства стратегических инициатив по предпринимательству и технологиям в Челябинской области, руководитель «Челябинского инновационного центра», который в этом году выступил соорганизатором мероприятия.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 1

Как преобразовать постиндустриальный город в smart city

Как отмечает Дмитрий Наринский, профессор факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики им. А. Высоковского, в глобальном мире явно прослеживается тенденция к опережающему росту агломераций, однако темпы роста населения в городах значительно разнятся. В то время как в некоторых население прирастает на сотню жителей каждый час, в других наблюдается устойчивый отток. При этом тройка самых быстро растущих городов — Лаос в Нигерии, Дели в Индии и Дакка в Бангладеше — вовсе не является привлекательным местом для жизни: в перенаселенных мегаполисах ярчайший контраст между нищими грязными фавелами и небоскребами, высокий уровень преступности и безработица. «В Большой Москве есть район Зябликово, который уже окрестили российским Мумбаи, потому что там плотность населения тоже доходит до фантастического показателя 30 тыс. человек на квадратный километр. Среди 15 российских городов-миллионников Челябинск находится на седьмом месте с населением 1,18 млн человек, при этом плотность вдвое ниже, чем в Москве — 2,37 тыс. человек на квадратный километр. В последнее время наблюдался небольшой отток населения, но он уже стабилизировался, и город имеет все шансы переломить негативную тенденцию», — считает эксперт. При этом в стране есть действительно удручающие примеры оттока жителей промышленных моногородов: так, Губаха в Пермском крае потеряла почти треть населения всего лишь за шесть лет.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 2

«Утверждение, что рабочие места автоматически обеспечивают стабильный приток населения — феноменальное заблуждение, и ярчайшее подтверждение тому — Комсомольск-на-Амуре, мощный промышленный город, где находится завод авиагиганта «Сухой» с высоким уровнем заработных плат, со стабильными гарантированными соцвыплатами, и это не способно удержать жителей. Как и комфортная городская среда. Подмосковная Балашиха растет как на дрожжах, хотя там нет никакой среды, жилые дома строятся уже вплотную к городской помойке, при этом квадратный метр жилья стоит 124 тыс. руб. Оказывается, что определяющим фактором является потенциальная возможность выбора — жилья, работы, досуга», — говорит Дмитрий Наринский.

Как отмечает историк архитектуры, искусствовед, профессор Высшей школы урбанистики при Высшей школе экономики и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин, при разработке мастер-плана необходимо прежде всего определить экономический и социально-антропологический профиль города.

«Если обрисовать общий тренд, то это движение от промышленного города к постиндустриальному. В России сегодня 1113 городов, и примерно девятьсот из них являются индустриальными по профилю. Это вызов, который стоит перед страной. И в последние двадцать лет, когда судьбой постиндустриальных городов занялись не только мечтатели-урбанисты, но и экономисты, городские планировщики, появилась согласованная программа действий, которая основана на статистике и социологии. Общего правила нет, очевидно одно: завод больше не формирует город. Современный завод уже не требует тысяч рабочих, и, соответственно, располагать его в черте города с экономической точки зрения никакого смысла нет. Не требуется больше компактного проживания большого количества людей, которые трудятся на предприятии. Более того, людей на производстве постепенно заменяют роботы. Фабрика уходит из города, и это хорошо: экология улучшается, решаются проблемы с транспортными потоками», — говорит Григорий Ревзин.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 3

Челябинск не уйдет совсем от образа промышленного города: заводы, которые обеспечивают основные поступления в бюджет, вынести за городскую черту нереально, однако постепенно на фоне модернизации производства высвобождается территория и корпуса промышленных предприятий, сокращаются охранные зоны, говорит заместитель главы Челябинска по строительству Владимир Шамне. «В стратегии, рассчитанной на ближайшие пятнадцать лет, предлагается рассматривать наш город как промышленный и производственный, но с новым индустриальным укладом. Это требует специалистов совершенно иного качества, которые появятся, если в городе будет создана комфортная городская среда, будет современный общественный транспорт, качественное жилье и — как база всего — хорошая экология. Необходимо переломить негативную повестку, избавиться от имиджа города-анекдота, где арматурой шнуруют ботинки. Чтобы перейти к модели города технологических инноваций, привлечь IT-специалистов, талантливую молодежь, необходимо создавать креативные пространства, IT-парки и целые кварталы. Есть проекты по преображению набережной реки Миасс, которая превратится в каскад парков, чтобы река не разделяла, а связывала город, а также по реконструкции парка Гагарина, благоустройству скверов и дворов. Необходимо застраивать город совершенно другими зданиями, обеспеченными социальной инфраструктурой. В городе должны появиться знаковые объекты: концертный зал, выставочный комплекс, аквапарк, которого город так долго ждет и который, надеюсь, будет построен уже в ближайшее время», — перечислил Владимир Шамне стратегические направления градостроительной политики.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 4

«Когда человек выбирает место, где ему хотелось бы жить: в Челябинске, Екатеринбуге, Новосибирске или Копейске, он всегда оценивает город по ряду факторов, которые грубо можно разделить на четыре составляющих: экономическая, пространственная, социокультурная и экологическая среда. Естественно, что человек в первую очередь задумывается: сможет ли он реализовать потенциал, получать достойную оплату труда, продлить долголетие. Важно, кто будет его соседями по дому, сможет ли он реализовать культурные потребности: посещать выставки, спектакли, концерты. И в этом плане и Новосибирск, и Челябинск, как и большинство постсоветских городов, представляют собой пока еще не самые комфортные пространства», — говорит Александр Ложкин, главный архитектор Новосибирска, профессор Международной академии архитектуры.

«Проблема в том, что в реальности переход в постиндустриальную стадию успешно происходит лишь в одном случае из десяти, а девять промышленных городов, решившихся на эту трансформацию, остаются в проигрыше. Проблема современных городов заключается в излишней трудовой квалификации и уровне образования жителей. Да, в бывших промзонах могут зарождаться стартапы, но, только-только встав на ноги, они сразу же норовят сбежать туда, где уже создана благоприятная среда», — рассказывает Григорий Ревзин.

По мнению эксперта, государство должно стать регулировщиком этого перехода, пока же два главных федеральных проекта — «Доступное жилье» и «Комфортная городская среда» — направлены в противоположные стороны: в то время как один предусматривает массовое строительство типового жилья по индустриальной модели, то другой — ровно противоположную историю. «Степень их противоречия еще не слишком осознана властями, и стандартное жилье пока побеждает комфортную среду, но мне кажется, что эта победа — не окончательная», — говорит эксперт.

Новый взгляд на центр города и спальные окраины

В 2021 г. планируется утвердить новый генеральный план Челябинска. Однако, как отмечает главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов, генплан, по сути, определяет только границы города, агломерационные связи и отделяет земли сельхозназначения и городских лесов от тех, где разрешена разного рода застройка. «Сегодня, с точки зрения развития города, гораздо важнее правила землепользования и застройки, на разработку которых мы зашли в этом году — современные, адаптивные и умные. Требования по плотности застройки, по обеспеченности парковочными местами в центре и в спальных кварталах, которые существуют в парадигме маятниковой миграции, должны быть разными. Центр города сегодня крайне рыхлый, неплотный. Но высотная застройка неэкологична по отношению к тем историческим зданиям, которых в Челябинске и так осталось не слишком много, но которые определяют его идентичность», — говорит Павел Крутолапов.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 5

По его мнению, город должен стать полицентричным. «У концепции «15-минутного города» есть как противники, так и сторонники. Идея полицентричности предполагает, что в пешей доступности находятся все необходимые сервисы, и этот подход становится доминирующей стратегией развития городов, которые задумываются о будущем. Мир быстро меняется, появляются новые профессии. В сфере IT даже начинающий специалист может зарабатывать 400 тыс. руб. в месяц и при этом жить в любой точке мира, разрабатывая проекты дистанционно, привязка к определенному месту уже совершенно не важна», — рассказывает Павел Крутолапов.

По его словам, помимо вариативности застройки территории важна также адаптивность. «Если посмотреть на Комсомольский проспект в Челябинске, то бросается в глаза, что на первых этажах зданий советской застройки сегодня расположены коммерческие помещения с разношерстными вывесками. В тот момент зодчие не учли, что город и экономика могут развиваться в этом направлении», — говорит Павел Крутолапов. Более того, до последнего времени в среде челябинских застройщиков проходил четкий водораздел: кто-то строил исключительно жилье, а другие — коммерческую недвижимость. И в городе появлялись торговые комплексы, не обеспеченные потоком покупателей, и жилые дома, в окрестностях которых нет нормальных магазинов. «Центр Челябинска сегодня практически не обладает жилыми квадратными метрами, а на периферии, наоборот, есть только жилые дома и больше ничего. И в ближайшие десять лет Челябинску предстоит уравновесить это через разного рода регулирующие документы и регламенты», — говорит Павел Крутолапов.

«Mix-use — один из основных драйверов развития современных городов», — подтверждает Дмитрий Наринский.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 6

«Традиция индустриального домостроения, максимально технократичного, без учета потребностей жителей, до последнего времени доминировала, и весь строительный комплекс был ориентирован на штамповку стандартного предложения с минимизацией затрат, в том числе в ущерб созданию комфортной среды. И если посмотреть на типологию современного жилья, то окажется, что она бедна даже по сравнению с советским периодом: всё свелось к трем вариантам: дом-башня, дом-пластина и индивидуальный коттедж. Даже в дореволюционной России в провинциальных городах нередко встречались, к примеру, дома галерейного или атриумного типа. Но ситуация меняется: если до кризиса 2008 г. легко продавалось в принципе всё, что строилось, то сегодня в условиях высокой конкуренции становится важна уникальность предложения», — утверждает Александр Ложкин.

По мнению эксперта, советское индустриальное домостроение можно сравнить с «жигулями»-копейкой — появившемся примерно в то же время индустриальным типовым автомобилем для миллионов. Автомобильным аналогом жилья повышенной комфортности можно считать тот же автомобиль марки «Жигули», только модели люкс. «Следующий шаг очевиден: точно так же, как все пересели с «жигулей» на «тойоты» и прочие надежные, комфортные и при этом недорогие автомобили, тип доступного и качественного жилья призван стать доминирующим на рынке. Должно измениться понятие стандартного жилья. Последний кризис показал, что хуже всего себя чувствуют застройщики низкокачественного массового жилья, в то время как в сегментах комфорт- и бизнес-класса спад продаж не так ощущался. И на эти проекты в Новосибирске уже приходится половина возводимого жилья», — рассказывает Александр Ложкин.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 7

Как отмечает председатель совета директоров ГК «Компаньон» Арсен Унанян, Челябинск на протяжении долгого времени притормаживал в жилищном строительстве из-за слишком низкой стоимости квадратного метра. «Местные застройщики гораздо охотнее ведут строительство жилых комплексов в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, где рентабельность бизнеса гораздо выше. Бич мышления советского человека — он голосует рублем за самую низкую цену, и что бы ни придумывали местные застройщики, челябинцы всё равно будут скупать квартиры в Чурилово, очередном «Парковом» и даже у откровенных мошенников, лишь бы по самой низкой цене. И лишь во вторую очередь люди задумываются о комфорте, семье, экологии», — сокрушается эксперт.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 8

Компания «Голос девелопмент» (до недавнего ребрендинга — СК «Легион») — едва ли не единственный из челябинских застройщиков, кто и в благополучные, и в кризисные годы распродавал квартиры в новостройках по цене, на 25-30% выше средней по рынку. «Главные претензии к спальным районам обычно заключаются в том, что школы, детские сады и дороги там появляются значительно позднее жилых домов, там мало рабочих мест, что создает ежедневную маятниковую миграцию. Из-за отдаленности и отсутствия общественного транспорта две машины на семью становятся вынужденной мерой, и дворы новостроек превращаются в парковочные поля, а каждое утро и вечер на дорогах образуются пробки. Еще одна проблема, теперь уже в плоскости архитектуры и среды, — это унылая эстетика спальных районов, которую город наследовал еще с советских времен, а также разрыв территории внутри кварталов в силу того, что реализуется те так много больших проектов комплексного развития территории, в основном все-таки это разрозненные участки, осваивающиеся разными застройщиками. И до последнего времени не было никакого единства и понимания: а кто вообще хозяин территории, кто отвечает за концепцию? Обычно в ответ на критику застройщики апеллировали к низкой стоимости квадратного метра: как можно построить город-сад, если квартиры в новостройках продаются за 40 тыс. за кв. м? Мы провели сравнение, сопоставив стоимость квадратного метра жилья и уровень доходов в разных регионах. И выяснился интересный факт: к примеру, в Новосибирской области уровень доходов на 13% выше, чем в Челябинской, а стоимость жилья — на все 35%. В Самарской области заработки на 14% выше, а жилье дороже на 24%. Даже в Волгоградской области, где уровень доходов ниже, чем в Челябинске, жилье дороже на 15%. И из этого следует, что низкая стоимость жилья в Челябинске детерминирована не столько уровнем доходов. Это парадигма, в которой город привык жить», — говорит директор компании «Голос девелопмент» Сергей Пахомов.

Будущее города: как перестроить Челябинск за 15 лет. Фоторепортаж 9

Как отмечает эксперт, в прошлом году в строительном секторе произошла маленькая революция: изменения в федеральном законодательстве, обозначающие базовые принципы комплексного развития территории, обязывают и застройщиков, и администрацию города изначально закладывать в проект будущего квартала и детские сады, и школу, и поликлинику, и торговые и офисные центры. Плюс более продвинутые регионы уже пошли по пути ужесточения норм градпланирования: 20% от суммарного количества квадратных метров жилого квартала должно быть отведено под создание новых рабочих мест. «Болезнь Челябинска — низкая плотность застройки, и здесь необходимо кардинально менять нормативы градпроектирования. В силу того, что Челябинск долгое время застраивался исключительно индустриальными домами, застройщики сдавали типовые «бетонометры»: стены ровные, швов не видно, крыша не течет — уже хорошо. На следующей стадии рынка неизбежно должны появиться разнообразные и интересные проекты, это закон экономической эволюции», — убежден Сергей Пахомов.

Комментарии партнеров:

Дмитрий Ботов, директор по развитию цифровых продуктов компании Интерсвязь:

- Мероприятия «Делового квартала» всегда отличаются особой атмосферой, которая разрушает рамки официальности и условностей, которые только мешают. Неформальное же общение даёт возможность свободнее выражать идеи и мысли, вести более активный диалог. Изданию удается собрать на одной площадке уникальных спикеров, которых практически невозможно увидеть в одном месте и в одно время на любом другом мероприятии из-за большой занятости и востребованности. Преимущество IT-технологий заключается в том, что они применимы абсолютно во всех сферах жизни. Поэтому в каждом из блоков была возможность поделиться особенным опытом, который накопили за долгое время работы в городах России и ближнего зарубежья. Мы привыкли оценивать эффективность реальными проектами и делами. Поэтому результаты общения на форуме покажет время.

Денис Шарипов, директор обособленного подразделения в Челябинске АО ВТБ Лизинг:

- Понравилось, что в рамках бизнес-форума были затронуты важные темы и проанализирована уже реализованная работа по повышению эффективности промышленного производства, улучшению качества транспортной инфраструктуры, городских пространств, рынка жилой и коммерческой недвижимости региона. Интересно, что были озвучены проекты для дальнейшего улучшения этих сфер. ВТБ Лизинг рад поддержать бизнес-сообщество Челябинска и области в реализации этих масштабных планов и предложить лучшие финансовые условия для расширения производственной базы предприятий.

«Деловой квартал» выражает благодарность партнерам бизнес-форума «Будущее города». Генеральный партнер мероприятия — «Голос Девелопмент» 

Информационный партнер форума — компания «Интерсвязь»

Партнеры мероприятия:

компания «Сейхо-Моторс» — официальный дилер автомобилей «Лексус» в Челябинске

стоматологическая клиника «Стоматекс-М»

загородный комплекс «Лесная застава»

лизинговая компания «ВТБ Лизинг»

 компания «Металл-база»

девелоперская компания «Весна»  

артезианская вода Niagara Premium 

Партнер прямой трансляции — компания «УралКаст»

 Разработчик мобильных приложений и чат-ботов — компания 2engine

Группа компаний «НГ-Сервис» 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.