Пороги в Сатке: майниговая ферма, туристический аттракцион или разруха?

Судьбу одной из наиболее известных достопримечательностей Южного Урала обсудили на премьере документального проекта «Новое железо Урала» в Историческом музее.

Документальный фильм «Индустриальное наследие. Теория и практика ревитализации» режиссера Натальи Исаковой посвящен саткинским Порогам — историческому и промышленному наследию, которое пришло в полное запустение. В разное время там планировалось развивать гостиничный бизнес, фестивальные и образовательные проекты, но в последние лет десять все законсервировано.

«Десять лет раскручивается программа развития моногородов, в которой отмечена важность развития туристического бренда. В 2010 г. столичные эксперты не представляли, что на Южном Урале возможен полноценный туристический бизнес. Когда мы презентовали им это направление, они смеялись в голос. А теперь мы создаем брендовые маршруты, вкладываем новую жизнь в забытые места. Наконец это начинает раскручиваться. Не нужно сразу глобальности и масштабности. Сохранить точку притяжения и по шагам восстанавливать те же Пороги. Которые могут стать отправной точкой для возрождения горнозаводских территорий», — рассказывает Ирина Акбашева, заместитель министра экономического развития области и автор «Стратегической программы развития моногородов».

Пытаясь описать сегодняшнее положение дел, Ирина Акбашева отметила, что Пороги застыли в точке «неумирания»: объект потенциально интересен, поэтому его мало-мальски поддерживают, выделяют скудное финансирование и надеются когда-нибудь восстановить. «Если тряхнуть архивы поднять вот эту тридцатилетнюю историю, то вспомнятся проекты по развитию поселка как музея под открытым небом. Есть даже разработанные мастер-планы. Выделена трасса под горнолыжный комплекс протяженностью 3 км. Но нет энтузиаста этого дела. Без заинтересованности бизнеса здесь ничего не появится. Мы провели инвентаризацию муниципальных земельных участков: бизнес саткинский скупил все, что было, на корню еще десять лет назад — в надежде, что однажды здесь само собой возникнет паломничество туристов. Десять лет уже сидят и ждут», — рассказала замминистра.

В качестве примера ревитализации разрушенного промышленного объекта в фильме рассказывается о проекте «Лето на заводе»: на площадке завода Турчаниновых в Сысерти появился лекторий и фудкорт, дискотека под открытым небом и хендмейд-ярмарка. За сезон участники кластера не только презентовали свои идеи местным жителям и туристам, но и заработали. Но главное, как отмечает идеолог проекта Ян Кожан, то, что постепенно стала оживать территория вокруг заброшенного завода: появились три коттеджных поселка, туристический бизнес, открывают маленькие крафтовые пивоварни, сыроварни.

«Я не делю границы Челябинской, Свердловской областей, Башкирии: это общая уральская идентичность, один промышленный бэкграунд. Пороги — уникальное место с точки зрения содержания, логистики. Но самый важный момент — что именно должно появиться на этой площадке. Может, это будет не только рекреационная зона, а вполне себе рабочий кластер для IT-бизнеса вне зоны доступа. А может, под шум воды организовать СПА-комплекс. Не нужно ждать космических денег, никто их не даст никогда. Можно идти малыми шагами. Важно еще на стадии идеи оценить возможные компиляции интересов промышленных бизнесов, частной инициативы и государства», — говорит Ян Кожан.

С тем, что саткинские Пороги столкнулись прежде всего с кризисом идей, согласен и девелопер, основатель компании Yellowstone development Денис Ни. «Для ревиталицации проекта необходима прежде всего идея. К сожалению, далеко не все отличают идеи от лозунгов. В основе состоятельной идеи устойчивой максимальной капитализации лежит некое уникальное конкурентное преимущество, которое в конечном итоге выливается в позиционирование. И это знает любой предприниматель — идея является основой основ: так рождается бизнес, так создается приверженность бренду. Как только появится якорь в виде действительная классной идеи, денег на ее реализацию будет море. И здесь даже не так важна массовость: есть и успешные проекты нишевые, премиальные. И если бы в свое время тратили деньги не на латание дыр в плотине, а на поиск бизнес-идеи, то Пороги уже сейчас выглядели бы иначе», — уверен Денис Ни.

По словам девелопера, состоятельные идеи не рождаются в ходе общественных слушаний и публичных обсуждений проектов, это глубинное исследование, стоимость которого начинается от 500 тыс. руб., после которого должна появиться очередь из инвесторов, желающих вложиться в проект. «Если вы бегаете по рынку в поисках партнеров, или, самое страшное, просите денег у государства на любых уровнях — идея плохая», — говорит Денис Ни.

Предприниматель Максим Мельников пока оценивает бизнес-потенциал проекта по ревитализации промышленного памятника скептично. «На самом деле аккуратных примеров восстановления подобных проектов – единицы. Пороги разрушаются. А если кому-то балка на голову упадет — кто ответит? Кроме того, не стоит забывать, что плотина — сложное гидротехническое сооружение. И на ее восстановление потребуется минимум полмиллиарда рублей. И это не инвестиции, а прямые затраты, фактически пожертвование, которое не потянет даже компания уровня «РусГидро». И потом: кто поедет на Пороги? Сатка — место достаточно удаленное, М5 — сложная трасса. Кроме того, сервисная постиндустриальная экономика появляется в обществе, где закрыты все базовые потребности. Вы спросили: все это нужно людям, которые живут там? А то получится, как в классическом примере с колонистом и аборигеном, который спокойно сидит под пальмой и наслаждается жизнью: вдруг в поселок приезжает группа активистов и начинает плодить непонятные сущности и удивляется, что местные не вполне понимают разницу между латте и макиато, условно говоря». 

Как отмечает организатор движения «Том Сойер Фест» в Челябинске Галина Зубаирова, к уникальной исторической и промышленной достопримечательности проявляет интерес и ЮУрГУ, и Русско-немецкий дом, и Уральская биеннале. «Но у каждого свой взгляд на ситуацию, свой интерес, и поэтому получается как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» — каждый тянет в свою сторону. Всё очень зависит от инициативной команды, которая будет каждый день по шажочкам выстраивать стратегию, выискивать среди сотен потенциальных идей наиболее перспективные и интересные, принимать решения и нести за них ответственность», — говорит она.

Старые промышленные территории Урала могут стать точками развития для туристической индустрии и креативной экономики. Успешные практики ревитализации будут обсуждаться на одной из панельных дискуссий форума «Будущее города», который пройдет в Челябинске 12 мая.

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.