В окружении соцсетей и TikTok: чему должна научить подростка современная школа?

В окружении соцсетей и TikTok: чему должна научить подростка современная школа?
Иллюстрация: "Эстет-Центр-М"

Каждый родитель хочет, чтобы его чадо было успешно во взрослой жизни. И если раньше к успеху было принято идти через вуз, то сейчас школьники видят и другие пути в обеспеченное будущее.

В 2020 году в списке богатейших людей мира неожиданно оказались подростки 16-19 лет без образования, которые заработали свое состояние на ведении собственных блогов в социальной сети TikTok. Широкое внимание СМИ к их персонам – как информационная бомба для психики современных школьников. Подростки начинают верить, что для достижения успеха в жизни необязательно хорошо учиться и оканчивать вуз.

Вернется ли ценность получения профессионального образования на прежний уровень, и как школа должна меняться вслед за ситуацией в мире, рассуждает Александр Медзюта, директор старейшей частной школы Челябинска «Эстет-Центр».

Александр Сергеевич, раньше было принято считать, что высшее образование обязательно для успешной карьеры и хорошего заработка. Сейчас прямой взаимосвязи нет. Согласно опросам, только 27% россиян работают по специальности. А корпорации уже официально заявляют, что необязательно иметь диплом, чтобы работать у них. Среди таких компаний Гугл, «Хилтон», «Эпл». Как вам кажется, к какому тренду готовиться сегодняшним школьникам? На какой путь к успеху ориентироваться?

— Сегодня в России 40 человек из 100 имеют высшее образование — это один из самых высоких показателей в мире. Среди людей 25—34 лет диплом о высшем образовании есть вообще у 60% россиян. И конечно, не все они сделали карьеру и хорошо зарабатывают. У меня был интересный знакомый, который закончил три вуза, и никак не мог устроить свою жизнь. Жена его «тащила» на себе и постоянно спрашивала, почему эти три образования никак не помогают супругу заработать.

Сам по себе диплом сегодня вряд ли что-то гарантирует, как это было в Советском Союзе. Но я думаю, дело в том, что человек просто выбрал не ту сферу, которая ему подходит. Если профессия выбиралась осознанно, то вероятность успеха гораздо выше. Мы знаем многих людей, окончивших ПТУ, техникум или колледж, которые прекрасно себя чувствуют в профессиональной среде. Секрет в том, для чего получено образование. Успешны те люди, которые изучают то, что им нравится. То, что подходит для их жизни. И вот если цель определена верно, образование пойдет на пользу.

Когда родители приводят в мою школу ребенка, я всегда задаю вопрос: что предполагаете делать после школы? Куда пойдёте? И родители говорят: «Планируем отправить дочь учиться в Чехию, у нас там родня». Или: «У меня есть фирма по ремонту машин – и сын будет продолжать моё дело. Мне надо, чтобы он получил инженерное образование». Когда есть цель, школа понимает, на что ребёнок ориентирован и настроен, как его мотивировать к учебе.

Многие родители жалуются, что у сегодняшних подростков есть проблемы с мотивацией к учебе. Они считают, что хорошие оценки по предметам не обязательны, и приводят в пример блогеров, зарабатывающих на видео с обзорами косметики и одежды

— Давайте сразу обозначим одну вещь. Любое воспитание и любое обучение — это насилие. Это надо чётко понимать. Об этом важно помнить. Ты станешь кем хочешь, когда вырастешь, а сейчас ты должен учиться и заслужить право принимать решения самостоятельно.

Ребёнок не может себе представить, какой жизнь будет через много лет. Приблизительно предполагать такие вещи может только взрослый человек. И перед взрослым человеком стоит задача заставить школьника учиться сейчас, чтобы не пожалеть в будущем упущенных возможностях. Иногда это насилие должно быть жёстким и принципиальным. И особенно это касается мальчишек.

Бывают иногда ситуации, что родители идут на поводу у сиюминутного каприза ребенка, который чересчур «ударился в гламур». Ну вот не нужна вроде ему математика, потому что сын футболистом будет, а дочь – фотомоделью! В этом случае нужно разговаривать с родителями, прежде всего. Убедить, что неправильно уповать только на один вариант развития событий. И если все будут заниматься исключительно «воздушными» вещами, мы разучимся делать что-либо в натуре. Я думаю, что в ближайшие годы ценность капитальных знаний будет только расти. Я не знаю, насколько долго растянется это возвращение к основам, но оно неизбежно. И мы, кстати, это видим. Видим молодых ребят, которые настроены на созидание, на реальное применение знаний. Мне кажется, скоро в стране появится новое поколение людей, одержимых глобальными идеями, навроде того, как в 70-х годах все хотели покорить космос.

Как вы считаете, школа сегодня должна воспитывать в ребенке какие-то черты характера? Или главное – усвоить знания, которые дают учителя?

— Важнее всего в школе достигнуть умения обучаться. То есть своевременно находить и быстро погружаться в те знания, которые нужны на сегодняшнем этапе. Знать где достать нужную информацию и уметь быстро видеть варианты развития ситуации. Но заметьте, речь не идет о поиске информации в интернете. К сожалению, на сегодня многие уже не представляют, как жить без него – и это проблема. Нынешнее поколение школьников выросло с гаджетами в руках. Уберите их от детей, и у них не останется знаний. А пока они просто действуют по шаблону: включили компьютер, нашли ответ. Да, они умеют это делать быстро. И это быстрое схватывание иногда спасает, но не дает глубины.

Поэтому главное, чему должна научить школа – дать конкретные предметные знания, на основе которых человек научится мыслить и разовьет логику. Как говорится, учите матчасть! А кроме того, ученик должен уметь осуществлять некий манёвр. Вот изменились какие-то вводные данные — и он должен понять, как это повлияет на результат. Ведь очень часто бывает так: ребенок правило знает, а применить не может. Законы математические выучил, в задачах не использует. Вот как это соединить, это задача учителя. Программа — программой, а задача учителя — научить ребёнка как этим пользоваться.

Сегодня многие родители хотят, чтобы их ребёнок был «человеком мира»: знал языки и был готов общаться с людьми из любой страны. Насколько преподавание языков в школе отвечает этим задачам?

— Конечно, лучше знать языки. Особенно, если они пригодятся. Вот в Финляндии изучают четыре языка в школе, и это нормально. Но дело в том, что финны и в быту разговаривают на четырёх языках. Практики очень много. А в российской школьной программе по английскому языку изучают только стандартные языковые конструкции. Наши учителя английского в 2000-м году поехали в Англию и пытались там общаться. Но как оказалось, в Англии уже не помнят, что такое классический английский язык. Он стал совсем другим. И нашим детям сегодня нужен как раз этот современный английский. А школьная программа значительно устарела в этом смысле.

Сам я очень жалею, что не знаю языков. Но в тоже время у меня была практика: когда я оказался на 2 недели в англоязычной среде, я частично начал общаться по-английски. Думаю, если бы этот опыт был месяцев на шесть, я бы без проблем язык освоил. Мне кажется, что английский язык в школе нужно преподавать именно в таком формате.

С каждым годом детей все труднее заставить читать книги, особенно классику. Чтобы отвечать на уроках, дети читают произведения в кратком изложении. Нужно ли заставлять читать? Кроме этого существуют взгляды что школьная программа по литературе прилично устарела и включённые туда произведения уже не актуальны для современных школьников.

— Мое мнение — дети должны читать классику. И не в кратком пересказе, а в оригинале. И не потому, что Наташа Ростова — образец для подражания, а поведение декабристов нужно взять за образец. Это язык. Мы всё хуже и хуже владеем нашим языком родным. Язык интернета он не тот. Он не годится. Литературный язык — это основа основ. И вопрос чтения классической литературы — это вопрос языка. Язык Толстого, Гоголя, Чехова обязателен к ознакомлению.

Как заставить ребенка читать при сегодняшнем избытке компьютеров, телефонов и планшетов —  вопрос непростой. Я всегда придерживался того мнения, что взрослые должны приучать к чтению собственным примером. И раньше это удавалось. Кроме того, можно читать вслух всей семьей, например, по воскресеньям. И это работает не только с малышами. Если вы с детства с ребёнком читали и это стало системой, то это может стать отличной семейной традицией. Но в последнее время эти советы все меньше работают. У меня дома огромная библиотека, но мой пример сегодня мало кого убеждает, на самом деле. В современных квартирах с трудом можно найти десяток книг. И да, меня удивляет, как люди этим ограничиваются. Но такова реальность.

Как вы относитесь к репетиторству? Сейчас 10-11 классах занятия с репетитором – обычное явление. Это правильно? Или школа сама должна справляться с подготовкой выпускников к ЕГЭ?

— Тут ответ двоякий. Первое — да, школа сама должна справляться. Но получается это не всегда. Второе — репетиторы допустимы. Беда в том, что современные родители чрезмерно увлечены репетиторами. Если вы решили прибегнуть к услугам репетитора вы должны себе ответить: для чего? Иногда это оправдано. Например, когда есть задача поступить в определённый вуз и вступительные экзамены в этот вуз сложнее чем ЕГЭ. Или учёба в этом вузе предполагает наличие дополнительных знаний. Одно время у нас был популярен МГИМО. И мы отдельно готовили детей туда. Это знания свыше школьной программы

А иногда репетитора нанимают ребёнку, который вполне может учиться сам, но не особо хочет. И нормальный репетитор в этом случае после двух-трех занятий скажет: «Парень, не морочь родителям голову, учись сам». Здесь важен момент целеполагания.

Одним словом, репетиторство — это работающая практика, которая во-многих случаях является решением проблемы. В то же время, у нас в «Эстет-Центре» к ней прибегают не часто по простой причине. У нас индивидуальные занятия учителя с учеником не являются репетиторством, потому что их организует школа и отвечает за это школа. Есть у нас такой индивидуальный подход. Нужна математика углубленно или русский язык – пожалуйста, учитель персонально позанимается.

На сайте «Эстет-Центра» есть такая запись: «Обучение в нашей школе — обретение новых степеней свободы в новой реальности, это свобода выбора собственного жизненного Пути — в образовании, в профессии, в культуре, в обществе». Так вот, я очень рассчитываю, что наши выпускники не ошибутся с выбором пути, даже под влиянием соцсетей и TikTok.

«Важно раскрыть потенциал ребенка». Александр Медзюта о школе "Эстет-центр" 3

 

 

 

 

Частная школа «Эстет-центр»:
Пр-т Ленина, д.24, ​Тел.: +7 (351) 775 08 58, estet-centr@yandex.ru
Комсомольский пр-т, 36в, Тел.: +7 (351) 223 85 35;
Российская, 218 Б. +7 (351) 248 48 85.
Сайт: estet74.com

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.