Подписаться
Курс ЦБ на 10.04
77,16
91,78

Страх перед стоматологом: болезнь или эмоции?

Ирина Шелистова
Ирина Шелистова. Иллюстрация: Стоматекс-М

Современная стоматология – максимально технологичная и развитая сфера медицины, где лечение проходит без боли. И тем не менее, среди пациентов немало тех, кто боится визита к врачу.

Около 40% взрослого населения планеты переживают чувство тревоги перед визитом к стоматологу, заявляют психологи. И как показывают опросы, около 20% человек не просто боятся и волнуются, а испытывают полноценные панические атаки, вплоть до обмороков. Должен ли врач-стоматолог тратить время на снятие страхов у пациентов и как в этом помогает знание психологии, нам рассказала Ирина Шелистова, врач-терапевт клиники «Стоматекс-М».

Ирина, встречаются ли в вашей практике пациенты, которым страшно в кабинете врача?

Страх перед стоматологом: болезнь или эмоции?  1— Встречаются, и их гораздо больше, чем кажется со стороны. Легкое волнение вообще присутствует почти у каждого нового пациента, потому что он не знаком с врачом или клиникой. Не знает, чего ожидать. Есть пациенты, которые знают, как контролировать свою тревожность – например, сразу просят обезболить, даже если манипуляции не значительные. Ну и есть те, для кого посещение зубного врача - настоящий большой стресс. Такой серьезный, что они терпят возникающую зубную боль, лишь бы не идти к врачу. Тем самым, они способствуют усугублению неблагоприятной ситуации в полости рта, провоцируют возникновение еще больших стоматологических проблем, для решения которых потребуется больше усилий, времени, и что немаловажно – денег. Нужно сказать, что для пациентов этой последней группы в психологии есть немало терминов: одонтофобия, дентофобия, стоматофобия… И конечно, со всеми этими состояниями нужно и можно работать. Страх снимается или уменьшается разъяснительными беседами и различными психологическими приемами. Все индивидуально. В некоторых случаях - медикаментозными препаратами. Как правило, опытный врач уже на первичном приеме сумеет понять, какой именно путь выбрать при взаимодействии с таким проблемным пациентом. Если врач будет игнорировать психологическое состояние пациента и его эмоциональный фон, добиться хороших результатов в лечении будет сложнее. Пациент, оставшись наедине со своими страхами, откажется от дальнейшего лечения и будет копить свои стоматологические проблемы дальше.

— Расскажите подробнее, какие психологические приемы помогают вам успокоить пациента?

— Начну вот с чего: у нас в клинике на создание успокаивающей атмосферы работают многие факторы. — С самого порога человека встречает приветливый администратор и благожелательное ассистенты. Тех, кто нервничает перед приемом, мне иногда слышно еще из коридора: они могут повышать голос на окружающих, вести себя напряженно. Я, как врач, стараюсь встречать пациента «глаза в глаза» — уже по лицу и жестам вижу, волнуется ли человек, какой у него настрой.

Конечно, улыбаюсь, как и другие наши сотрудники. Обязательно - благожелательные глаза, спокойный голо, где-то шутки уместны. Говоря попросту, я стараюсь вызвать доверие пациента.

Человек, который заходит в стоматологию (самостоятельный, деловитый) и который садится в кресло — это человек в двух разных ресурсных состояниях. В тот момент, когда нужно открыть рот и доверить происходящее рукам врача, любой взрослый становится чуть-чуть ребёнком. И в этот момент он хочет, чтобы врач отнесся к нему с сочувствием, с заботой, с пониманием его настроя. Поэтому я всячески стараюсь проявлять эмпатию, даю понять, что доктор осознает психологическое состояние пациента и готов работать в том темпе, в котором пациенту комфортно. К тому же, в свое время я работала детским стоматологом и вижу, что на некоторые ситуации взрослые реагируют практически по-детски. Возьмите те же цветные очки – когда я их пациенту надеваю, все как один улыбаются, потому что цветные стекла тоже добавляют позитива.

— Должен ли врач комментировать свои действия во время лечения. Вы говорите: «Сейчас я буду сверлить, сейчас положу пломбу…?»

— Тут все индивидуально. Одним хочется, чтобы врач комментировал каждое свое действие. И они хотели бы не только слышать пояснения, но даже видеть, что у них во рту происходит. Поэтому, для них демонстрирую все нюансы: смотрите, вот этот вот инструмент берем, вот так называется, вот такой пломбировочный материал, вот такой бор… Другие наоборот этого не хотят. Благодаря анестезии пациент может лежать и не чувствовать, что происходит во рту. И многим так спокойнее. Закрыл глаза, расслабился и доверился врачу. А после приема открыл рот — и увидел новый красивый зуб.

О том, нужны ли пациенту пояснения, мы договариваемся на старте, ведь в процессе лечения общение происходит преимущественно с помощью жестов. До того, как начать что-то делать, я выясняю, хочет ли пациент «следить» за ходом лечения. Также мы договариваемся, что пациент может подать сигнал рукой или другим способом. И тут неважно, больно либо неудобно, либо появился вопрос. По сигналу я остановлюсь, и мы этот нюанс проработаем.

А вообще, я рекомендую «волнующимся» пациентам обязательно задавать вопросы. Понимание ситуации позволит снять тревожность, которая как-раз возникает из-за неизвестности. Постарайтесь осознать, что современная стоматология совершенно не похожа на ту, что была несколько десятилетий назад. Когда пациенты с фобиями и полученным ранее негативным опытом лечения приходят в «Стоматекс-М» и попадают ко мне, я обязательно рассказываю, какие у нас сегодня потрясающие пломбировочные материалы, насколько безопасные технологии лечения, какое современное и крутое техническое оснащение. Забудьте про «советские» бормашины и какой-бы то ни было дискомфорт: сегодня любую стоматологическую проблему можно решить без боли, быстро и с очень хорошим эстетическим результатом. Ну, и доказываю это пациентам на практике во время приема. Повторно им уже не страшно приходить ко мне.

— Как вы ведете себя с пациентами, у которых случаются панические атаки или обмороки? Такое случается?

— Да, такое возможно – и не только в кабинете у стоматолога. Некоторые люди страдают от таких вегетососудистых реакций организма, как сердцебиение, тошнота, изменение давления, обморок, человек бледнеет, краснеет, потеет, теряет сознание. В этом случае рекомендован прием медицинских препаратов, которые приведут человека в чувство. Элементарно — нашатырь, корвалол, валосердин. И если человек знает за собой такую особенность, мы рекомендуем до приема у стоматолога принять лёгкие успокаивающие средства. Хватает того же афобазола или валерьянки, желательно с накопительным действием в течение нескольких дней, чтобы привести психику в порядок. В сочетании с разъяснительными беседами эффект может быть еще лучше. Вот пришел пациент на диагностику, и я его ставлю перед фактом, что нужно лечение в значительном объеме. Если ему в этот момент становится страшно, я не буду немедленно его подвергать манипуляциям. Я просто расскажу о том, что нужно сделать, и – порекомендую опять же пропить несколько дней успокоительные лекарства. Можно до важного приема провести какую-нибудь безболезненно процедуру навроде чистки. А когда ситуация разъяснена и получен первый хороший опыт, человек пойдет домой переваривать полученную информацию. На последующих приемов таких моментов уже скорее всего не будет, человек будет приходить спокойно и получать лечение.

— Вы упомянули, что работали детским стоматологом. С кем сложнее врачу: с детьми или со взрослыми?

— Со взрослыми иногда сложнее в плане беседы и уговоров, потому что у них масса стереотипов. Не всегда, разумеется. Ну психологии здесь хватает. С детками сложнее в том смысле, что врачу нужно работать не только с ребёнком, но и с его родителем. Там нужно ещё больше психологии. В обычном состоянии ребёнка очень легко уговорить на лечение: например, узнать кто любимый герой мультиков и начать разговоры в этом русле. Сказки, присказки, истории: ребёнок легко увлекается, слушает и начинает покладисто себя везти. Я показываю ему все инструменты, мы лечимся, играя. А вот если ребёнок на взводе и в истерике, плачет и кричит, я предпочитаю отправить его домой. Родителям при этом нужно объяснить, что к врачу не нужно приводить малыша в таком состоянии. Если ребёнок в истерике, нужно отменять запись и готовить его к следующему визиту морально. Мамам не нужно рассказывать о больнице никаких страшных вещей. Не надо пугать, что будут кровь брать или ставить укол. Чтобы ребёнок не боялся стоматологов, родители должны дома проводить определенные беседы. Нужно придумать сказку и вызвать интерес к больнице. Можно сказать: «Мы сейчас пойдём в поход к доктору Айболиту!». И тогда ребёнок не будет бояться.

— С какими ещё страхами и сложностями в поведении пациентов вы сталкиваетесь?

— Пациент часто приходит с жалобой на зубную боль, но не готов услышать от врача о том, что во рту у него запущенная ситуация и нужно лечение в гораздо большем объеме, чем он ожидал – и по срокам, и по деньгам. Здесь что нужно? Опять же – провести детальную разъяснительную работу, чтобы мотивировать такого человека комплексно подойти к лечению и последовательно решить все имеющиеся стоматологические проблемы. Допустим, я вижу, что у человека неправильный прикус. Здесь обязательно нужно предупредить, к каким последствиям этот дефект может привести будущем. При этом, моя задача не в том, чтобы напугать, а уговорить на прохождения консультации узкого специалиста: ортодонта, имплантолога или других врачей. Возможно, человек сегодня не готов к ношению брекетов или имплантации, но придет к такому решению после получения правильной информации. Когда пациенту объясняешь, он в большинстве случаев соглашается на консультацию. А когда человек сходил на консультацию и осознал глубину проблемы, он принимает решение о лечении. И не менее важна правильная мотивация. Я всегда говорю моим пациентам о том, что здоровые и красивые зубы способны радикально улучшить качество жизни. И более того, красивая открытая улыбка поднимет вам настроение, сделает лицо моложе, даст шанс на личное счастье! Стоит заняться здоровьем зубов, чтобы человек начал себя по-другому воспринимать, стал более коммуникабельным.

Клиника «Стоматекс-М»: 
Челябинск, Комсомольский пр-т, 94.
Тел.: +7 (351) 796-75-96
Сайт: stomatex-m.ru
Самое читаемое
  • В мэрии Челябинска рассказали, когда начнут проектировать мост на улице ЭнгельсаВ мэрии Челябинска рассказали, когда начнут проектировать мост на улице Энгельса
  • Набережную вдоль РК «Мегаполис» начнут строить через две неделиНабережную вдоль РК «Мегаполис» начнут строить через две недели
  • Базовой авиакомпанией челябинского аэропорта планируют сделать Red WingsБазовой авиакомпанией челябинского аэропорта планируют сделать Red Wings
  • Международные перелеты из Челябинска возобновят с 1 маяМеждународные перелеты из Челябинска возобновят с 1 мая
  • Большинство жителей Челябинской области не хотят возвращаться в офисы на работуБольшинство жителей Челябинской области не хотят возвращаться в офисы на работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.