Великий Уральский путь и биотуалеты: эксперты обсудили проблемы туризма на Южном Урале

«Нынешний закон создан исключительно для выездного туризма: чтобы граждане собрали пожитки, сели в самолет и улетели к чертовой матери, оставив деньги и впечатления где угодно, только не здесь».

Проблемы развития туризма на Южном Урале обсуждались на Кубке СМИ по горным лыжам, сноуборду и зимнему картингу им. Ольги Давиденко, который прошел в минувшие выходные в ГЛК «Солнечная долина». В этом году форумная часть мероприятия была посвящена актуальной и «созвучной» месту проведения теме  «Топим за Южный Урал  о продвижении гор и других достопримечательностей». Соорганизатором панельной сессии выступил Сбербанк.

В прошлом году нацпарк «Таганай», даже с учетом закрытия на два весенних месяца в самый разгар пандемии, посетило рекордное число туристов  178 тыс. человек, что на 20% выше посещаемости предыдущего года. «В этом году показатель перешагнет за 200 тысяч человек, а то и 250 тысяч,  уверен заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии (ранее — директор нацпарка «Таганай») Алексей Яковлев.  При этом, несмотря на массовый поток туристов, если сойти с главной тропы, можно увидеть нетронутую природу, и это на самом деле  главное достижение. Потому что еще десять лет назад по лесу гоняли снегоходы и всюду были горы мусора. Сейчас прилегающие к Тургояку территории испытывают эту проблему в полной мере».

Алексей Яковлев
Алексей Яковлев
заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии (ранее — директор нацпарка «Таганай»)
Дело охраны природы — глубоко конфликтная вещь, как ни крути. Когда вводятся какие-то ограничения по территории, в любом случае ущемляются интересы местных жителей — уже нельзя, к примеру, свободно кататься по лесу на снегоходах и квадроциклах, рубить дрова, охотиться. Естественно, возникают противоречия, бороться с которыми можно только единственным способом — вовлекая общественность, формируя повестку. Темнохвойная тайга в общественной поддержке не особо нуждается – она без этого миллионы лет прекрасно обходилась. Но эта поддержка нужна людям, которые занимаются охраной природы – тем, кто каждый день, в любую погоду, наливает в термос чаек, берет бутербродик и отправляется патрулировать территорию. Может, несколько высокопарно звучит, но это действительно так. Инспекторы получают очень невысокую зарплату, ежедневно рискуя жизнью, защищая природу, прежде всего, от антропогенного воздействия. Взять, к примеру, сильно политизированную проблему лесных пожаров. Скажу крамольную вещь — есть территории, где пожары вообще не надо тушить. Во всем мире это практикуется: пожары, возникшие по природных основаниям, сами погаснут после дождя. Страшен тот пожар, который человек учинил. Еще одну неожиданную, возможно, вещь скажу: национальные парки создаются вовсе не для развития туризма, как многие полагают. Туризм здесь тоже служит делу охраны природы: там, где идет организованный поток туристов, никогда не появятся незаконные рубки, браконьерство.

На форуме Алексей Яковлев презентовал проект туристического маршрута «Великий Уральский путь» протяженностью более 5 тыс. км, который призван связать 14 особо охраняемых территорий Урала, от Оренбуржья до Республики Коми. «В этом году планируем получить мастер-план проекта и предложить его инвесторам  надеемся, это поможет решить проблему, что на некоторых особо охраняемых территориях туризм развивается стихийно, с переменным успехом»,  отметил он.

«Если в юности, когда мы с друзьями поднимались на Иремель или Нургуш, сплавлялись по реке, то вполне могли не встретить ни одного человека на протяжении двух-трех суток, то сейчас ситуация кардинально изменилась: достаточно в погожий летний день взглянуть на реку Ай, по которой сплавляются вереницы катамаранов, или попытаться разбить палатку у пещерного комплекса Сикияз-Тамак. Дело, прежде всего, в значительно возросшей доступности туристических маршрутов: прежде приходилось потратить сутки просто на то, чтобы добраться до отправной точки, с пересадками на разных видах транспорта, а сейчас в каждой семье есть автомобиль. И это, к сожалению, имеет свою оборотную сторону: около каждой стихийной стоянки туристов  горы мусора и запах фекалий»,  говорит депутат Государственной думы Дмитрий Вяткин.  

По его мнению, преобразование туристической отрасли необходимо начать с серьезного реформирования законодательной базы, которая давно уже не соответствует реалиям рынка.

«В федеральном Закон о туристкой деятельности, принятом еще 25 лет назад, целая глава посвящена туристическим ресурсам  правда, в ней всего одна статья: «Классификация ценных туристских ресурсов, режима их охраны, порядок сохранения целостности и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации». И всё. Больше в законе про туристские ресурсы страны нет ни слова,  говорит Дмитрий Вяткин. — Нынешний закон создан был исключительно для выездного туризма, видимо, чтобы граждане собрали свои пожитки, сели в самолет и уехали к чертовой матери, оставив свои деньги, воспоминания, впечатления и частичку своей души и сердца где угодно, только не здесь. Действующий закон не оперирует такими понятиями, как автотуризм, экотуризм, а также молодежный, сельский, научный, круизный, лечебно-оздоровительный туризм  все это осталось вне поля зрения тогдашних законодателей, и это не просто некий пробел. Когда нет четко сформулированной терминологии, невозможно выстраивать государственную политику в отношении каждого из этих видов туризма. Кроме того, четко не прописаны полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. А это крайне важно, потому что сейчас муниципалитет не вправе вложить в тот или иной туристический объект ни копейки, потому что иначе придут проверяющие в погонах и наступит уголовная ответственность. Из-за одной строчки в законе».

Кроме того, как отмечает Дмитрий Вяткин, в законе не учитываются современные формы привлечения и размещения туристов  интернет-агрегаторы, а новая классификация гостиниц не распространяется на хостелы, капсульные отели, апартаменты и гостевые дома, которые остаются по факту вне правового поля.

«В сфере выездного туризма крутятся огромные деньги, там есть свое сильное лобби. И в развитии внутреннего туризма они, разумеется, не заинтересованы  им хотелось бы, чтобы только заросший бородой, грязный турист-фанатик схватил рюкзак и побежал, как лось по чащобе. А остальных, в кармане которых есть деньги, загрузить в чартер и отвезти в Анталию»,  иронизирует депутат.

Острую дискуссию вызвала реплика, высказанная учредителем проекта L-Town Василием Курбацких об отчуждении территорий бывших детских оздоровительных лагерей, которые, по мнению девелопера, напрасно изымаются из хозяйственного оборота и включаются в состав особо охраняемых территорий.

«Безусловно, и речь не только про пионерские лагеря. Есть и дороги: например, Ялта-Бахчисарай в девять метров шириной, которая проходит по территории Ялтинского горнолесного заповедника и сейчас просто тихо приходит в упадок, потому что любые ремонтные работы запрещены природоохранным законодательством. Подобных тяжелых ситуаций немало. Но на другой чаще весов  ящик Пандоры, который мы рискуем открыть, разрешив вырезать из особо охраняемых территорий отдельные участки. Под видом реконструкции дорог появятся карьеры, мусорные полигоны и прочие дела. Те же особо охраняемые территории Челябинской области потенциально представляют огромный интерес для горнорудных предприятий. Все это далеко от охраны природы. Золотая середина в этом вопросе, видимо, в том, чтобы разбирать каждый конкретный кейс отдельно»,  считает Алексей Яковлев.

Дмитрий Вяткин
Дмитрий Вяткин
депутат Государственной думы
Эту дискуссию мы ведем уже не первый год. И моя позиция неизменна: если промышленное предприятие, которое владело загородным детским лагерем или санаторием, пришло в упадок, испытывает финансовые трудности, оно обязано не передать земельный участок в собственность муниципалитета, как того требует закон о приватизации. Я глубоко убежден, что переделка мест детского отдыха под жилую застройку — будь то хоть высотные жилые дома, хоть коттеджные поселки — это глубоко порочная практика. Потому что вокруг мест застройки природа стремительно деградирует, испытывая антропогенную нагрузку. Так что если вдруг судьба пионерского лагеря оказывается незавидная, нужно возвращать участки в публичную собственность — государственную или муниципальную, или хотя бы просто консервировать, как бы ни хотелось инвесторам прибрать их к рукам. Либо все-таки возводить там объекты, которые полностью соответствуют их первоначальному целевому назначению. А то получится, как на озере Еткуль, где вместо лагеря им. Зои Космодемьянской возник закрытый коттеджный поселок. И так — повсеместно, примеров — миллион.

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.