Экономика в пандемию: южноуральские эксперты назвали тренды и дали прогнозы

Уход пенсионеров из оффлайн-магазинов в интернет, беспрецедентный спрос на загородную недвижимость, рост психологических проблем у бизнеса и потребителей – главные тренды постковидной реальности.

Своим видением тенденций нового времени и вероятных сценариев развития ситуации в экономике поделились представители южноуральского бизнеса и госслужб на XVII национальной научно-практической конференции «Экономика и общество в условиях пандемии: взгляд молодых», которая прошла на днях в Челябинске. Организатором мероприятия выступил Уральский филиал Финансового университета при правительстве РФ.
 
Несмотря на мрачные прогнозы и негативный тенденции, низкие ставки «разогнали» рынок недвижимости, строительства – люди стали покупать жилье. «Спрос, в частности, подстегнули рекордно низкие ипотечные ставки, – рассказывает исполнительный директор Региональной гильдии риелторов «Южный Урал» Елена Тельманова. – В прошлом году предоставлялась льготная ипотека со ставкой 6,5%, при этом квартиру можно было взять с минимальным первоначальным взносом в 10-15%. В Челябинской области максимальная сумма кредита при покупке жилья составила 6 млн руб. Люди стали покупать – как с целью инвестиций, так и для улучшения жилищных условий. Сыграла положительную роль для рынка недвижимости и ставка 6% для семей с двумя детьми и минимальным взносом 10%».
 
Также, по ее словам, значительный рост числа сделок был обусловлен «сельской ипотекой» под 2,7%: загородная недвижимость стала наиболее популярной, на нее в 2020-м был беспрецедентный спрос. «Психологическая напряженность, неопределенность вносила нервозность в семьи, поэтому население, особенно во второй половине года, активно покупало недвижимость с использованием сельской ипотеки, – объясняет эту тенденцию эксперт. – Ведь в своем доме есть чем заняться в период пандемии и кризиса. Например, можно вести подсобное хозяйство». По словам Елены Тельмановой, на этом рынке было распродано всё, загородные участки покупали не только с домом, но и под строительство дома. Максимальная сумма кредита в данном случае составила по Челябинской области 3 млн руб. 
 
«Я как представитель финансового сектора вижу, как меняется экономика, – говорит директор по продажам «Южноуральского лизингового центра» Людмила Уварова. – Идёт развитие цифровизации, появляются новые профессии… Произошли колоссальные изменения и в лизинговой отрасли. Мы научились работать по-новому: частично перевели сотрудников на удаленную работу, перешли на заключение цифровых сделок. Благодаря снижению ключевой ставки были уменьшены ставки по банковскому заимствованию, а многие лизинговые компании для заимствования длинных денег стали выходить на рынок облигаций».
 
Эксперт отметила, что в период пандемии наиболее пострадали пассажирские перевозки общественным транспортом – упал сегмент финансирования закупки новых автобусов. «Спросом легковые автомобили пользовались, но их просто не было у дилеров, – добавила спикер. – Пострадала логистика между странами, особенно это чувствовалось в люксовом сегменте». В противовес этому Людмила Уварова перечислила отрасли, в которых в этот непростой период был отмечен наибольший рост. Среди них – пищевая промышленность (в основном упаковка, пластик, полиграфия), сельское хозяйство, энергетика, а также фармацевтика с медициной и интернет-торговля.  
 
Последние две тенденции подтвердила и бизнес-консультант, директор консалтингового агентства «ПрофиРесурс» Юлия Кульчицкая. Она назвала 10 трендов в бизнесе, и в этом списке оказались интернет-магазины с изменением форматов, а также – всё, что связано с психологическим здоровьем.
 
«До прошлого года существовало мнение, что есть целевые аудитории, которые никогда не будет покупать в интернете, –  сказала спикер. – Однако в 2020 году интернет-магазины в моем личном рейтинге заняли первое место, и самый большой чек по онлайн-продажам отмечен у населения старше 55 лет. То есть люди, которые раньше не покупали в интернете, оставили там денег больше, чем те, кто давно совершает онлайн-покупки».
 
Востребованными оказались и товары и услуги фармацевтов и медиков. «Приведу показательные цифры, – продолжила Юлия Кульчицкая, – 70% рекламы по телевидению сегодня – продвижение медицинских товаров и услуг, и 60% из неё – реклама препаратов, связанных с психическим здоровьем». В связи с этим эксперт призвала всех заниматься аналитикой, контролировать ситуацию, не строить планов на далекую перспективу, ограничившись максимум среднесрочным планированием. По мнению эксперта, выживет тот, кто не будет ждать, когда всё закончится, а будет «активничать», снижать цены, искать новые решения. «Ещё долгое время будут пользоваться большой популярностью дискаунтеры, – уверена спикер. – Считаю, что предпринимателям, у которых есть маленький магазинчик или кафе, нужно пользоваться дисконтом и учиться продавать по сниженным ценам. И нужно действовать, учиться новому, искать решения. Например, сегодня узенькая ниша, у которой есть своя маленькая целевая аудитория, – это тоже способ развивать бизнес, способ зарабатывать».
 
В числе названных экспертом трендов были и такие противоречивые тенденции, как готовность переплачивать за впечатления и, при этом, тренд на осознанность во всем, в том числе в тратах. «С одной стороны, тренд «экономика впечатлений» позволяет зарабатывать, а с другой – он немного грустный, – рассказывает спикер. – Потому что он говорит о том, что люди готовы переплачивать за «вау!» Например, мы любим ходить в такие кафе или рестораны, в которых есть возможность сфотографироваться на фоне красивой фотозоны или снять видео в детской игровой. Даже если там не очень вкусная еда. Как говорят блогеры: «Не запостил – не было»».
 
В то же время, по словам эксперта, сегодня актуален «тренд на осознанность». По такому критерию начали сегодня оценивать людей при приёме на работу, особенно в крупных компаниях.
 
Среди прочего, Юлия Кульчицкая перечислила сложности работы в период пандемии и, как следствие, вошедшей в нашу жизнь «удалёнки»: это технические, организационные, а также психологические и мотивационные факторы. «В одном из кейсов нам заказали подбор сотрудника на должность «директор по удалённой работе», – делится спикер. – Не коммерческий, не по персоналу, не административный… А именно «по удалённой работе». Это для меня – одна из самых знаковых вакансий прошлого года».
 
Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.