Экономика в пандемию: южноуральские эксперты назвали тренды и дали прогнозы

Уход пенсионеров из оффлайн-магазинов в интернет, беспрецедентный спрос на загородную недвижимость, рост психологических проблем у бизнеса и потребителей – главные тренды постковидной реальности.

Своим видением тенденций нового времени и вероятных сценариев развития ситуации в экономике поделились представители южноуральского бизнеса и госслужб на XVII национальной научно-практической конференции «Экономика и общество в условиях пандемии: взгляд молодых», которая прошла на днях в Челябинске. Организатором мероприятия выступил Уральский филиал Финансового университета при правительстве РФ.
 
Несмотря на мрачные прогнозы и негативный тенденции, низкие ставки «разогнали» рынок недвижимости, строительства – люди стали покупать жилье. «Спрос, в частности, подстегнули рекордно низкие ипотечные ставки, – рассказывает исполнительный директор Региональной гильдии риелторов «Южный Урал» Елена Тельманова. – В прошлом году предоставлялась льготная ипотека со ставкой 6,5%, при этом квартиру можно было взять с минимальным первоначальным взносом в 10-15%. В Челябинской области максимальная сумма кредита при покупке жилья составила 6 млн руб. Люди стали покупать – как с целью инвестиций, так и для улучшения жилищных условий. Сыграла положительную роль для рынка недвижимости и ставка 6% для семей с двумя детьми и минимальным взносом 10%».
 
Также, по ее словам, значительный рост числа сделок был обусловлен «сельской ипотекой» под 2,7%: загородная недвижимость стала наиболее популярной, на нее в 2020-м был беспрецедентный спрос. «Психологическая напряженность, неопределенность вносила нервозность в семьи, поэтому население, особенно во второй половине года, активно покупало недвижимость с использованием сельской ипотеки, – объясняет эту тенденцию эксперт. – Ведь в своем доме есть чем заняться в период пандемии и кризиса. Например, можно вести подсобное хозяйство». По словам Елены Тельмановой, на этом рынке было распродано всё, загородные участки покупали не только с домом, но и под строительство дома. Максимальная сумма кредита в данном случае составила по Челябинской области 3 млн руб. 
 
«Я как представитель финансового сектора вижу, как меняется экономика, – говорит директор по продажам «Южноуральского лизингового центра» Людмила Уварова. – Идёт развитие цифровизации, появляются новые профессии… Произошли колоссальные изменения и в лизинговой отрасли. Мы научились работать по-новому: частично перевели сотрудников на удаленную работу, перешли на заключение цифровых сделок. Благодаря снижению ключевой ставки были уменьшены ставки по банковскому заимствованию, а многие лизинговые компании для заимствования длинных денег стали выходить на рынок облигаций».
 
Эксперт отметила, что в период пандемии наиболее пострадали пассажирские перевозки общественным транспортом – упал сегмент финансирования закупки новых автобусов. «Спросом легковые автомобили пользовались, но их просто не было у дилеров, – добавила спикер. – Пострадала логистика между странами, особенно это чувствовалось в люксовом сегменте». В противовес этому Людмила Уварова перечислила отрасли, в которых в этот непростой период был отмечен наибольший рост. Среди них – пищевая промышленность (в основном упаковка, пластик, полиграфия), сельское хозяйство, энергетика, а также фармацевтика с медициной и интернет-торговля.  
 
Последние две тенденции подтвердила и бизнес-консультант, директор консалтингового агентства «ПрофиРесурс» Юлия Кульчицкая. Она назвала 10 трендов в бизнесе, и в этом списке оказались интернет-магазины с изменением форматов, а также – всё, что связано с психологическим здоровьем.
 
«До прошлого года существовало мнение, что есть целевые аудитории, которые никогда не будет покупать в интернете, –  сказала спикер. – Однако в 2020 году интернет-магазины в моем личном рейтинге заняли первое место, и самый большой чек по онлайн-продажам отмечен у населения старше 55 лет. То есть люди, которые раньше не покупали в интернете, оставили там денег больше, чем те, кто давно совершает онлайн-покупки».
 
Востребованными оказались и товары и услуги фармацевтов и медиков. «Приведу показательные цифры, – продолжила Юлия Кульчицкая, – 70% рекламы по телевидению сегодня – продвижение медицинских товаров и услуг, и 60% из неё – реклама препаратов, связанных с психическим здоровьем». В связи с этим эксперт призвала всех заниматься аналитикой, контролировать ситуацию, не строить планов на далекую перспективу, ограничившись максимум среднесрочным планированием. По мнению эксперта, выживет тот, кто не будет ждать, когда всё закончится, а будет «активничать», снижать цены, искать новые решения. «Ещё долгое время будут пользоваться большой популярностью дискаунтеры, – уверена спикер. – Считаю, что предпринимателям, у которых есть маленький магазинчик или кафе, нужно пользоваться дисконтом и учиться продавать по сниженным ценам. И нужно действовать, учиться новому, искать решения. Например, сегодня узенькая ниша, у которой есть своя маленькая целевая аудитория, – это тоже способ развивать бизнес, способ зарабатывать».
 
В числе названных экспертом трендов были и такие противоречивые тенденции, как готовность переплачивать за впечатления и, при этом, тренд на осознанность во всем, в том числе в тратах. «С одной стороны, тренд «экономика впечатлений» позволяет зарабатывать, а с другой – он немного грустный, – рассказывает спикер. – Потому что он говорит о том, что люди готовы переплачивать за «вау!» Например, мы любим ходить в такие кафе или рестораны, в которых есть возможность сфотографироваться на фоне красивой фотозоны или снять видео в детской игровой. Даже если там не очень вкусная еда. Как говорят блогеры: «Не запостил – не было»».
 
В то же время, по словам эксперта, сегодня актуален «тренд на осознанность». По такому критерию начали сегодня оценивать людей при приёме на работу, особенно в крупных компаниях.
 
Среди прочего, Юлия Кульчицкая перечислила сложности работы в период пандемии и, как следствие, вошедшей в нашу жизнь «удалёнки»: это технические, организационные, а также психологические и мотивационные факторы. «В одном из кейсов нам заказали подбор сотрудника на должность «директор по удалённой работе», – делится спикер. – Не коммерческий, не по персоналу, не административный… А именно «по удалённой работе». Это для меня – одна из самых знаковых вакансий прошлого года».
 
Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.