Подписаться
Курс ЦБ на 17.09
72,43
85,36

Челябинску предрекли коллапс общественного транспорта из-за новой маршрутной схемы

Челябинску предрекли коллапс общественного транспорта из-за новой маршрутной схемы
Иллюстрация: "Челябинский урбанист"

Эксперты раскритиковали новую схему работы общественного транспорта Челябинской агломерации. По их словам, концепция, на которую потратили 39 млн бюджетных рублей, спровоцирует в городе коллапс.

В обсуждении на площадке медиахолдинга «Комсомольская правда» принял участие один из разработчиков проекта — доцент кафедры автотранспорта ЮУрГУ Николай Горяев. Ему пришлось отвечать как на выпады независимых экспертов и общественников, так и представителей перевозчиков, а также на вопросы журналистов.

Челябинску предрекли коллапс общественного транспорта из-за новой маршрутной схемы 1

Руководитель консалтинговой компании «КЭМП» и известный в Челябинске транспортный скептик Яков Гуревич заявил, что разработанная специалистами Южно-Уральского госуниверситета за 39 млн руб. маршрутная схема не может быть реализована, а в случае, если это произойдет, городу грозит коллапс общественного транспорта. Документ, по его словам, создавался крайне непоследовательно и в большей степени с оглядкой на вышестоящее начальство, нежели на реальные нужды горожан.

Яков Гуревич
Яков Гуревич
эксперт по инфраструктуре
У нас уже закупили 100 «газобусов», затем замглавы города Александр Егоров рассказывал, что появятся выделенные полосы на дорогах, а потом приехала вице-премьер Виктория Абрамченко, которая приказала «не заниматься ерундой». После чего власти бросились закупать трамваи. Заявлено, что будет в этом году отремонтировано 10 км путей и куплено 20-30 трамваев. Ремонтировать трамвайные пути в Челябинске бессмысленно — их нужно менять полностью, модернизировать с нуля. Это не только рельсы, но и контактная сеть, стрелки, энергохозяйство, остановки. Иначе это будут просто выброшенные деньги. У нас ведь остальные 56 км путей останутся в прежнем состоянии – если выпустить на них те 30 трамваев, они попросту развалятся. Бессмысленно покупать новые трамваи, не приведя инфраструктуру целиком в нормальное состояние. Потом, мы закупаем 30 трамваев одной модели (которые уже морально устаревают), а в последующие годы — более новые. То есть будем эксплуатировать сразу два типа вагонов и нести на этом сумасшедшие издержки.

Активист «Гражданского патруля» и член рабочей группы миндортранса по разработке маршрутной схемы Александр Агарков также отметил, что спешка в создании документа вызвана политической конъюнктурой. Признавая необходимость реформы, он пояснил, что ее реализация должна носить поэтапный характер.

Александр Агарков
Александр Агарков
общественник
Люди хотят все и сразу, причем и администрация, и пассажиры. Мне казалось, что к преобразованию транспортной системы нужно подходить постепенно, например, сохранить на время нерегулируемый тариф, убрать дублирование, наращивать большой класс — навести в отрасли порядок, одним словом, на что может уйти 10 лет. Но затем в миндортрансе сказали: дайте нам полномочия, и мы сделаем все через год. С точки зрения пиара понятно это стремление показать все сейчас и получить позитивные рейтинги. Но риски, конечно, огромные: каждая ошибка в транспортной сети может стать фатальной — потому что деньги уже будут потрачены, а автобусы будут ездить, изменить все будет очень сложно.

Первыми должны ощутить изменения в работе после принятия транспортной схемы компании, занятые в пассажирских перевозках — им нужно будет, в соответствии с новыми требованиями, скорректировать количество подвижного состава, закупить другие, более комфортабельные автобусы, и возможно, менять бизнес-модель из-за изменений маршрутной сети и пассажиропотока. Последнее вызвало наибольшую критику со стороны хозяйствующих субъектов. Руководитель транспортной компании «Урал-Дом» Алла Даутова заявила, что нынешний порядок вещей в сфере пассажирских перевозок сложился сам собой под влиянием рыночных механизмов и попытка изменить его административными методами может привести к негативным последствиям.

Алла Даутова
Алла Даутова
руководитель компании «Урал-Дом»
Зачем менять то, что уже сложилось само собой в течение многих лет? Наша маршрутная сеть с годами устаканилась — такой вариант выбрал пассажир, невостребованные маршруты отсеялись сами: никогда частный перевозчик не будет обслуживать нерентабельное направление. Также сейчас у нас на маршруте №66 увеличено число машин до 30 — это также потребовали люди. А по новой схеме его предлагают урезать до ж/д вокзала и оставить три машины. Вместо 30-ти! Как будет поселок Шершни выезжать в город? Потом, непонятно, как считали пассажиропоток: учетчики ездили два дня, летом, в карантин, по четыре рейса, не учитывая ни пиковые часы, ни сезонность. А мы сейчас уже выходим на докарантинный уровень перевозок — я представляю, что начнется после принятия схемы. Перевозчики согласны с тем, что транспорт надо менять, переходить на большой класс, повышать комфорность. Но направления трогать не надо. Я уверена, что если провести опрос жителей, они скажут, что маршруты нужно оставить такими, какие они есть сейчас. Иначе будет коллапс — сейчас и Пермь, и Новокузнецк, везде, где начали транспортную реформу, уже столкнулись с недовольством людей.

Непосредственный участник разработки схемы Николай Горяев в ответ на критику объяснил, что предложенные специалистами ЮУрГУ наработки носят больше рекомендательный характер. При реализации транспортной реформы в документ неизбежно будут вносить те или иные изменения — причем это требуют еще и руководящие указания федерального Минтранса. Также доцент ЮУрГУ отметил, что эксперты при разработке столкнулись с наследием градостроительных ошибок Челябинска прошлых лет.

Николай Горяев
Николай Горяев
к.т.н., доцент кафедры автотранспорта ЮУрГУ
Мы сделали не окончательный документ. Это научно-исследовательская работа с обоснованием тех или иных решений. Заказчик имеет полное право вносить туда изменения, более того, схема должна актуализироваться ежегодно. Проблема в другом: в Челябинске была очень слабая градостроительная политика. Когда строили новые микрорайоны, вообще не задумывались об их транспортном обеспечении. Когда смотришь, как там некоторые улицы нарисованы, совершенно не понимаешь, как пустить по ним автобусы. Тогда совершали настоящее преступление, заманивая людей в эти районы экологией, дешевыми квадратными метрами. Это и сейчас продолжается — за Шершнями строят многоэтажные кварталы в сотни тысяч квадратных метров, хотя дорога в город там всего одна — по плотине, которая уже давно стоит в пробках! В ЮУрГУ впервые, только с этого учебного года транспортники начали читать лекции студентам-градостроителям, лишь сейчас появляется понимание важности этого фактора.

В данный момент продолжается и заочное обсуждение будущей транспортной схемы — миндортранс принимает предложения от жителей, этот процесс продлится до 23 февраля включительно. До конца 2021 г. продлится подготовительный этап реформы, с 2022 г. полномочия по управлению городским транспортом перейдут на областной уровень, а полностью реализовать задуманное планируется к 2024 г. К этому времени, по замыслу инициаторов реформы, вся Челябинская агломерация: областной центр, Копейск, поселки Сосновского района, а также Еткуль и Еманжелинск будут связаны единой сетью маршрутов, операторы которых будут работать по регулируемым тарифам. Стоимость реализации проекта оценивается в 21 млрд руб.

Самое читаемое
  • Алексей Текслер и Игорь Алтушкин основали в Челябинске «РМК Арену»Алексей Текслер и Игорь Алтушкин основали в Челябинске «РМК Арену»
  • В Челябинске за 204 млн рублей продают обанкротившуюся фабрику «Краснодеревщик»В Челябинске за 204 млн рублей продают обанкротившуюся фабрику «Краснодеревщик»
  • Наталья Котова: «Хотим, чтобы люди оставляли автомобиль и шли прогуливаться по набережной»Наталья Котова: «Хотим, чтобы люди оставляли автомобиль и шли прогуливаться по набережной»
  • Бывший вице-мэр Челябинска Олег Извеков написал в СИЗО книгу о личностном ростеБывший вице-мэр Челябинска Олег Извеков написал в СИЗО книгу о личностном росте
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.