Больше жалоб, но меньше беспредела. Как изменилась работа коллекторов в 2020 году?

Федеральная служба судебных приставов привела статистику жалоб на незаконные действия коллекторов в Челябинской области. Несмотря на рост числа заявлений, «жести» стало меньше, говорят общественники.

По данным ФССП за 2020 год, в Челябинской области на действия коллекторов пожаловались 820 заемщиков. Причем из рассмотренных обращений обоснованными признаны всего 10% — 84. Число «черных» и легальных коллекторов разделилось примерно поровну: 41 заявление было на лиц, включенных в государственный реестр, и 43 – на тех, кто там отсутствовал.

Всего на юрлиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности, завели в 2020 году 86 административных дел. За нарушение правил работы коллекторов оштрафовали на общую сумму в 3 млн 382 тыс. руб., сообщили в областном управлении службы судебных приставов.

Сухие цифры статистики мало что говорят о том, как в реальности живет этот сегмент деятельности, который общепризнанно имеет негативный полукриминальный шлейф. О том, каким образом обстоят дела на рынке услуг по взысканию просроченной задолженности и как в 2020 году изменились отношения агентств с заемщиками, рассказал CHEL.DK.RU руководитель общественного проекта «СтопКоллектор» Вячеслав Курилин:

— Количество жалоб на действия коллекторов постепенно начинает возрастать. Если в предыдущие годы был достаточно серьезный спад, то в 2020-м обращений было вдвое больше, чем в 2019-м. Однако их характер поменялся — это уже не жалобы на физическое или психологическое воздействие в жизни, а преимущественно на звонки и SMS.

Сравнительно невысокое, на первый взгляд, число заявлений, по статистике приставов, открывает перед нами другую проблему. Чтобы обратиться с жалобой на действия коллекторов, нужно два фактора: знать куда обращаться и как именно. Если мы будем считать обращения только от службы судебных приставов, то увидим лишь часть картины: в 2020 году в наш центр поступило 230 обращений, а люди еще присылают заявления на коллекторов и в полицию, и в Центробанк, а больше всего обращений идет по линии прокуратуры. Хотя работа с юрлицами, занимающимися взысканием просроченной задолженности — компетенция ФССП. Это, к сожалению, понимают пока далеко не все.

Но то, что к службе исполнителей стало больше запросов — хороший знак, это свидетельствует о том, что люди знают, куда обращаться, чтобы их проблема была решена наиболее эффективно. Ну и также это заслуга самих приставов, которые добросовестно отрабатывают сигналы о превышении коллекторами своих полномочий.

Да, факт нарушения всегда необходимо подтверждать, но практика говорит о том, что если ФССП начинают предметно заниматься тем или иным вопросом, то коллекторы почти всегда прекращают взаимодействие с конкретным должником.

Три миллиона рублей штрафов — ничтожный процент от выручки агентств по взысканию, их доходы больше в тысячи раз. Активность коллекторов сейчас возрастает, но незаконных методов в их работе действительно стало меньше —например в прошлом году мы не получили ни одной жалобы на физическое воздействие или его угрозу, что раньше встречалось сплошь и рядом. Это говорит о том, что законодательство, регулирующее деятельность юрлиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности (документ был принят в 2016 году — DK), реально работает.

На сегодня, с учетом всех принимаемых мер, взаимоотношения коллекторов с должниками претерпели радикальные изменения с 2015-2016 года. Хотя количество жалоб все равно, как мы видим, растет, и, видимо, будет расти и в дальнейшем.

Но эта статистика не подразумевает ухудшения ситуации, она больше сопряжена с информированностью. Заемщики стали подкованнее, грамотнее, они знают, куда обращаться, чтобы защитить свои права. И сами коллекторы уже освоились в текущем правовом поле и не идут на сознательные нарушения.

Также нужно понимать определенный психологический момент: звонки не рассматриваются, как прямая угроза, но каждый человек воспринимает это по-своему. Особенно пенсионеры — когда им звонят и говорят, что к вам выезжает «группа взаимодействия по решению вопроса», им сразу ясно, что их, якобы, ждет. С этим тоже нужно работать, разъяснять эти моменты.

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.