«На год выключили бизнес. Я не первый кризис переживаю, но так тяжело не было никогда»

«На год выключили бизнес. Я не первый кризис переживаю, но так тяжело не было никогда»
Иллюстрация: Из личного архива Светланы Мещеряковой

В ближайшие два года я не жду сверхприбыли. Сейчас даже странно вспоминать, как пару лет назад вздыхали: экономика в страшном упадке, выставки все хуже собирают. А сейчас думаешь: как все было хорошо!

«Первое выставочное объединение» организует различные ярмарки, отраслевые выставки и деловые форумы в Челябинске с 2007 года, но с настолько глубокой просадкой, как в ковидный год, отрасль столкнулась впервые. О том, как трансформируется выставочная деятельность с учетом новых реалий, в интервью CHEL.DK.RU рассказала основатель и директор «Первого выставочного объединения» Светлана Мещерякова.

Наверное, в принципе не стоит спрашивать о том, сильно ли повлияли ограничения, связанные с риском распространения пандемии, на выставочную деятельность?

— Да, сказать, что пришлось сильно скорректировать планы — это вообще ничего не сказать.

Фактически на год просто выключили бизнес. Провели всего одно мероприятие за целый год — хорошее, достойное. А потом банально пытались выживать, проводя различные уличные ярмарки. Чтобы хотя бы было, чем людям зарплату платить.

Вся выставочная деятельность свернулась же еще в начале марта, еще до официального объявления локдауна. Вышел запрет на проведение массовых мероприятий с численностью более 50 человек. Успели провести в марте в полном формате только форум «Умный город», а традиционную «Ярмарку недвижимости» —  уже фактически полуподпольно, с массой ограничений.

Какие мысли были?

— У меня сильная интуиция, и первая мысль, которая пришла на ум: разгоняй всех к чертям, закрывай офис, это надолго. Через год начнешь заново с нуля. Хотя все вокруг еще не понимали серьезности ситуации и были полны надежд. И я как-то уговорила себя: ничего, и не такое видали, прорвемся как-нибудь, не паникуй раньше времени.

Я за прошлый год все стадии прошла: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие… Я же предприниматель со стажем, уже не первый кризис переживаю, но все-таки так тяжело не было никогда. Никогда. Хотя, может быть, и терять-то особо раньше нечего было.

А в локдаун я только благодаря психологу не сошла с ума — это совершенно искренне говорю, без всякого преувеличения. Потому что ты работаешь с полной отдачей 15 лет, строишь успешный бизнес — и в один прекрасный момент он заканчивается. И не потому, что ты дурак или где-то допустил промах. А просто потому, что так сложились обстоятельства. И самое страшное: пришлось расстаться с большей частью команды. Я уже проходила через этот тяжелый опыт во время прошлого кризиса и отчетливо осознавала, что это вынужденная мера, без которой просто не выплыть. Из тридцати человек в коллективе сегодня осталось десять. И то это мы уже добрали немного. А были месяцы, когда в офисе сидело четверо. И это при том, что у нас текучки фактически нет, люди по десять лет работали. Каждого отрывала от сердца. Это невероятно тяжело морально. Поэтому даже не буду сейчас пытаться хорохориться и сочинять, как мы легко и без потерь перепрыгнули прошлый год.

На государственную поддержку рассчитывать не приходилось? Выставочную деятельность же включили в перечень наиболее пострадавших отраслей бизнеса?

— Да, включили.

Но, честно говоря, если и так швах с деньгами, и перспективы совершенно не ясны, кто в своем уме рискнет еще и кредит брать, пусть даже по льготной ставке?

Нас же что еще так сильно подкосило: все бы было не так безнадежно плохо, если бы локдаун объявили, допустим, в конце мая. И я бы даже, наверное, ни одного сотрудника не стала бы увольнять. В выставочной деятельности есть четкая цикличность бизнеса, и нас закрыли как раз перед самым началом сезона. Позади были декабрь, январь, февраль, март — месяцы, которые обычно приходилось дотировать, и впереди были месяцы заработка. То есть мы и так уже были фактически на подножном корму: проедали ту предоплату, которую вносили за летние и даже осенние выставки. И тут все закрыли. И хотя по сути это форс-мажор, и мы его даже зафиксировали, заручились документальным подтверждением, что все мероприятия отменены по не зависящим от нас причинам, я предпочла вернуть долги. Пришлось продать замечательный офис, чтобы рассчитаться с частью долгов и хоть как-то содержать людей.

Мне кажется, больше всего дезориентировала ситуация неопределенности, сколько еще продлится запрет на проведение массовых мероприятий?

— Это самое выматывающее.

Потому что до конца же теплится надежда, что вот-вот — и все наладится.

Крупное выездное мероприятие «День поля», подготовка к которому шла не один месяц, пришлось отменять буквально за две недели до проведения. И опять эта история с раздачей денег всем, кто внес предоплату. А я-то, как организатор, в любом случае несу затраты. Или, к примеру, мы заявились на проведение межрегиональной агропромышленной выставки в Кургане: выиграли аукцион, включились в подготовку — и снова все отменили. И весь год так. Вроде как к июлю что-то потихоньку сдвинулось, а к сентябрю вообще стало хорошо — мы как зажили планами! И потом опять ушли в пике.

Муниципальные контракты тоже не предполагают выплаты хотя бы части гонорара при отмене мероприятия из-за эпидемиологической обстановки?

— Нет, там, в 44-ФЗ, как раз самая жесть. Мероприятие либо состоялось, либо нет, третьего не дано. А почему оно было отменено, никого не интересует. Конечно, если организатор понес серьезные затраты — например, приобрел оборудование конкретно под это мероприятие, то можно попытаться выбить это через суд, но доказать свою правоту достаточно сложно. А так, что предъявить по факту — напечатанные бейджики и буклеты?

С другой стороны, все эти пустые хлопоты и стали тем, что и не позволило сойти с ума и окончательно опустить руки. Хотя бы голова была занята. Но в эмоциональном плане пришлось, конечно, непросто: загораешься, вкладываешься в проект, а это снова оказывается холостым выстрелом.

Обидно, что все массовые мероприятия под одну гребенку смели. У выставок своя специфика — здесь плотность людей на один квадратный метр ниже, чем в супермаркете. Поток людей рассредоточен по времени, тысячная толпа не встречается на маленьком пятачке. Плюс я как организатор могу заставить каждого маску надеть и социальную дистанцию соблюдать — на выставки приходят разумные люди.

Следуя логике властей, самое опасное место для заражения COVID — рестораны после десяти вечера.

— Да, кстати. В этом году, если снова на карантин не сядем, планирую провести традиционны Wellcome Форум для индустрии гостеприимства новом формате: не приглашать звездных спикеров и зарубежных шеф-поваров, не устраивать весь вот этот «департамент роскоши и шика», а просто собрать собственников, управляющих ресторанов и отелей и устроить открытый микрофон, дать людям возможность выговориться, посмотреть друг другу в глаза. В идеале — пригласить и кого-то из власть имущих, все равно уже накал страстей к тому времени будет не таким сильным. Людям хочется пар выпустить, спросить: кто виноват и что делать? Может, выступить с требованиями к властям, создать, наконец, отраслевую ассоциацию. Потому что пандемия отчетливо выявила этот пробел — нет собственного профессионального объединения ни у выставочников, ни у рестораторов, некому их интересы отстаивать и на региональном уровне, и на федеральном. Надо, чтобы кто-то ходил по инстанциям, пороги обивал, на конкретных цифрах чиновникам все разъяснял, добивался. Да, малый бизнес и самозанятые — не металлургические заводы, но нас много. А взять несчастных артистов? Это же вообще бред. Людям реально есть нечего: кто в таксисты пошел, кто — в курьеры. Но человек же не виноват в сложившейся ситуации — он был успешным, востребованным артистом и остался не у дел.

А что еще в ближайших планах?

— В первую очередь — МАК, Межрегиональная промышленная конференция, которая должна состояться буквально на днях, в феврале. После того, как несколько крупных агропромышленных мероприятий, подготовкой которых мы занимались, отменились, было жалко выбрасывать в корзину наработки. Вот и возникла идея: почему бы не собрать людей — пусть без масштабной агровыставки, чтобы поделиться аграрными практиками? Обычно любая крупная отраслевая выставка предусматривает еще и большую деловую программу, которая, как правило, остается за кадром, потому что воспринимается скорее как некая вишенка на торте.

Для аграриев 2020 год тоже был крайне тяжелым, особенно в Челябинской области: погода не баловала — то заморозки, то засуха, то дождями заливает. Я сама выросла в деревне и не понаслышке знаю, что такое труд на земле. Им памятник нужно при жизни ставить. Это соль земли. Челябинская область не житница страны, как Кубань. Это территория эффективного сельского хозяйства. Потому что при таких погодных условиях добиваться настолько высоких показателей урожайности — это не просто так дается.

Идея форума родилась еще в августе, когда февраль казался совершенно безоблачным месяцем. А сейчас есть на руках все разрешения, но я все равно сижу и боюсь: проводить будем в гибридном формате, но в большей степени все же упор на очный формат, потому что онлайном уже все наелись за время изоляции.

Кстати, я уже не раз ловила себя на крамольной мысли, что если бы не было всей этой ситуации, ее стоило бы придумать, потому что все наконец-то все сказали: онлайн никогда не заменит живого общения. В последние годы многие с видом знатоков предрекали: выставки скоро вымрут как бизнес, все перейдет в онлайн. А что в итоге? Оказалось, что хороший онлайн сопоставим по затратам с проведением мероприятия в традиционном формате, если все по уму делать, а деньги собирать гораздо сложнее.

Еще в планах, или скорее пока в мечтах — это проведение в Челябинске форума приемных родителей. Тема актуальная на самом деле и важная для гораздо большего числа людей, чем кажется на первый взгляд. И мне эта тема близка, я знаю, с какими сложностями и вопросами сталкиваются и родители, и дети. Это обязательно надо обсуждать всем вместе. В правительстве области сильный социальный блок — и Ирина Гехт, и эффективный институт уполномоченных. И я надеюсь, что когда я оформлю свою идею в конкретное предложение, встречу поддержку.

«На год выключили бизнес. Я не первый кризис переживаю, но так тяжело не было никогда» 1

Признаться, я редко бываю на челябинских ярмарках: есть ощущение, что сам формат уже несколько дискредитирован и отстал от времени. Вы не согласны?

— В свое время ярмарки хорошие деньги приносили. И деньги, конечно, не пахнут. Но мне, если честно, не очень нравилось этим заниматься.

До ковида у ПВО было 36 проектов в год — получается, три в месяц в среднем. Это бешеная гонка, которая не оставляет времени, чтобы осмотреться по сторонам. При этом действительно приносили деньги — десять, ну, максимум двенадцать. Все остальные, если разобраться, — для имиджа, для рекламы или чтобы банально место никто не занял в перерыве между мероприятиями. Подход был такой: в минус проект не уходит, на зарплату менеджер себе заработал — и слава богу. Теперь, конечно, пришлось все кардинально пересмотреть и оставить только те проекты, которые действительно приносят прибыль. Возвращаться в ярмарки меда и мехов я не собираюсь, этот формат действительно уже изжил себя.

А вообще 2020 год подтолкнул меня к мысли воплотить свою мечту пятилетней давности: почему бы не вынести форумную часть выставок в отдельный бизнес? Так что оставим только большие, знаковые выставочные проекты, как Izbushka, а все остальные переформатируем в деловые форумы с маленькой фокус-выставкой. Хорошего выставочного центра в Челябинске все равно так и не появилось, а к конгрессно-форумной деятельности город прекрасно подготовлен.

В ближайшие два года я, говоря откровенно, не жду сверхприбыли. Сейчас даже странно вспоминать, как пару лет назад вздыхали: экономика в страшном упадке, выставки все хуже собирают. А сейчас думаешь: как все было хорошо! Как в том еврейском анекдоте: «Ты был прав, это была белая полоса!».

Но нет же желания бросить это все?

— Нет. Правда, нет. Это дело моей жизни. Так уж сложилось. Хотя ничего, казалось бы, не предвещало: я по первому образованию  химик-технолог, а по второму — экономист-международник. А «Первое выставочное объединение» мы вообще практически случайно придумали — это был по сути PR-проект журнала «Южноуральская недвижимость». Первую выставку провели в 2007 году, а вскоре кризис ухнул. Журнал закрылся, а выставки остались. Выставками на самом деле невероятно интересно заниматься, там такие качели эмоциональные. Срок сдачи журнала еще можно передвинуть на денек-другой. А с выставкой так не получится, даже на часок не отсрочить — только в принципе отменить. И такое тоже бывало.

В последний год мне уже совсем ничего не страшно. Я всю жизнь живу с этим чувством: вот-вот сейчас все наладится, надо только еще немного потерпеть, поднажать и наступит всеобщее благоденствие. Но наступает только очередной кризис, и с каждым новым ты только проваливаешься все глубже.

В сентябре меня прямо накрыло: ничего не хочу, устала барахтаться — вот, брошу все и устроюсь наемным менеджером. Знаете, иногда я прямо люто им завидую: как хорошо работать, когда ты просто распределяешь смету на мероприятие, и голова вообще не болит о том, где эти деньги раздобыть — по сути, чистое творчество. А в бизнесе все по-другому: напридумываешь классных идей, а потом режешь по живому, потому что денег нет.

Вам не кажется, что идея развивать выставочную деятельность сегодня в Челябинске отчасти провальная потому, что эту экологическую нишу на Урале прочно занял Екатеринбург?

— Прежде всего все упирается в нежелание властей поднимать регион. Частному капиталу не поднять все это в одиночку. Посмотрите на Уфу, на Екатеринбург, Казань — сколько там сил и средств вкладывается в развитие бренда области, города. Да, не устану повторять: Челябинску нужен современный выставочный центр. И не потому, что я занимаюсь этим бизнесом. Не про мои выставки речь идет. Это позволит в город привозить проекты, которые кочуют по городам. На выставки за год в Челябинск приезжает столько людей из других регионов, что это сопоставимо с любым крупным спортивным соревнованием.

И строительство выставочного центра не в такую уж на самом деле заоблачную сумму обойдется региону. Ни к чему громадный комплекс  возводить — Екатеринбург в этом плане дурной пример, там до сих пор экспоцентр не задействован в полной мере. Возьмите лучше пример с Уфы: выставочного центра на 5 тыс. кв. м за глаза хватит. И это однозначно будет востребовано —  там же не только выставки можно проводить, но и музыкальные концерты, фестивали. А сейчас, к слову, можно было бы ковидный госпиталь развернуть. Причем совершенно не обязательно он должен располагаться в центре города — главное, чтобы была хорошая транспортная доступность. Нравится это или нет, но основная доля выставочного бизнеса в регионе — это все-таки формат В2С.

Ладно, нет у властей желания вкладывать в экспоцентр 300 млн руб., есть альтернативное направление — организация деловых мероприятий. В Челябинске есть замечательные гостиницы с отличными конференц-залами: можно проводить форум за форумом, конференцию за конференцией. В стране огромное множество отраслевых организаций, и крупные города на самом деле бьются за право принять выездные мероприятия: это минимум 300 человек, которые потратят деньги на гостиницу, ресторан и так далее. Вот движуха, которая развивает бренд города и региона.

Я люблю свой город, честно. И уезжать никуда не собираюсь. И меня коробит, когда начинают Челябинск поливать грязью. Это как с мужем жить и каждый божий день поносить его в соцсетях: ты либо разведись уже, либо рот закрой и не позорься.Так жду, когда все недовольные и нытики уже уедут в те места благословенные, в которые они навострили лыжи. Челябинск — отличный город.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.