«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым»

«Когда плотник работает в мастерской над шедевром, летят опилки, так вот деньги — это как опилки. Побочный продукт. Деньги приходят автоматически, если человек реализуется в чем-то».

Маленькая мастерская челябинского скульптора Антона Титова находится в типовой пятиэтажке на окраине города, а сам он, выбрав несколько лет назад путь свободного художника, ведет жизнь затворника. Выкрашенные лиловой краской стены увешаны барельефами — маски, кисти рук, сложенные для молитвы или сжатые в кулак, часы, распадающиеся фрагменты которых превращаются в летящих бабочек. О поисках призвания, критике и гонорарах Антон Титов рассказал в интервью CHEL.DK.RU.

Расскажите о технике, в которой выполнены работы?

— Материалы разные. Стараюсь комбинировать: сверхпрочный скульптурный гипс, шамотную глину, реже — стеклопластик. Иногда для крепости конструкций использую металлическую арматуру, особенно если есть тонкие, мелкие детали. И покрываю акриловой краской.

Сколько времени уходит на одну работу — от замысла до воплощения?

— По разному, от нескольких дней до пары месяцев. Иногда долго мучаюсь, размышляю, а иногда идея приходит мгновенно, как вспышка. Я редко делаю зарисовки, обычно держу все в голове. Когда возникает мысленный образ, беру специальный скульптурный пластилин и пытаюсь вылепить мастер-модель. Кстати, оказалось, что самые удобные инструменты — старые, еще дедовские хирургические скальпели, тупой и острый.

А формы для отливки гипсовых скульптур делаю из силикона. Сам материал выглядит, как густая сметана: добавляешь катализатор, погружаешь туда заготовку из пластилина, и он застывает вокруг, как резина. Потом заготовка из гипса обязательно должна просохнуть: если нарушить технологию, краска пойдет пузырями. Даже маленькая фигурка должна сохнуть не менее двух дней.

Можно, конечно, просто сваять из глины что-то в единственном экземпляре, но мне хочется сделать так, чтобы потом можно было тиражировать образ.

«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым» 1

Обычно наоборот. То, что с каждой работы можно сделать точную копию, на ваш взгляд, не снижает ее ценность?

— Я и сам задавался таким вопросом. Но, знаете, даже скульптуры, которые вышли из одной формы, все равно получаются совершенно разные — и по внешнему виду, и по энергетике.

Какая из работ оказалась самой сложной в исполнении?

— Пожалуй, трехликая маска. Изюминка коллекции. Возможно, через год буду относиться к этому иначе — так, упражненьице. Но пока это воспринимается как значимый проект. В одной маске совмещены три лица, три эмоции — радость, печаль и гнев.

Почему именно эти? А не, допустим, удивление или испуг?

— Эмоций много, но эти, как мне кажется, управляют человеком. На эту работу ушло два месяца. Странное было время: вокруг все вертелось, крутилось — казалось, что даже квартира стала живая. Самое главное — не торопиться.

Время вообще не важно. Так часто бывает: пришла в голову идея, а в следующее мгновение уже делаешь фотографию готовой работы — все то время, которое ушло на изготовление скульптуры, я как будто не помню, два-три дня выпадают из жизни. Потому что весь, целиком и полностью, погружен в процесс — забываю про сон, про еду.

Иногда сам себя уговариваю: «Антон, надо поесть, солнце уже садится. — Да-да, вот только закончу». И проходят еще два часа. А потом звонит телефон, я снимаю трубку и не сразу понимаю, что говорит человек, на каком он вообще языке разговаривает: какие-то цифры…

«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым» 2

Насколько я понимаю, вы не профессиональный скульптор?

— Да, самоучка. Учился на архитектурно-строительном, но так и не закончил. Успел вынести какие-то знания по начертательной геометрии, по инженерной графике была твердая четверка. Мне проекции на бумаге всегда было скучно чертить, я видел их в воздухе, «думал в объеме», как выразился один из преподавателей. Я до сих пор некоторые вещи на плоскости вообще не воспринимаю. Первую скульптуру сделал в 2001 году. Зашли в кафе с друзьями, а там в интерьере были гипсовые лица интересные. Вот, приятели и стали подначивать: «Ты же на архитектурно-строительном учишься? Сможешь сваять что-то подобное?» «Да легко», говорю. Юношеский кураж. И всю ночь лепил. И даже неплохо получилось. А потом забросил — мастерства не хватало, чтобы воплотить идеи, которые были в голове, и вообще надо было о другом думать, учиться.

Мне до сих пор техники недостает, но некоторые говорят: даже хорошо, что есть несовершенства, в этом чувствуется человеческая рука, а не заводская штамповка.

А как увлечение стало делом жизни?

— Я работал на производстве, создавал модели из стеклопластика. Как-то отлил маску инопланетянина, принес показать знакомым, а ее раз — и купили. Потом сделал несколько маленьких фигурок жаб — тоже влет разошлись. И я за три дня заработал больше, чем обычно получал за месяц. И задумался: может, сами обстоятельства подталкивают к тому, чтобы изменить что-то в жизни? Так в один прекрасный день я написал заявление и ушел.

Не было страшно?

— Нет, не было сомнений, они как-то растворились. Некоторое волнение, конечно, все равно было, но его перекрывало огромное воодушевление. Теперь я невероятно рад, что именно так все сложилось. Просыпаешься утром — и не нужно уже никуда бежать. Ты свою жизнь посвятил творчеству. Назад пути нет, сам себя загнал в жесткие рамки.

«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым» 3

Как семья, близкие отнеслись к тому, что вы стали свободным художником?

— В этом плане я действительно свободный, потому что жены и детей пока нет. Родители, люди старой закалки, убеждали: «Зачем тебе это надо? Этим на жизнь не заработать!» Бабушка до сих пор простить не может: можно же по вечерам из глины лепить, после «нормальной» работы. Но я пробовал — не получается так. На «подумать» времени просто не остается. И мысли — о другом. Чтобы творчеством заниматься, надо голову освободить, отсечь все лишнее.

Было время, когда приходилось тяжело в финансовом плане?

— Да, то, что первые работы сразу же раскупили — это невероятно вдохновило. А потом раз — и все, затишье. Все стены в мастерской были завешаны работами.

Когда приносил что-то в отделы, где продавалась разная сувенирная продукция, продавцы только отмахивались: «Куда вы в Челябинске лезете? У нас некультурный город. Людям покушать купить не на что, за садик еще нужно заплатить, а тут вы со своими поделками...» Сейчас это, конечно, уже не задело бы так сильно. Но и тогда настрой не сбило.

Самое главное — не паниковать, не останавливаться. Особых переживаний не было, думал: даже если ничего из этой затеи не выйдет — все равно ничего не теряю, работу какую-никакую найду, а если так и не рискну, не попробую осуществить мечту — всю жизнь потом буду жалеть. В любом деле главное — не столько талант, сколько характер, чтобы не сдаваться, если не получается. Характер человека как раз и проявляется в такие моменты, когда страшно, а он продолжает идти дальше, не тормозит, не откладывает на потом. Я ведь и раньше начинал заниматься скульптурой, но раз за разом забрасывал, и все время в жизни возникали какие-то звоночки, которые настойчиво возвращали на этот путь. Жизнь сталкивала с правильными людьми, я присматривался, задавал вопросы, перенимал что-то, пробовал, набивал руку.

Часто люди не слышат эти звоночки, живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант так и остается нераскрытым, погребенным в рутине.

«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым» 4

А как возник псевдоним Антонио Майер? Это из-за ориентированности на западных ценителей искусства?

— Фамилия настоящая, бабушки-немки, которая сейчас живет в Германии. Антонио просто звучит хорошо, ласково. Небольшой коммерческий ход — хорошо звучит. А подписываюсь я на тыльной стороне каждой работы всегда честно — А. Титов.

Куда чаще всего уходят работы?

— Москва, Санкт-Петербург, Америка, Канада, Германия, Франция.

Никогда не возникало желания уехать — в столицу или за рубеж?

— Нет, я не держу на этом фокус. Не место красит человека. К тому же от себя не убежишь. Обстановка должна вдохновлять — красивые места, люди, природа.

А Челябинск вдохновляет?

— Да, когда, например, гуляю в городском бору. А некоторые вещи я просто не замечаю — все то, что отвлекает. Допустим, идем с приятелем по улице, он восклицает: «Ты только посмотри, какая грязь!», а я: «Где?». Это еще с детства пошло. Помню, в девяностые пошли с классом в музей. И едет по улице джип красивый, огромный, которые тогда еще в диковинку были — медленно, как морской лайнер. Я оглянулся посмотреть — но не на автомобиль, а на лица одноклассников. Девочки, мальчики, двоечники, отличники — все безотрывно провожали его взглядом с одинаковым выражением удивления и восторга. И даже учительница. И я понял: не хочу быть как все. В школе я был троечником, постоянно прогуливал уроки. Учителя ругали за то, что я вместо учебы рисую на партах. Даже между строк в тетрадях я рисовал причудливые, карикатурные картинки людей и животных. Учительница литературы брала тетрадь, поднимала и показывала всему классу мои художества: «Посмотрите ребята, чем у нас Антон на уроке занимается!». Каждый по-разному себя в детстве стремится проявить: хулиган стекла бьет, отличник руку на уроке тянет, а я вот рисовал.

«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым» 5

Многим творческим людям свойственен синдром самозванца, когда все время задаешься вопросом: а ты действительно талантлив или это всего лишь ремесленничество, эпигонство?

— Как определить настоящий талант? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос. Чем больше я погружаюсь в эту тему, тем сильнее убеждаюсь, что это мой путь. Я не знаю, есть ли у меня талант или способности. Но это точно мой путь.

Знаете, есть всемирно известный скульптор Джонсон Цанг из Гонконга. Люди восхищаются, постоянно пишут мне: «Антонио, а вы могли бы это сделать?» И шлют фотографии его работ. Мне нравится его стиль, но я не могу копировать чужие работы, всегда важно оставаться собой. И однажды я решился и написал ему письмо, поделился своими сомнениями, вопросами, которые меня мучали. Отправил — и забыл. А через пару дней приходит ответ. Я был настолько счастлив! Три раза перечитал. Чуть ли не слезы на глаза наворачивались. Слово в слово уже не вспомню, но суть такая: следуй своему пути, не сворачивай и не слушай тех, кто пытается тебя сбить. Я нахожусь в потоке, занимаясь любимым делом.

На самом деле два простых вопроса определяют призвание: если бы деньги в твоей жизни были в изобилии, как воздух, продолжил бы я заниматься этим делом? И второй — готов ли я на это потратить оставшиеся дни своей жизни?

А как складывается стоимость той или иной работы?

— Я должен держать весы ровно. В сердце чувствовать, что не прошу лишнего. Обычно я оцениваю час работы, насколько легко это было сделать. Стараюсь не зацикливаться на чем-то надолго. Например, вот эти разлетающиеся часы, осколки которых превращаются в бабочек, я собирал пять дней. Понятно, что скульптура не может стоить пять тысяч. Да даже десять. Но я на рынок все равно ориентируюсь, который задает тренды. Многое зависит от площадки: американские ресурсы, на которых продаются предметы искусства, — это один разговор, сайты, где мастера хэндмейда выкладывают свои работы, — другой, а агрегаторы частных объявлений — третий. Для коллекционеров цена априори выше. Но если работа висит, а интереса к ней нет, приходится корону снять — пусть постоит на полочке. Лучше поставить демократичную цену в пятьсот долларов, чем месяцами ждать у моря погоды.

Да, деньги все время нужны, безусловно, мы же не в тайге живем. Когда плотник работает в мастерской над шедевром, летят опилки, так вот деньги — это как опилки. Побочный продукт. Деньги приходят автоматически, если человек реализуется в чем-то.

Люди странным образом чувствуют, когда что-то делается исключительно ради денег. Да, у меня тоже есть просто милые вещицы для интерьера, без особой смысловой нагрузки. Но на заказ я обычно не работаю. Попробовал однажды— по совету приятеля сделал небольшую фигурку Ждуна, когда мем был мегапопулярным. Он окупил раз сто пятьдесят. Фигурки разлетались как горячие пирожки. Но мода быстро прошла, и ничего в душе не осталось.

«Люди живут по привычке, занимаются нелюбимым делом, а талант остается нераскрытым» 6

Среди ваших работ много не только масок, но и рук. Почему?

— Руки — анатомически правильный, фактически безупречный инструмент. Идеально сконструирован, чтобы что-то создавать, выражать эмоции, настроение через жесты, с быстрой и точной моторикой. Я, когда встречаю человека, в первую очередь на руки смотрю. Говорят, глаза — зеркало души. Но глаза не расскажут о человеке так много, как его руки. Потому что выражение лица, мимику мы можем контролировать, улыбка бывает натренированная, а язык тела все равно выдает мысли.

Свои руки копировали?

— Да, это база, потом просто добавляю какие-то детали. Вот, к примеру, хамса — защитный амулет в форме открытой ладони с пятью пальцами, который был известен на Востоке с древнейших времен, еще до возникновения мировых религий. Некоторые упрекают, что у меня образ не канонический — рука живая, пальцы полусогнутые, в движении. Но вот такая неканоническая хамса неожиданно стала хитом продаж. Обычно те, кто ее видят, делятся два лагеря: одним это кажется чем-то жутким, а другие всплескивают руками: «Какая прелесть!».

Кстати, как вы относитесь к хейтерам?

— Критика бывает разной: кусачей и конструктивной. Кусачая, кстати, тоже в чем-то полезна — закаляет характер. На планете семь миллиардов людей живет, и все разные, так что самое глупое — пытаться угодить всем на свете.

У меня на самом деле здоровые амбиции — хочу, чтобы в каждом доме была моя скульптура. По всему миру. Чтобы доносить свои мысли, образы людям. Если бы я стоял на высокой трибуне и произносил речь — не уверен, что мне удалось бы быть столь же убедительным. Язык пластики мне все-таки ближе. Вот это все, что вы сегодня видите в мастерской, — это только начало. Можно сказать, тренировка. Перед чем-то большим, грандиозным. Я пока еще в большей степени только учился и побеждал нужду. 

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.