Коворкинг: в ожидании взлета после пандемии

Пандемия и сложная экономическая ситуация серьезно сказались на развитии сферы коворкинга, однако именно сейчас многие предприниматели открыли для себя преимущества гибких рабочих пространств.
Последнее десятилетие формат коворкинга активно развивался: средняя доля прибыли свободных площадок с 2017 по 2020 г. выросла с 20% до 40%. С 2015 г. коворкинг развивался и в Челябинске. Пандемия коронавируса подкосила большинство сфер бизнеса, и коворкинг не стал исключением. По данным консалтинговой компании CBRE, за последний год гибкие рабочие пространства серьезно замедлили темпы роста из-за сильного спада на рынке офисной недвижимости. Однако специалисты предрекают настоящий бум для коворкинга в ближайшие годы.
На появление свободных площадок повлияли, конечно, экономические факторы, процессы глобализации и цифровизация общества. В последние несколько лет ежегодный прирост коворкинговых пространств составлял 30-40%, формируя серьезную конкуренцию на рынке недвижимости традиционным офисам. В Челябинске только за пять лет появилось более десятка площадок различного формата. Однако ситуация для свободных офисных пространств заметно осложнилась в период пандемии.
«В Челябинске коворкинги еще не сформировались. На город всего приходится около 800 квадратных метров гибких рабочих пространств. Такой формат пользуется популярностью у крупных компаний, работающих с творческими проектами, а небольшие фирмы (10-15 человек) и типовые предприятия предпочитают классические офисы. Сегодня коворкингу как просторной территории без отельных офисов трудно соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы. Это также влияет на снижение спроса на рынке коммерческой недвижимости, коворкинг явно испытывает экономические трудности и пока постепенно затухает», — рассказывает управляющий партнер компании Development PRO Вахтанг Чикаберидзе.
Кроме того, в последние годы заметно изменились аспекты спроса. Изначально существенную роль для потенциальных арендаторов играли наличие профессионального оборудования и размер почасовой оплаты, но в последний год наиболее важными аспектами при выборе коворкинга стали:
· удобное территориальное расположение;
· цена аренды за месяц;
· дополнительные услуги (питание, развлечения, спорт, зона отдыха);
· закрепленное рабочее место;
· наличие переговорных залов.
Многие коворкинги стараются адаптироваться к условиям работы в пандемию коронавируса.
«Коворкинг позволяет предпринимателю получить рабочее пространство здесь и сейчас, не беспокоясь о дополнительных платежах, долгосрочной арендной плате, о наличии мебели и техники. Свободная площадка для бизнеса – это не только место для работы; это комьюнити — пространство, где люди находят партнеров, клиентов и заказчиков. В пандемию наблюдается обратный тренд: количество предпринимателей в коворкинге увеличилось. Мы строго соблюдаем санитарно-эпидемиологические нормы: три раза в день проводится уборка с дезинфицирующими средствами, есть санитайзеры, нахождение на территории разрешено только в маске и в перчатках. Мы измеряем температуру каждого сотрудника и посетителя, занося данные в журнал», — рассказала директор технопарка и региональный представитель фонда «Сколково» Евгения Некрасова.
По прогнозам аналитиков, новый расцвет в сфере коворкинга начнется в посткризисное время, когда пандемия пойдет на спад. Уже сейчас предприниматели постепенно переходят от традиционных офисов на свободные площадки. Особенно этот формат популярен у начинающих бизнесменов.
«Коворкинг — выгодный формат для команд, которые только формируются, когда предпринимателю необходимо понять, кто останется работать оффлайн, а кто уйдет на удаленку. На начальных этапах сложно понять, каким должен быть подходящий офис для команды. Коворкинг также позволяет себя чувствовать более защищенно в период нестабильной экономической обстановки: можно легко отказаться от аренды при снижении заказов или отсутствия необходимости постоянно находиться в офисе. Однако в Челябинске выбор свободных бизнес-пространств невелик, и конкуренция развита слабо, качественные площадки обходятся недешево, но это удобно и позволяет экономить благодаря оптимизации времени и ресурсов. Сейчас в челябинском коворкинге не достает развития комьюнити, ведь open-space — это не только место, но и возможности. Не хватает организации мероприятий, тренингов, круглых столов для переопыления опыта в бизнес сфере», — поделилась своим мнением основатель рекрутинговой компании.
В Челябинске средняя стоимость месячной аренды места в коворкинге обойдется резиденту от 3,5 до 5 тыс. руб. Однако многие площадки не отвечают в полной мере представлениям о настоящем open-space для бизнеса. Как правило, это офисные комнаты с несколькими столами. Большие пространства с функциональными зонами, конференц-залами и переговорными комнатами обойдутся предпринимателю в 9-10 тыс. руб. в месяц.
«Прежде всего, размещение в коворкинге «Мой бизнес» актуально для самозанятых граждан. В октябре 2020 г. был расширен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Теперь самозанятые граждане могут претендовать на все виды государственной поддержки, как и предприниматели, в том числе и на имущественную. Кроме этого, резидентство актуально для начинающих предпринимателей: когда дома работать уже невозможно, но и арендовать большой офис нет смысла. Льготная цена за рабочее место позволяет не тратить большие ресурсы на его аренду, но при этом у предпринимателя есть место, где можно проводить встречи, сосредоточиться на задачах, общаться с коллегами», — говорит генеральный директор «Фонда развития предпринимательства — Территория бизнеса» Артур Юсупов.
Пандемия и сложная экономическая ситуация, конечно, серьезно сказались на развитии сферы коворкинга, однако именно сейчас многие предприниматели открыли для себя преимущества гибких рабочих пространств и Челябинск может стать перспективной площадкой для развития коворкинга.
Оксана Кравцова