Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
74,13
89,50

Деньги сквозь пальцы: партнер-расхититель

Деньги сквозь пальцы: партнер-расхититель
Иллюстрация: LIGAL ADVISER

Отношения между партнерами начинаются с веры в лучшее, договоренностей и пожатия рук, а заканчиваются по-разному.

У кого-то длительное партнерство приводит к прибыли обеих сторон. Где-то соучредители становятся бывшими из-за несовпадения взглядов на ведение общего бизнеса. Кто-то расходится цивилизованно, кто-то воюет годами, сливая материальные, временные и другие жизненные ресурсы. Часто бывает, что недоумение одного из партнеров по поводу результатов бизнеса перерастает в конфликт, аудит и удивительные находки. 

Вот, например, история, которую рассказала и прокомментировала генеральный директор юридической компании LIGAL ADVISER Ульяна Степанова, юрист с 20 летним стажем, специализирующийся на разрешении корпоративных конфликтов, арбитражных делах и других юридических спорах между учредителями бизнеса и бизнес партнерами.

Действие первое. Создайте повод для переговоров

Один предприниматель решил приобрести перспективный бизнес. Знакомый, уезжая из страны, продавал свою долю, он купил. Бизнес не самый прибыльный, но устойчивый, вполне имеющий ресурсы для развития и дивиденды, ради которых собственно и входят в учредители. БОльшая часть принадлежала другому человеку, который занимал в компании должность и следил за порядком. Вроде бы всё работает год, два, три, а дивидендов нет. У покупателя доли стали возникать вопросы. В ответ несколько лет звучала невнятная грустная история о тяжести бытия предприятия и предложение продать ему долю. Но сильно дёшево. Тяжелая мысль «что делать» одолевает покупателя. Предложенная цена доли звучит непривлекательно, а какие есть варианты? Пришёл к юристам с вопросом, что можно проверить.

Ульяна Степанова:

«У клиента на руках было немного документов. Балансы, годовые отчёты и протоколы собраний учредителей.  Мы предложили проверить закупки предприятия. Учитывая, что на Общество распространяется 223-ФЗ «О закупках», в единой информационной системе в сфере закупок много интересной и полезной информации, которую можно обнаружить, если знать, куда смотреть и как анализировать.

Внимание привлек целый ряд интересных моментов в закупках предприятия. Во-первых, информация о некоторых закупках появлялась одномоментно и в Плане закупок и в самом Извещении о закупке. Т.е. получалось, как будто необходимость в заключении контрактов на 7-10 млн. руб. возникала внезапно для предприятия и не было никакой возможности спланировать эти закупки заранее, как того требует закон.

Такое бывает. Закон допускает изменение плана закупок, однако история эта повторялась с завидной регулярностью. Во-вторых, подрядчиком по этим внезапным контрактам случалось предприятие, занимающее офис по соседству с заказчиком закупки. Еще интересная деталь — отклик на закупку случился у соседа по офису в течение 10 минут после публикации извещения. Он был единственным в течение недели — именно столько времени заказчик запланировал для желающих раскопать траншею и проложить трубу небольшого диаметра за 10 млн. руб. Подозрительности к этой сделке добавляет тот факт, что конкурировать этому подрядчику было не с кем. Внезапная публикация заявки и её недолгая жизнь очень ему в этом помогли.

Еще одни и те же проектировщики регулярно и за внушительные суммы проектировали раскопки траншеи и прокладку трубы, а также другие подобные работы. 

Еще были приобретены в аренду несколько дорогостоящих комфортабельных автомобилей для нужд предприятия. По той же внезапной схеме. Единственным поставщиком выступило ООО, которое было невозможно идентифицировать из протокола заседания закупочной комиссии. В нём попросту отсутствовал ИНН поставщика.

Учитывая эти примечательные детали, мы получили основания для проверки обоснованности цен по состоявшимся контрактам, необходимость их заключения, а также зафиксировать нарушения закупочных процедур. Это позволит оспорить сделки и взыскать убытки при необходимости. Хороший повод полностью проверить закупочную деятельность предприятия уже со всеми документами, побеседовать с членами закупочной комиссии. Это позволит выяснить, кто и каким образом инициирует закупки, какими документами это оформляется, что хорошо для сбора доказательств, если будет судебный процесс.  

Возможно, учредители не видят своих дивидендов не потому, что их объективно нет, а потому что один из партнёров придумал, схему их получения другим способом. Право влиять на финансово-хозяйственную деятельность предприятия без контроля очень кстати. Обнаруженные факты позволяют провести аудит и пресечь возможные злоупотребления в будущем. Кроме того, это серьезный аргумент сесть за стол переговоров и еще раз обсудить бессовестно низкую цену, предложенную за долю нашего клиента».

Действие второе. Правильное начало.

Войдя в бизнес, покупатель доли понимал, что на предприятии масса нерешенных вопросов, нужны ресурсы и время на развитие. Не качал права, проявлял понимание. Ежегодно, как и положено, собственники получали вполне красивый официальный годовой отчёт о том, что сделано, что нет, какие перспективы и планы. Все грамотно и логично. Но однажды, среди прочих вопросов на повестку дня годового собрания поступило предложение исключить из устава предприятия раздел «Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия». Решение тогда не приняли из-за нехватки голосов. С каждым годом отчеты становились все толще, а прибыли и дивидендов всё не было. Грустные истории о тяжести бытия предприятия продолжались и уже поднадоели.

Как говорят не только в бизнесе, лошадь сдохла – слезь. Однако стоит проверить причины смерти животного. Реально лошадь сдохла, или это лишь история для некоторых собственников, а корма уходят «налево».

Ульяна Степанова:

«Входя в бизнес, когда нет времени или задачи вникать в бизнес-процессы и участвовать в управлении делами общества, имеет смысл пользоваться инструментами контроля, предусмотренными в уставных документах общества, его положениях. Проблема в том, что часто они либо отсутствуют, либо формальны. Поэтому их обязательно нужно конкретизировать. Если их нет, разработать, ввести в действие и реально использовать.

Очень полезный инструмент – Положение о ревизионной комиссии, в котором стоит изложить внятный алгоритм работы ревизоров, процесс доступа к документам, срок их предоставления. Важно как можно подробнее описать порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, привлечение независимых юристов для проверки сделок, действий, решений, критерии проверки и основания. Этим можно  снять много неприятных вопросов в будущем.

Чем подробнее и яснее Положение, чем меньше в нём пробелов и неясностей, тем жизнеспособнее будут процесс контроля. Важно вменить четкие сроки и обязанность предоставлять документы и информацию ответственным лицам. И, конечно же, соотнести эту обязанность с ответственностью, чтобы нарушать не имело смысла.

Понятно, что заказанный самим предприятием аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности формален. Его предметом не является проверка сделок, эффективность работы с дебиторской задолженностью, обоснованность расходов. Если Положение о ревизионной комиссии содержит вменяемый порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности, то можно обеспечить регулярный аналитический, управленческий и информационный контроль, своевременную реакцию на любое злоупотребление, что важно учредителям, не занятым в управлении делами Общества.

Основная ошибка покупателя доли в том, что на входе было необходимо обсудить с другими собственниками контрольные мероприятия, внедрить их и, например, согласовать с партнером минимальный пакет внутренних локальных актов, возможные контрольные процедуры, их периодичность.

Эффективно привлечение специализирующихся на таких проверках независимых юристов. У них «глаз намётан» и они обеспечат ежемесячный, ежеквартальный, ежегодный контроль важных разделов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, подтвердят объективность годового отчёта, сформулируют вопросы к сделкам, соблюдению процедур, отработают вопрос злоупотреблений, дадут рекомендации по направлениям, где имеются пробелы и риски. Не стоит верить грустным историям и формальным цифрам в годовом отчёте и балансе. Стоит заглянуть за них, в глубину и посмотреть на причины сложившейся ситуации»

Партнерские отношения часто перерастают в корпоративные споры. К сожалению, партнеры в суде уже не партнеры, а оппоненты. И вот тут важно понимать, пока дело не дошло до суда, партнёру, заподозрившему неладное, имеет смысл консультироваться с квалифицированным специалистом, который умеет стратегически мыслить, знает, что смотреть и что учитывать. Который сможет просчитать, как вывести своего клиента в более сильную позицию. Часто, если уже не спасти отношения, ещё можно спасти бизнес или вложения. А чтобы спасти и отношения, и бизнес, и вложения, важно вносить ясность с самого начала. Туман в вопросах контроля всегда начало конфликта.

Сайт: l-adviser.ru

Челябинск, БЦ Павловский ул. Труда, 82А офис 507

+7 /351/ 247-53-88

Телефон для экстренной связи: +7-912-479-1110.

Самое читаемое
  • Банковская конкуренция может помочь россиянам сберечь накопленияБанковская конкуренция может помочь россиянам сберечь накопления
  • Бывший главврач омской клиники, где лечили Навального, пропал на охоте. А потом нашелсяБывший главврач омской клиники, где лечили Навального, пропал на охоте. А потом нашелся
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.