Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

В декабре мы традиционно подводим итоги, вспоминая самые яркие, значимые, вдохновляющие и разочаровывающие события уходящего года. Восемь главных южноуральских феноменов 2020-го — в нашем материале.

2020-й — «год COVID-19» 

Начавшаяся в первых числах 2020 года в Китае пандемия коронавируса пришла в Россию уже в конце января. На Южном Урале 21 марта медики выявили в Миассе первого зараженного, за апрель коронавирусом заболел 541 житель региона, а в мае — уже в три раза больше. В июле общее число случаев инфекции только по официальной статистике Минздрава превысило 10 тысяч, а в середине декабря — 30 тысяч.

Новая, более заразная, чем грипп и ОРВИ, болезнь COVID-19, поражающая легкие, и тем особенно опасная для пожилых людей и страдающих хроническими недугами, тяжким бременем легла на систему здравоохранения области. Медицину пришлось фактически на ходу перестраивать под борьбу с пандемией, что едва не привело к коллапсу. Из-за многократного роста числа вызовов снизилась эффективность службы скорой помощи: на пике заболеваемости ждать врачей приходилось по несколько дней. В рекордный срок — 74 дня — в Челябинске возвели модульный инфекционный госпиталь на 500 коек специально для размещения коронавирусных больных.

Пандемия приобрела волнообразный характер: после первого пика в июне на протяжении трех месяцев наметился спад заболеваемости. Однако с середины сентября статистика снова поползла вверх. Вторая волна коронавируса, которую со страхом ждали все лето, действительно оказалась значительно тяжелее первой: суточное число вновь заразившихся уже исчисляется не десятками, а сотнями. По официальным оценкам, от COVID-19 за восемь с небольшим месяцев скончались более тысячи южноуральцев. Большие надежды сейчас возлагают на разработанную российскими учеными вакцину от коронавируса: она начала поступать в регион с начала декабря. Массовую прививочную кампанию планируют на 2021 год, а пока вакцинируют только «группу риска»: врачей, учителей и полицейских.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 1

Проблема года

Об ограничениях, которые придется ввести в случае вспышки коронавируса, власти предупреждали еще за месяц до прихода пандемии на Южный Урал. Поначалу требования соблюдать социальную дистанцию, носить маски и по возможности оставаться дома носили рекомендательный характер. Но 28 марта, после того как президент Владимир Путин объявил нерабочую неделю (затем этот режим был неоднократно продлен), в регионе закрылось всё, кроме аптек, продуктовых магазинов, экстренных служб и предприятий непрерывного цикла. На несколько месяцев прекратилась работа торговых центров, ресторанов и кафе, культурных и развлекательных заведений. Школы и вузы перешли на дистанционное обучение. Опустели улицы, рассматривался даже вариант введения в регионе системы электронных пропусков, как в Москве.

В условиях неожиданного локдауна бизнесу Челябинской области пришлось экстренно адаптироваться — переводить персонал в удаленный формат работы, искать новые способы сбыта продукции, переориентировать производство. Толчок к развитию получили онлайн-ретейл, службы доставки.

Но выдержать удар пандемии удалось не всем: только за апрель на биржу труда встали 18 тыс. человек, а к сентябрю уровень зарегистрированной безработицы достиг 5% (в марте было 1,25%). Наибольший ущерб понесли общепит и туризм. Меры поддержки бизнеса со стороны государства в основном свелись к предоставлению предприятиям льготных кредитов, отсрочкам налоговых платежей и муниципальной ренты.

Локдаун едва не погубил экономику региона — в областном бюджете по итогам года образовался дефицит в 22 млрд руб. В июле, как только наметился спад заболеваемости, власти разрешили открыться торговым центрам, затем — кафе и ресторанам, фитнес-клубам, кинотеатрам. Видя пагубность тотальных запретов, возвращаться к ним на фоне нового роста числа инфицированных не решились — даже не ввели дистант в школах. Акцент сделали на усилении контроля за соблюдением мер профилактики — в первую очередь ношением масок в помещениях. А к концу года, который традиционно считается наиболее прибыльным сезоном для заведений общественного питания из-за новогодних корпоративов, ресторанам запретили обслуживать посетителей в ночное время и проводить развлекательные мероприятия.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 2

Выбор года

2020-й оказался необычайно насыщенным в плане политики: он начался с анонсирования президентом Владимиром Путиным поправок в Конституцию. Пакет из 200 поправок в основной закон, одной из которых стало «обнуление» — право действующего президента избраться на новый, третий (а значит, возможно, и на четвертый) подряд срок — собирались вынести на плебисцит весной, однако из-за пандемии провести голосование получилось лишь 1 июля. Политическим новшеством стала многодневная кампания — прийти на участки можно было в течение семи дней до основной даты. Предложенные поправки одобрили 78% россиян. В Челябинской области явка составила 65%, а за изменения в Конституции проголосовали 69,5% южноуральских избирателей.

Также в Челябинской области прошли выборы в Законодательное собрание, на которых очевидно сказался эффект «электоральной усталости»: голосовать за региональных депутатов пришло гораздо меньше людей, явка едва превысила 33%. Впервые за долгое время «Единая Россия» получила меньше половины голосов — 42,5%, однако большинство — 43 мандата — в региональном парламенте все же сохранила. Существенно усилилась фракция «Справедливой России» — семь депутатов, три места в Заксобрании получили преодолевшие пятипроцентный барьер «малые партии»: «Зеленая альтернатива» и «Партия пенсионеров».

Кресло спикера Заксобрания сохранил 72-летний Владимир Мякуш, но при этом его лишили другой ключевой должности — председателя отделения «Единой России». Этот пост впервые занял глава региона, избранный на этот пост год назад, Алексей Текслер. Эксперты связывают это с необходимостью нарастить рейтинг «партии власти» перед выборами в Государственную думу — они состоятся уже в следующем году.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 3

Развод года

Эпохальным событием в деловой жизни Южного Урала стал распад бизнес-империи Александра Аристова и Юрия Антипова. Начавшие совместную работу еще в середине 1990-х деловые партнеры, по слухам, уже давно были не в ладах: информация о предстоящем разделе активов появилась еще в конце 2019-го. К концу 2020 года «развод» олигархов оформили официально.

Весь металлургический дивизион — крупнейший в стране производитель ферросплавов, «Урало-Сибирская металлургическая компания» (куда входит и ЧЭМК) — отошел Юрию Антипову и его семье. Агрохолдинг «Ариант» преобразовали в группу компаний, которая аккумулировала производство мяса, виноградарство и виноделие. При этом Александр Аристов отдал свои доли зятю и дочери — Александру и Елене Кретовой. Таким образом, есть основания говорить о том, что один из самых известных челябинских предпринимателей ушел на пенсию, а образованный из фамилий своих отцов-основателей бренд «Ариант» зажил самостоятельной жизнью.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 4

Закрытие года

Взлетевшую на невиданный уровень в 2020 г. безработицу в Челябинской области наиболее ярко проиллюстрировало закрытие градообразующего предприятия в поселке Магнитка близ Кусы. Однако пандемия оказалась ни при чем — входящий в структуру Челябинского электрометаллургического комбината завод «Метагломерат» остался без загрузки из-за оптимизации производственного процесса на головном предприятии. Летом руководство приняло решение отправить в ноябре кусинский завод в простой, сократив большинство из 400 сотрудников.

Оперативно оценив опасность социального взрыва в поселке, на проблему отреагировали в областной администрации. Сохранить «Метагломерат» в прежнем состоянии не удастся — на ЧЭМК заявили, что мощности там не предназначены для переработки непрофильного сырья. Сотрудникам завода предложили устроиться на головное предприятие в Челябинск или поехать на вахту в ХМАО и Пермский край, где располагаются дочерние структуры. А начальник областного управления занятости Владислав Смирнов предложил рабочим переквалифицироваться в фермеров.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 5

Анонс года

Осенью уходящего года появилась информация о новом спортивном объекте, который появится на Университетской набережной рядом с улицей Академика Макеева. Ранее там планировали построить самый крупный молл за Уралом — ТРК Cloud, однако впоследствии проект сильно урезали, и почти половина земли оказалась невостребованной.

Об использовании участка площадью порядка 40 га региональная администрация договорилась с собственником — аффилированной с бывшим губернатором Михаилом Юревичем фирмой «Родник». В ближайшие два года там появится шестиэтажный центр экстремальных видов спорта со скалодромом, эйр-парком, скейт-боулом и другими активностями любительского и профи-уровня. На территории вокруг комплекса разместятся велотрек, лыжероллерная трасса, беговые дорожки, площадки для игровых видов спорта, а также зоны рекреации и даже водоем. В проекте также присутствует велопешеходный мост через реку Миасс.

Известно, что инвестором проекта станет ГК «Ариант». Объем вложений оценивается в 2 млрд руб. — окупить объект хозяева агрохолдинга не рассчитывают, но надеются, что он станет новой визитной карточкой Челябинска.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 6

Конфликт года

Самый протестный город Челябинской области — Миасс — в 2020 г. подтвердил свой титул. Жителей города возмутили озвученные летом планы по строительству логистического комплекса онлайн-ретейлера Wildberries почти в центре города. Региональные власти привлекли компанию налоговыми льготами, право на которые дает работа в территории опережающего развития (этот статус, призванный улучшить деловой климат в кризисных моногородах, Миасс получил в прошлом году).

Быстро выяснилось, что деятельность огромного склада сулит не только рабочие места и приток инвестиций. Груженые товарами фуры планировалось пустить через город — учитывая, что их может быть до шести сотен в сутки, Миассу с его узкими дорогами грозит транспортный коллапс, уверены жители.

В Wildberries ситуацию длительное время не комментировали: с протестным активом работу вели чиновники областного правительства. Только после видеообращения миассцев к президенту Владимиру Путину в пресс-службе онлайн-ретейлера сообщили, что окончательное решение по размещению комплекса еще не принято — подобные предложения компания рассматривает десятками.

Итоги года: COVID, бизнес-развод и новая набережная

 7

Тренд года

В 2020 г. урбанистика в Челябинске превратилась из полумаргинального движения кучки энтузиастов в направление реальной работы целой команды чиновников мэрии. В ее структуре и кадровом составе произошли тектонические сдвиги в этом направлении: благоустройство общественных пространств курирует проектный офис под руководством вице-мэра по городской среде Александра Егорова — до Челябинска он работал в транспортном департаменте правительства Москвы.

Пост главного архитектора южноуральской столицы покинул занимавший его почти 20 лет Николай Ющенко — результаты его работы иначе как «градостроительной катастрофой» урбанисты и не называют. На конкурс заявлялся в том числе и челябинский урбанист Лев Владов, однако новым ответственным за облик Челябинска стал Павел Крутолапов, руководитель архитектурного бюро. А летом 2020-го в город приехал российский урбанист Илья Варламов. И вместо того чтобы в очередной раз раскритиковать последствия «дорожной революции» и «человейники» в новых микрорайонах, он встретился с губернатором Алексеем Текслером и высказал замечания и конструктивные предложения по улучшению облика Челябинска.

Итогом этого стало реальное изменение подхода к благоустройству общественных пространств — в центре города становится больше интересных точек притяжения, появляются новые скверы, прогулочные зоны, в том числе и на окраинах. Так, в Ленинском районе ЧТПЗ поддержал масштабный проект благоустройства набережной озера Смолино.

Ложкой дегтя в этой бочке меда стал срыв сроков давно анонсированного благоустройства центрального участка набережной реки Миасс — за этим объектом, очевидно, тянется шлейф отмененных саммитов ШОС и БРИКС и расположенного по соседству остова конгресс-холла. Надеемся, что в следующем году обновленная набережная все же появится, и челябинцы смогут в День города собраться там и посмотреть праздничный салют. Все вместе. Без масок и дистанции.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.