«Ключевая ошибка — чрезмерная самоуверенность. Этим страдают многие основатели стартапов»

Если вам говорят: «Твой продукт классный, я буду им пользоваться» — это всего лишь слова. А если за продукт дают деньги, даже на стадии идеи, значит, он действительно чего-то стоит.

О том, почему многие стартапы так никогда и не взлетают, как технарям научиться ярко презентовать гениальные идеи перед инвесторами и как выучить английский без особых усилий, в публичном интервью Евгении Некрасовой, директору «IT-Park74» - регионального оператора фонда «Сколково», рассказал Леонид Лапидус, международный эксперт WorldSkills, основатель digital-компании «Sole IT».

Верно ли я понимаю, что WorldSkills — это не только про hard-skils, про какие-то профессиональные навыки, это и про soft-навыки в том числе?

— Для того, чтобы победить, чтобы стать чемпионом, несомненно, должны быть «харды», без этого невозможно. Но если недостаточно soft-skills, то бессмысленно даже начинать. Человек должен постоянно развиваться, быть лидером по натуре, он должен двигаться к победе и всю траекторию выстраивать под эту цель. Это фактически и есть soft-skills.

Я, пожалуй, скажу вообще про жизнь вне рамок WorldSkills, потому что жизнь, конечно же, шире, чем чемпионаты. Быть успешным, на мой взгляд, может только человек, у которого максимально развиты «софты». Ты можешь быть суперпрофессиональным, но если ты не способен коммуницировать, если ты не способен объяснять свои решения, способен брать на себя ответственность — то такой сотрудник никому не нужен. Возможно, на каких-то базовых позициях профессиональные навыки в чистом виде и будут востребованы, но это потолок, если нет «софтов».

Это очень важная тема, потому что в вузе студентам об этом не говорят. Более того: вся система образования сосредоточена на том, чтобы развивались именно «харды». Как ты думаешь, что с этим делать? Нужно ли молодым специалистам вообще задумываться в сторону развития «софтов»?

— Однозначно, да. Задумываться сто процентов надо. Я сейчас тоже студент, учусь в магистратуре. И вижу, что происходит с высшим образованием, здесь и сейчас. Я вижу, что это фактически натаскивание на определенные, очень конкретные «харды», и не более того. В бакалавриате — да, возможно, это важно, чтобы человек мог руками что-то сделать. Хотя, это все-таки высшее образование, там должно быть что-то помимо ручного труда. Но магистратура — это вещь управленческая или научная. Научную пока в рассмотрение не берём. А управленческая — это точно не работа руками. Это софт-навыки, которые необходимо развивать, а этого не происходит. В большей степени эта катастрофа, наверное, видна в технических специальностях. Ребята из гуманитарной сферы: лингвисты, историки, юристы — все-таки более привычны говорить, выступать перед аудиторией. А технари (я по своим одногруппникам сужу — классные ребята вообще-то, прекрасно владеют навыками разработки) не могут сформулировать вопрос, обосновать технические решения. Это просто на уровне какого-то внутреннего страха: «Лучше я ни с кем не буду разговаривать, а просто всё тихо сделаю и сдам». Конечно же, нужно эту проблему решать, менять подход к обучению, и чем более высокая ступень образования, тем более глубинные изменения необходимы.

Что нужно делать студентам? Они же не могут поменять систему образования. Есть такой тренд: человек с «софтами» стоит на рынке намного дороже. Наверняка они это видят, а вот как сделать так, чтобы эти навыки прокачать, и что конкретно нужно прокачать, многие не понимают. Есть ли какие-то рекомендации?

— Хороший вопрос! Знаешь, когда я преподавал программирование, студенты спрашивали: «Как научиться программировать?». Я отвечал: «Нет ничего проще, просто начните программировать и всё получится». C soft-skills это особенно хорошо работает. Просто начните их развивать, начните хоть что-то делать. Начните общаться с людьми. У многих менеджеров есть беда: неспособность решать задачи, принимать ответственность. А надо делать это регулярно, тогда появится навык. Приведу очень характерный пример: для большинства людей английский язык — это soft-skill. Понятно, что я сейчас не беру в счёт профессионалов, вроде переводчиков и лингвистов - у них это hard-skill. У скольких технарей интерфейс компьютера, телефона и прочих гаджетов на английском языке? Очень малое число, процентов десять. Казалась бы, в чём проблема: переключи язык, это несколько кликов мышки, и вынужден будешь знакомиться с какими-то очень простыми оборотами иностранного языка. Soft-skills нужно развивать всегда и везде, в любой ситуации. Каких-то конкретных рекомендаций, наверное, я не назову. Хотя один совет, пожалуй, смогу дать: рекомендую ходить по конференциям и выступать. Не всегда есть возможность выступить на большой конференции — начните с малого. Другой вариант: в Челябинске есть замечательный «Акселератор технологических стартапов». Мы всех приглашаем, там прекрасная площадка для того, чтобы научиться говорить, общаться, решать задачи и в большей степени там прокачиваются софты, нежели харды.

Как мне известно, ты еще и продуктовый менеджер, ты консультируешь проекты и ведёшь пул IT-продуктов. Расскажи, какими качествами должен обладать фаундер (основатель), чтобы проект был успешным?

— Я много наблюдал фаундеров: и в провальных проектах и продуктах, которые в итоге на рынок так и не вышли, и очень классных основателей. Наверное, самый главный маркер, что проект может полететь, — это вовлечённость. Вовлечённость фаундера в то, что происходит. Я читал статью про вовлечённость, которая запомнилась очень хорошей метафорой. Статья на английском, и в ней для описания вовлечённости использованы два слова: involved и committed. И автор пытается объяснить в чем разница. Представим себе, что продукт — это яичница с беконом, и этот продукт готовят курица и свинья. Курица в продукте — involved (с англ. участвует). Если у неё не получится в этот раз с этой конкретной яичницей, то для неё не проблема еще раз повторить все то же самое. А вот свинья в продукте committed (с англ. посвятила себя). У неё нет других шансов, она один раз отдала всю себя и она должна сделать всё для того, чтобы эта яичница с беконом получилась. Вот, наверное, ключевой вопрос — фаундер должен быть committed, то есть он всей душой должен быть за продукт, верить в него, постоянно контролировать, что происходит, он должен быть моторчиком. Если он не двигается, своей энергией не заряжает, возникнут проблемы. То есть энергии продакт-менеджера, который в общем-то наёмный специалист, как правило, может не хватить.

Скажи, а какие ошибки допускают большинство фаундеров, что продукт не взлетает?

— Мне кажется, есть ключевая ошибка, которую я наблюдаю раз за разом, в разных продуктах: чрезмерная самоуверенность. Это один из смертных грехов: гордыня. Этим страдают многие фаундеры. Я очень хорошо помню, как в одном из продуктов спрашивал у основателя: «Вы протестировали гипотезу?» В ответ фаундер говорит: «Нам не надо тестировать, я точно знаю, что эта проблема есть, я с ней сталкиваюсь».

Вот это и есть чрезмерная самоуверенность, отсутствие попыток проверить свою гипотезу — и это приводит к совершенно катастрофическим последствиям. В лучшем случае человек теряет только время, хотя и это очень важный, по сути, невосполнимый ресурс. Теряют и деньги, но деньги — восполнимый ресурс, можно где-то достать ещё, а вот потерянное время уже никак не вернешь. Поэтому я рекомендую в первую очередь проверять и перепроверять все свои гипотезы и верить не словам, а конкретным делам. Если вам говорят: «Твой продукт классный, я буду им пользоваться» — это всего лишь слова. А если за ваш продукт дают деньги, готовы инвестировать в этот продукт, даже на стадии идеи, значит, он действительно чего-то стоит и, возможно, стоит его развивать. Коротко говоря: нельзя поддаваться смертным грехам.

Тут скорее даже не про самоуверенность, а про связь с реальностью.

— Да, огромное количество людей (я имею ввиду фаундеров), живут в мире собственных иллюзий, и им кажется, что они не могут ошибаться.

Как ты думаешь, необходимо ли четко выстраивать траекторию развития или это должно происходить органично, и в какой-то момент она может перестраиваться?

— Траектория точно должна перестраиваться, это сто процентов. В силу того, что мир на сегодняшний день суперсложный, мы не можем предсказать, что будет через два-три года. Бессмысленно строить эту траекторию на десятилетия. Раньше, 50-60 лет назад, мы могли предугадать вперёд на 10-15 лет, и то это было сложновато. А сейчас горизонт планирования гораздо скромнее. Кстати, иногда продакт-менеджер или фаундер формулируют roadmap, то есть план развития продукта, который расписан на пять лет вперёд, или на три года вперёд — не суть. Вопрос: вы уверены, что через три года ваш продукт будет востребован, что не изменится проблема? Что не появятся новые технологии, которые будут решать проблему простым кликом мышки, а ваш продукт уже будет не нужен? Ответа нет. Людям приятно, что есть какая-то траектория — есть чувство мнимого контроля над ситуацией.

Гораздо эффективнее делать так: видишь проблему — и прямо здесь же садишься и обсуждаешь буквально 5 минут, как ты будешь ее решать ближайшие месяц-два, три максимум. И траектория получается не в виде огромной сложной структуры, а в виде набора маленьких и понятных шагов, которые приводят к заранее определенной цели.

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.