У налоговиков есть традиция: 31 декабря направлять уведомления о выездной проверке

У налоговиков есть традиция: 31 декабря направлять уведомления о выездной проверке
Иллюстрация: Из личного архива Елены Пшеничниковой

Учитывая специфику ведения бизнеса в России в 2017 г., можно с уверенностью говорить, что под прицелом у налоговиков каждая вторая компания-плательщик НДС.

Елена Пшеничникова, руководитель департамента налогового консалтинга LA’ consulting:

— У налоговиков есть традиция: ежегодно в последние часы уходящего года (а в этом году 31 декабря — официальный рабочий день) направлять налогоплательщикам уведомления о начале выездной проверки. Традиция эта связана тем, что проверяемый период для выхода на выездную налоговую проверку согласно ст. 89 НК РФ охватывает три календарных года, предшествующих году ее выхода. Соответственно, для того, чтобы захватить в проверяемый период 2017 год, год в котором еще не действовала система АСК НДС-3, решение о начале проверки должно быть датировано не позднее 31.12.2020 г.

И никакие моратории на проверки, объявленные в начале года в связи с пандемией COVID-19, предпринимателю не помогут, если, по мнению налоговиков, сумма потенциальных доначислений налогов штрафов и пени окажется значительной, а анализ двенадцати критериев благонадежности будет не в его пользу.

С внедрением автоматизированных систем контроля за всеми стадиями налогообложения (АИС Налог-3, АСК НДС-2, АСК НДС-3) программный комплекс сам анализирует данные риски и переводит их количество в балы, затем составляется рейтинг налогоплательщиков, и чем выше риск-балл, тем больше шансов у организации попасть под прицел налоговиков, так называемую «красную» зону. А заложенный в программный комплекс алгоритм подсчета баллов унифицирован и не может учитывать 100% разноплановой специфики бизнеса.

Поэтому, не удивляйтесь, если, выйдя с новогодних праздников, обнаружите у себя на столе решение о назначении выездной налоговой проверки, датированное 30 или 31 декабря.

Многие компании уже получили пугающие письма из налоговых инспекций с указанием добровольно провести самостоятельный анализ налоговых рисков за последние три года, либо будет рассмотрен вопрос о назначении выездной налоговой проверке.

Как реагировать на данные письма и как устранить риски, которые могут привести к незапланированным налоговым последствиям для бизнеса?

Уже давно известны двенадцать критериев отбора для включения в план на выездную налоговую проверку, которые утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Но не все предприниматели знают и умеют ими руководствоваться, чтоб проверить себя и свой бизнес.

Просчитать все свои риск-балы может каждый бизнесмен и сам, тем более это нужно делать периодически. Давайте повторим эти 12 критериев рисков:

  1. низкая налоговая нагрузка,
  2. постоянные убытки в течение двух и более лет,
  3. значительная сумма вычета по НДС (89% уплаченного НДС или более),
  4. расходы растут быстрее доходов,
  5. низкая заработная плата,
  6. неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) — для спецрежимов,
  7. расходы почти равны доходам,
  8. работа построена на сотрудничестве с посредниками,
  9. компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой,
  10. «миграция» между налоговыми органами,
  11. низкий уровень рентабельности,
  12.  деятельность с высоким налоговым риском (работа с фирмами-однодневками).

Последний пункт на самом деле самый важный для определения вероятности налоговой проверки. Алгоритм его оценки таков: проанализируйте список контрагентов, с которыми вы работали в 2017 году, выделите из них тех, которые могут вызвать вопросы у налоговиков (ликвидированные, потенциально похожие на однодневки, и т.д.) и если сумма возмещенного НДС по взаимоотношениям с этими компаниями составляет более 10 млн руб., скорее всего, вы уже чувствуете повышенное внимание со стороны налоговой инспекции. Это потому, что компания уже в списке претендентов на выездную проверку.

А теперь добавьте к полученной ранее сумме рассчитанный таким же путем возмещенный НДС с рискованными контрагентами за 2018-2020 годы, прибавьте штраф и пени, и получите примерно ту сумму, которую рассчитывают доначислить налоговики. 

Учитывая специфику ведения бизнеса в России в 2017 г., можно с уверенностью говорить, что под прицелом у налоговиков каждая вторая компания-плательщик НДС.

Чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом под конец года с доначислениями и соответствующими штрафами, проверьте насколько компания соответствует критериям риска, проведите репетицию налоговой проверки. Оцените, в каком состоянии документы, что отвечают сотрудники на вопросы по поводу взаимоотношений с сомнительными контрагентами. А еще лучше, пригласите для проведения такой «репетиции» налоговых консультантов или аудиторов. Потому что после такой репетиции нужно будет устранить все слабые места. Если проверка начнется, будет гораздо меньше шансов это сделать.

Не надо ждать, пока к вам придут, или надеяться, что все гладко и чисто, или что вы сможете договориться с налоговиками. Это миф. Самый эффективный способ — начать действовать на опережение, проверить бизнес, провести анализ, минимизировать все риски.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.