Подписаться
Курс ЦБ на 31.07
73,13
86,99

Челябинцы перестали ходить в торговые комплексы. И коронавирус тут ни при чем.

Челябинцы перестали ходить в торговые комплексы. И коронавирус тут ни при чем.
Иллюстрация: zhzhitel.livejournal.com

Посещаемость челябинских моллов в ноябре упала более чем на четверть, по сравнению с прошлым годом, а в «черную пятницу» покупателей в ТЦ оказалось в разы меньше, чем до пандемии.

Показатели шопинг-индекса в ноябре 2020 года в Челябинске привело агентство Watcom Group. Выяснилось, что к концу года у торговых комплексов южноуральской столицы не получилось выйти по посещаемости на доковидный уровень. По сравнению с аналогичным периодом 2019-го, в ТЦ пришло на 26,2% меньше покупателей. Падение наблюдается даже по отношению к октябрю 2020-го — оно составило 1%.

Как отметил директор по развитию компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов, снижение посещаемости крайне неоднородно: в разных комплексах оно составляет от 20% до 35-40%. Причем объекты меньшей площади пострадали куда больше, чем крупные моллы, такие, как «Родник» или «Алмаз». Эти два ТРК эксперт назвал наименее пострадавшими от падения количества посетителей.

Причиной этого падения Денис Стукалов считает не столько саму пандемию COVID, т. е. боязнь подхватить инфекцию в людном месте, сколько снижение доходов челябинцев, которое наблюдается к концу 2020 года на фоне вызванного коронавирусом экономического кризиса.

В июле-августе, когда были ослаблены ковидные запреты, посещаемость торговых комплексов росла: она достигала +50% к прошлому году. А затем она начала снижаться. И связано это, по большей части, даже не с ростом популярности онлайн-ритейла — он носит естественный характер, поскольку мы все еще насыщаем этот рынок, и Челябинск пока сильно отстает от Москвы, в которой этот формат очень сильно развит. Здесь ключевую роль играет покупательная способность населения. Заработные платы не увеличились, а товары подорожали. Кроме того, изменился характер шопинга: люди приходят в магазины, чтобы купить только нужные, необходимые вещи, — прокомментировал Денис Стукалов CHEL.DK.RU. 

Положение не спасла даже «черная пятница» с ее традиционными большими скидками: в последние дни ноября рост посещаемости торговых комплексов оказался, по данным Watcom Group, в пределах 3-5%, хотя в доковидные времена составлял от 10% до 18%. В 2020 году, по словам Дениса Стукалова, магазины пошли на продление акции: вместо одного дня «черная пятница» местами длилась больше недели. Также существенно вырос размер скидок: если в 2019 году они были, как правило, на уровне 20-30%, то сейчас обычной практикой стало завышение до 50% и даже 70%. Но даже такой подход не привел к ажиотажу среди покупателей.

Предприниматели отмечают, что в 2020-м году негативным образом изменился сам характер сезонных распродаж, что также могло повлечь падение интереса к ним. Так руководитель направления по развитию бренда обувного холдинга «Юничел» Екатерина Железнякова написала у себя в соцсетях, что магазины в «черную пятницу» все чаще фактически обманывают покупателей, повышая цены перед тем, как «уронить» их бешеными скидками.

Екатерина Железнякова
Екатерина Железнякова
руководитель по развитию ритейла обувной фабрики «Юничел»
В прошлом году в «черную пятницу» не поленилась, прокатилась по всем торговым комплексам города. Я знаю ассортимент и цены, и заметила, что за неделю до пятницы цены подняли, а в нее саму — скинули. Никто не против скидок, они и у нас есть, традиционно в конце каждого сезона. Но они должны быть адекватного и честного размера. Вчера зашла на сайт одной авиакомпании, там было написано «Только в «черную пятницу» билеты от 8 тыс. рублей!» Оооо, думаю! Зашла. Ну нет там таких билетов! И в каждой из таких историй, выходишь с полным ощущением, что тебя обманули, с разбитыми надеждами и обманутыми ожиданиями. Клюнут на рекламу, зайдут и что-нибудь все равно да купят — это история про маркетинг десятилетней давности. Покупатель умнее, грамотнее, опытнее и избирательнее, чем тогда.

Другой причиной снижения интереса покупателей к посещению торговых центров является не только устаревшие подходы к работе, но и ставший уже архаичным сам формат. Как добавил Денис Стукалов, «кризис жанра» моллов начался еще несколько лет назад и с пандемией не связан. Владельцам комплексов предстоит найти решения, как преобразовать торговые площади, чтобы вернуть посещаемость на прежние уровни.

Нынешним торговым центрам уже давным-давно необходима реконцепция. Сегодня ТЦ — это уже однозначно не про покупки. В столице уже есть примеры удачной реконцепции торговых центров, когда их превращают в места проведения семейного досуга, где шопинг — процесс сопутствующий. В Челябинске мы тоже видим, что в новых проектах ТЦ уже предусмотрено больше каких-то прогулочных зон, рекреаций, переориентирование ряда внутренних площадей с торговли на досуг. Когда мы сидели все на карантине, многие говорили, что на торговой недвижимости можно ставить крест, и люди в магазины уже никогда ходить не будут. Но это оказалось не так. Есть много типов товаров, которые в онлайне продаются плохо — нижнее белье, например. Кроме того, не подросло еще то поколение, которое сидит дома в интернете безвылазно: людям необходимо общаться друг с другом, сменять обстановку. Процесс выхода на улицу, посещения магазинов, общения с продавцом, выбор вещей — эти ощущения все еще важны, — сказал Денис Стукалов.

Тем не менее, на этом фоне наблюдается и значительный рост интереса к онлайн-шопингу: в МТС рассказали, что в «черную пятницу» и «киберпонедельник» популярность интернет-магазинов выросла на Южном Урале в четыре раза по отношению к 2019 году. На 140% увеличилось число обращений в банковские онлайн-сервисы. Почти в 2,5 раза нарастили трафик онлайн-кинотеатры — поход в кино, как известно, является одной из популярных активностей в крупных торговых комплексах. Аналитики объясняют данные явления началом сезонных распродаж, активным поиском подарков к новогодним праздникам и сложной эпидемиологической обстановкой.

Самое читаемое
  • Власти Челябинской области рассказали, кого в первую очередь привьют «Спутником Лайт»Власти Челябинской области рассказали, кого в первую очередь привьют «Спутником Лайт»
  • «В Челябинске принята Стратегия развития города, но метротрам в ней не упоминается»«В Челябинске принята Стратегия развития города, но метротрам в ней не упоминается»
  • СМИ: Владимир Путин собирается прилететь в Челябинскую областьСМИ: Владимир Путин собирается прилететь в Челябинскую область
  • Магазин живых цветов нового формата объявил об открытии в ЧелябинскеМагазин живых цветов нового формата объявил об открытии в Челябинске
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.