Подписаться
Курс ЦБ на 25.09
73,00
85,68

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова
Автор фото: Олег Каргаполов. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

«Опыт, который был при работе прежних руководителей, когда жилищное строительство шло впереди, а социальные объекты запаздывали – мы до сих пор все это догоняем. Город должен развиваться гармонично».

В первую годовщину на посту главы Челябинска Наталья Котова рассказала в интервью CHEL.DK.RU о запланированных проектах благоустройства, войне с нелегальными ларьками, судьбе недостроев и поисках диалога с крупным бизнесом.

Как бы вы охарактеризовали первый год в должности мэра Челябинска? С чем были связаны главные сложности и что считаете главным достижением за это время?

- За девять лет работы первым заместителем главы города я иногда исполняла обязанности главы. Оставаясь на хозяйстве, приходилось добросовестно вникать во все вопросы, которые ложились на мои плечи. Так что во многих аспектах уже разбиралась и по факту была готова к замещению должности.

Основная сложность, пожалуй, была в переформатировании команды к новым целям и задачам. К сожалению, некоторые коллеги не смогли принять новые условия работы и с ними пришлось расстаться, несмотря на их опыт и профессионализм.

Новая команда, подобранная мной, уже дает первые результаты, в городе происходят изменения: масштабное благоустройство города, новые скверы, большое число высаженных взрослых деревьев. В этом году открылось сразу девять детских садов и самая большая школа в Уральском округе  на 1500 детей в «Парковом» - казалось бы, совсем недавно построили там новую школу, а она уже переполнена. Удалось построить еще одну даже с опережением сроков.

Алексеем Текслером выработан новый подход, новый порядок работы во всех сферах деятельности муниципалитетов. И Челябинск — не исключение. Мы нашли взаимопонимание с командой главы региона, это позволяет решать задачи поставленные и губернатором, и федеральными структурами власти.

В новой команде много молодых управленцев без опыта работы на муниципальной службе. Это не мешает?

- Опыт, конечно, нарабатывается годами. И был определенный период – порядка восьми месяцев – когда я практически жила в администрации города: приходила на работу к половине девятого утра и раньше десяти вечера уйти не получалось. В том числе и в выходные. Во время адаптации заместители большую часть работы обсуждали со мной, приходилось рассказывать, показывать, направлять, но сейчас они уже стали вполне самостоятельными, понимают и поставленные задачи, и стратегическую цель, и как ее достигать тактически. 

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 1

Этим летом в городе шло масштабное благоустройство. Какой из реализованных проектов вам кажется наиболее удачным, значимым? Как меняются подходы к созданию общественных пространств?

- В этом году было реализовано порядка сорока проектов благоустройства. Получился отличный сквер на пересечении улиц Цвиллинга и Лазаретная в Советском районе города. Была заброшенная неприглядная территория, которую наконец привели в порядок, и сейчас это любимое место для прогулок жителей ближайших домов. Получилось и красиво, и функционально, и безопасно. И главное, место по-настоящему востребовано – там теперь всегда гуляют и дети, и взрослые.

Начали осваивать территорию за ледовой ареной «Трактор», в перспективе за два года здесь появится отличное прогулочное пространство. Причем мы не стали делать дорожки «по проекту», а прокладываем их по тем тропинкам, которые ранее уже были протоптаны жителями.

В Ленинском районе, конечно, стоит отметить благоустройство набережной озера Смолино. Причем это тоже пока не окончательный вариант, в следующем году продолжим. В Металлургическом районе получился отличный сквер на месте заброшенного пустыря на улице Байкальской. Установленные там интересные малые архитектурные формы подрядчик привез из Финляндии.

Впервые за все время настолько большое внимание уделили транспортным развязкам: на автодороге Меридиан, у ТРК «Алмаз», на Свердловском проспекте провели серьезное благоустройство и озеленение кустарниками и крупномерами и сделали подсветку, чтобы подчеркнуть красоту деревьев.

Какие парки, скверы ждет обновление в следующем году, какие новые прогулочные зоны появятся не только в центре, но и в других районах?

-  В Калининском районе продолжится благоустройство зеленой зоны возле ледовой арены «Трактор». Также запланирована подготовка проектно-сметной документации по обустройству общественного пространства от улицы Молодогвардейцев до Косарева вдоль Университетской набережной, чтобы связать северо-запад и центр города пешеходной дорогой. В Курчатовском районе также появится прогулочная зона – вдоль Комсомольского проспекта от улицы Красного Урала до кинотеатра «Победа». В Ленинском районе благоустройство ждет сквер «Сигнал», а в Металлургическом – территорию перед ДК Строителей и сквер на пересечении улицы 50-летия ВЛКСМ и шоссе Металлургов. В Тракторозаводском районе появятся два новых общественных пространства – парк «Дружбы» по улице Чоппа и сквер «Молодежный» на пересечении улиц Горького и Первой Пятилетки.  

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 2

В этом году бизнес стал включаться в проекты благоустройства – ЧТПЗ реализует масштабный проект обновления набережной Смолино, пул инвесторов разрабатывает проект набережной Миасса, ЧЭМК также заявил о готовности вложиться в обустройство набережной. Это новый тренд? Бизнес задумался о социальной ответственности?

- При формировании команды мною была поставлена задача по созданию комфортных условий для привлечения инвестиций.

Формирование облика Челябинска невозможно без участия бизнеса. Жители работают на предприятиях и хотят видеть город чистым, красивым и комфортным. Так что здесь совпали интересы и бизнеса, и администрации города, и жителей.

Плюс, думаю, переговоры губернатора Алексея Текслера с владельцами крупных предприятий принесли свои плоды. Яркий пример – ледовый каток, который при участии ЧЭМК откроется в начале декабря в парке им. Терешковой.

Примечательно, что для разработки проекта благоустройства набережной озера Смолино группа ЧТПЗ привлекла ведущих российских проектировщиков из архитектурного бюро Wowhaus, которые проектировали набережные в Москве, Туле, Тюмени. С мая представители компании работали в Челябинске, и впервые в городе применили метод соучаствующего проектирования, когда к поиску идей и смыслов территории привлекались не только специалисты, но и сотни горожан. Это позволило совместно с жителями определить концепцию развития территории, провести инвентаризацию проблем и потенциалов среды. К концу года окончательный вариант проекта концепции набережной будет представлен челябинцам. Вскоре пройдет и сессия по соучаствующему проектированию парка «Металлург» им. Тищенко.

Как вообще складываются ваши взаимоотношения с крупным бизнесом? На каких принципах строится инвестиционная политика в городе, и в первую очередь – в отношении муниципальных земель? Как удалось вовлечь капитал в реализацию такого амбициозного проекта, как Центр экстремальных видов спорта?

- Инвестиционная политика в городе строится на взаимной заинтересованности в реализации проектов, мы стремимся найти понимание с бизнесом по ключевым вопросам. И речь не только о крупных предприятиях – о малом и среднем бизнесе тоже нельзя забывать. Что же касается муниципальных земель, то действуем в соответствии с законом.

Земель мало, поэтому приходится с ювелирной точностью принимать решения о том, под какие проекты выделять.

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 3

Как раз бытует мнение, что вы, в отличие от прежних градоначальников сказали бизнесу: «Земля в городе есть». Это не так?

- Если взять предыдущее руководство города, которое на протяжении многих лет утверждали, что свободной земли в городе нет совсем, то я говорю, что земля есть, просто необходимо с максимальной точностью определиться по предельным параметрам выделяемого участка под каждый конкретный проект. Нет так, что отдать участок в 20 гектаров под застройку объекта, которому вполне достаточно и одного гектара, а остальное так и останется серой зоной.

Как продвигается разработка генерального плана Челябинска, какие важные изменения будут внесены в первоначальный вариант документа? Что будет определять градостроительную политику в течение ближайших десятилетий?

- Проект направлен на доработку. Планируемый срок утверждения нового генплана – конец 2021 года. Конечно, главные направления, по которым ведется работа, - это регулирование застройки на периферии города для уплотнения городского центра, реновация складских и промышленных зон, резервирование территорий под общественные пространства – новые парки и скверы, строительство улично-дорожной сети. И последнее – комплексное освоение территорий с обязательным размещением социальных объектов.

Тот опыт, который был при работе прежних руководителей, когда жилищное строительство шло впереди, а социальные объекты запаздывали – мы до сих пор все это догоняем. Город должен развиваться гармонично, а та неправильная градостроительная политика, которая проводилась, дает диссонанс во всем: дети не могут пойти в детские сады, в школы, дорог нет – транспорт не может доехать, тротуаров нет – жители идут по грязи… Всего этого хотелось бы избежать в дальнейшем, поэтому сейчас все эти вопросы состыковываются. 

Число застройщиков, которые инвестируют в том числе и в строительство соцобъектов, растет – «Икар», и «Легион», и «Красное поле», и «Стройдом». До конца года сдадим девять детских садов в новых микрорайонах: «Парковый-2», «Академ Риверсайд», «Ньютон», на улицах Телевизионной, Дмитрия Неаполитанова, Гранитной. Пять из них возведены застройщиками, а муниципалитет выкупит их до конца года, остальные город построил сам.

В следующем году уже точно появятся новые садики в 48-м и 54-м микрорайонах, на улице Горького. Еще три инвестора подтвердили намерение строить детские сады, и один – на стадии рассмотрения заявки. Все они будут также на территориях новой застройки – в микрорайонах «Чурилово», «Академ Риверсайд», в жилых комплексах «Манхеттен» и «Территория». Когда рядом с новостройками появляются детские сады и школы, люди охотнее и активнее будут покупать там жилье. Так что это выгодно и застройщикам, и городу.

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 4

В связи с чем в повестке возник вопрос о переносе автовокзала от ДС «Юность», как будут перераспределены транспортные потоки?

- Этот вопрос мы прорабатывали по поручению губернатора. К обсуждению привлекались не только эксперты в сфере транспортного обслуживания, но и жители города.

Перенос автовокзала позволит разгрузить автомобильный поток в центре города, что положительно повлияет и на экологическую обстановку. Это правильное решение, которое надо просто довести до логического конца.

Автовокзал вернется на прежнее место, к ТК «Синегорье»?

- Это полномочия миндора. Логичнее им адресовать этот вопрос.

Недавно на оживленных улицах – Братьев Кашириных, Университетской набережной – появились отбойники, что вызвало достаточно большое возмущение у горожан. Насколько это оправданная мера? Не создаст ли это проблем с чисткой дорог от снега и грязи и новых заторов?

- Решение об установке тросового ограждения было принято в рамках подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС, а также на основании неоднократных рекомендаций ГИБДД. По федеральным требованиям встречные направления движения четырехполосных дорог должны быть разделены,  чтобы исключить выезд автомобилей на «встречку». Ни для кого не секрет, что такие аварии обычно имеют самые тяжелые последствия. Когда погибает под колесами автомобиля чей-то отец, мать, ребенок, сразу приоритеты расставляются по местам. Да, эстетика – это хорошо, но жизнь и здоровье жителей города важнее. И надо сказать, мы рассматривали разные варианты, учитывали множество факторов, а не только требования к безопасности. Например, высаживать на разделительной полосе деревья нельзя, если есть подземные коммуникации. Поэтому и было отдано предпочтение тросовому ограждению, которое, кстати, применяется во многих регионах страны. Как показывает практика, тяжесть последствий на дорогах с таким ограждением снижается вдвое. Установка тросового ограждения проводится в рамках контрактов. А уборку и содержание будут осуществлять подрядчики – они уже осваивают эту работу.

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 5

Не слишком позитивно жители города восприняли и установку серых заборов вдоль магистралей. Зачем прятать частный сектор?

- Это тоже делалось в рамках подготовки к саммитам. Планировалась установка шумозащитных экранов на шести улицах, но в итоге мы пересмотрели планы и места размещения с учетом пожеланий жителей. К примеру, отказались от их установки на улицах Братьев Кашириных, Комарова, Университетской набережной и Новоградском проспекте.

Мы пошли по другому пути: провели опросы жителей, собрали предложения и поставили экраны там, где было необходимо снизить шум, загазованность, где действительно требовалось что-то «прикрыть» или обеспечить безопасность дорожного движения. Смонтировали только на автодороге «Северный луч», улице Бажова, на Свердловском и Троицком трактах, а также на автодороге Меридиан.

Да, часто слышались упреки, что вместо того, чтобы отремонтировать, мы просто прячем это за высоким забором. Но это же частный сектор – если красить фасады, ремонтировать заборы, это нецелевое расходование бюджетных средств. Причем при установке экранов мы учли и интересы бизнеса – тех коммерческих организаций, которые имеют выезды на дорогу, и мнение жителей, чьи дома расположены вдоль дорог. Экраны смонтированы не сплошными, а с разрывами. И больше жалоб не поступало.

Одним из заметных изменений стала борьба с нелегальными ларьками. Правда, после рейдов некоторые павильоны достаточно быстро появлялись на прежнем месте. Какие успехи достигнуты в этом плане и, главное, удалось ли все-таки выстроить диалог с бизнесом?

- Мы зашли в непростое время, этот вопрос оказался одним из самых больных. И если на начало года было более двух тысяч киосков и павильонов, то сейчас осталось около тысячи. Так что те люди, которые говорят о том, что не ведется ликвидация незаконных торговых объектов, несколько лукавят. Работа проведена огромная. После принятия регионального закона, регулирующего эту сферу, депутаты Гордумы определили дальнейший порядок работы с нестационарными торговыми объектами. Не исключаю, что можно было бы действовать более решительно. Но наслоилось то, что в регионе был введен режим повышенной готовности в связи с коронавирусной инфекцией. И за каждым бизнесом мы видим предпринимателя, наемных работников, их семьи, их детей. Поэтому мы действуем точечно, осторожно, пытаемся установить диалог с предпринимателями. И, в частности, подземные переходы на площади Революции – сначала мы определили места, на которые переедут предприниматели, которые держали там отделы, и только после этого зашли в ремонт. Да, это несколько затягивает сроки, но помогает сохранить малый и средний бизнес. В планах – навести порядок в подземных переходах у «Детского мира», Теплотехнического института, на улице Черкасской.

Хорошо, когда районные администрации сразу же на месте ликвидированных стихийных рынков проводят благоустройство, устанавливают малые архитектурные формы, тем самым отсекая риски, что завтра все вернется на прежние места. Но бывают и другие ситуации. Так, к примеру, в адрес администрации Курчатовского района поступило 14 жалоб от одного и того же заявителя, который требует снести все торговые павильоны, расположенные поблизости от магазинов крупных торговых сетей. Совершенно очевидно, в чьих интересах он действует. Здесь всегда побеждает разум.

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 6

Вы вообще как к критике относитесь?

- Всегда нужно четко понимать, для чего это делается. Или вот пример – сейчас стало модно «передвинуть» некапитальный торговый объект ближе к многоквартирному дому, чтобы он оказался на территории, за которую отвечает управляющая компания, а не муниципалитет. И администрация теряет право на демонтаж этого павильона. Но поток обращений от возмущенных жителей продолжает поступать.

Нужно на критику смотреть с одной стороны: а кто в этом заинтересован? И когда понимаешь, какова истинная цель: дискредитировать власть, столкнуть с предпринимателями, настроить общественность против – тогда и становится все очевидно.

Мэрию нередко критикуют за контракты. В частности, за приобретение огромного экрана на въезде в город со стороны аэропорта, за установку праздничной иллюминации. Как можете это прокомментировать?

- В последние годы Челябинск зарекомендовал себя как один из лучших организаторов различных спортивных и культурно-массовых мероприятий как на уровне страны, так и мирового масштаба. Так как основная часть гостей прибывает в город авиамаршрутами и, соответственно, попадает в Челябинск по дороге из аэропорта, было принято решение об установке мультимедийного экрана на этом месте. Там будут транслироваться приветственные, поздравительные и тематические блоки, адресованные, в первую очередь, гостям города.

Что же касается декоративной световой иллюминации на гостевых маршрутах и центральных улицах, то решение было принято еще в прошлом году в рамках подготовки к проведению международных саммитов. На мой взгляд, это добавило красок городу. Новогодняя и рождественская праздничная иллюминация, 3D-инсталляции, световые музыкальные тоннели вызвали достаточно много положительных откликов горожан, так что будем продолжать их использовать и стараться придумывать что-то новое. 

В центре города находится много брошенных недостроев, по некоторым была надежда, что они будут реанимированы в связи с проведением саммитов ШОС и БРИКС, однако это так и не осуществилось. Есть ли какие-то подвижки в этом отношении?

- Администрация города провела инвентаризацию таких земельных участков – их оказалось немало, триста семь – и уведомила их собственников и арендаторов, предложив либо достроить объект, либо найти соинвестора, либо передать в муниципалитет. Если этого так и не происходит, мы вынуждены обратиться в суд. По двум судебным искам уже заключены мировые соглашения с собственниками с целью приведения внешнего вида недостроев в надлежащий вид в оговоренный срок. По нескольким вынесены решения об изъятии объектов для дальнейшей продажи с аукциона. В этом случае муниципалитет за свой счет проводит оценку, выставляет на торги, продает и перечисляет деньги за вычетом расходов на организацию этих процедур инвестору. И был случай, когда недострой выставили на торги за 2,5 млн, а реализовали за 4,5 млн руб.

«Неправильная градостроительная политика дает диссонанс во всем» — Наталья Котова 7

Зима – всегда серьезное испытание и для дорожных служб, и для городских властей. Изменятся ли подходы к очистке дорог и тротуаров от снега и наледи?

- Да, мы пересмотрели подходы к содержанию улично-дорожной сети, теперь у нас несколько подрядчиков со своим парком спецтехники. Это позволяет приступить к уборке снега одновременно во всех районах города. И во всех действующих муниципальных контрактах предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение в виде предписаний и штрафов. Подрядчики постоянно пополняют свой парк новыми современными машинами: это те же мини-погрузчики, которые используются для уборки тротуаров и остановок транспорта, а также комбинированные машины, которые одновременно убирают грязь, снег и обрабатывают дорогу противогололедными материалами. В Челябинске мы применяем именно техническую соль, без примесей, которая хорошо справляется с гололедом.

Как объяснить, что над дорогами появилось марево серой пыли?

- Мы живем в таком климате, когда за сутки глубокая минусовая температура может смениться плюсовой, что и произошло. Снег был уже убран с дорог, а перед этим на многих магистралях подрядчики использовали противогололедную смесь – провели служебные проверки, у одного из крупных подрядчиков уволен сотрудник, который ответственен за это распоряжение – затем наступила сухая холодная погода. Пылесос не отправить – при минусовой температуре воду использовать нельзя. По сути, пылевые облака поднимались именно щетками, которыми машины подметали улицы. Поэтому подрядчики отказались от механического подметания проезжей части и тротуаров при отсутствии снега, но усиливают ручную уборку обочин дорог от грязи и пыли. Сейчас строго следим за нормой расхода, посыпаем только опасные участки – спуски, подъемы перекрестки. Или, например, когда из-за коммунальной аварии вода разливается на проезжую часть.

Что для вас является неким критерием оценки вашей успешности на посту главы города?

- Для меня основной критерий – это хорошее настроение жителей. Причем я не делю жителей на бизнесменов, бюджетников, рабочих… Потому что когда каждый житель города, каждая семья просыпается – и у них дома есть горячая вода, отопление, горит свет, почищены тротуары и дороги, зеленые газоны, много цветников, деревьев, а в пешей доступности есть детский сад, школа, поликлиника, регулярно ходит транспорт, есть где погулять и заняться спортом, провести досуг – то работа городской власти не будет вызывать вопросов у жителей.

Я хочу, чтобы вернулись обратно челябинцы, которые несколько лет назад переехали в другие города. Вот над всем этим и будем работать в течение следующих лет. 

Самое читаемое
  • В Челябинске появятся «Восточные ворота» и вернется автовокзал «Центральный»В Челябинске появятся «Восточные ворота» и вернется автовокзал «Центральный»
  • «Метротрам в Челябинске может коснуться, по оптимистичным подсчетам, лишь 10% пассажиров»«Метротрам в Челябинске может коснуться, по оптимистичным подсчетам, лишь 10% пассажиров»
  • «Молния» продает свой гипермаркет в Ленинском районе Челябинска за 240 млн рублей«Молния» продает свой гипермаркет в Ленинском районе Челябинска за 240 млн рублей
  • Строительство квартала от студии Лебедева в Челябинске вызвало вопросы у краеведовСтроительство квартала от студии Лебедева в Челябинске вызвало вопросы у краеведов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.