«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно»

«Главврач звонит: «Надо еще девятьсот кранов». Официальное открытие нового лечебного корпуса — через три дня, но люди уже лежат в коридорах, и ты уже не можешь просто положить трубку и идти домой».

Челябинский завод «ЛД Прайд» занимается производством латунных шаровых кранов и фитингов для газовых и водопроводных труб, радиаторов и по объемам выпускаемой продукции — почти 6,5 млн кранов в год — входит в тройку крупнейших российских заводов. Отечественные производители зажаты в прокрустово ложе: им приходится одновременно конкурировать и с европейскими брендами по качеству продукции, и с китайскими поставщиками — по цене, признается директор завода «ЛД Прайд» Иван Дыбов.

«ЛД Прайд» стал дочерним предприятием основанного более 18 лет назад завода «ЧелябинскСпецГражданСтрой», который специализируется на проектировании и производстве стальных шаровых кранов и дисковых затворов, выпускаемых под торговой маркой LD.

— Казалось бы: тут шаровые краны и там. Но на деле оказалось, что только название одинаковое. А по технологии латунь сразу же подразумевает непрерывный цикл производства и собственный литейный цех.

Если взять готовое изделие, то в нем единственная «чужая» деталь — маленький винтик, на котором ручка закрепляется. Все остальное изготавливается на заводе. И тут же и было спроектировано. А то бывает и так, что пишут: «российское производство», а на самом деле занимаются сборкой из импортных комплектующих, просто свой шильдик прикручивают.

Как была выбрана эта ниша?

— С одной стороны, потребность в шаровых кранах огромная: и в газо-, и в тепло- и в водоснабжении. С другой стороны, в России все-таки не настолько развито это производство, потому что продукт низкомаржинальный и не представляет интереса. В первые пару лет мы тоже не до конца понимали, где прибыль брать. Благо, что стальной завод дал большой опыт и возможность развиваться без заемных средств. Все начиналось с маленького цеха, сразу взяли хороший темп. В этой сфере инерция большая: если в начале года запустить новую модель, пока она через склады, дилеров дойдет до конечного потребителя, пока начнется отопительный сезон — ты только через год фактически можешь получить обратную связь. «ЛД» — это не просто аббревиатура, а первые буквы имени и фамилии собственника, Левина Дмитрия. А раз кран именной, права на ошибку нет.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 1

На мой крайне дилетантский взгляд, изделие — проще не бывает: отрезок трубы, вентиль и задвижка. В чем тут специфика?

— Это же литейное производство. Если в станке что-то не так пошло, нажал большую красную кнопку, которую в простонародье называется «грибок», станок остановился, ты выдохнул и спокойно подумал, что дальше делать. С литьем все усложняется. В печи три с половиной тонны расплавленного металла с температурой выше тысячи градусов, и если чуть что не так — придется сливать. Соответственно, риски возрастают кратно. Кроме того, литейное производство подразумевает круглосуточный график, завод не останавливается ни на минуту.

Как организован сбыт?

— Через дилерскую сеть по всей стране. Завод взаимодействует с крупными игроками, у которых, в свою очередь, собственная сеть субдилеров, розничные магазины, контракты со строительными компаниями и теплоснабжающими организациями. Поставляем и на экспорт, даже в этом году получили награду как крупный экспортер Челябинской области по стали и латунным кранам.

При этом маржинальность низкая?

— На сегодняшний день мы выпускаем 700 тысяч кранов в месяц, обороты огромные.

А когда доходит до прибыли… Я правда не кокетничаю сейчас. Знаю, что многие говорят, что если рентабельность меньше 15-18%, то это уже низкомаржинальный продукт. А нам выручки хватает на то, чтобы просто зарплаты и налоги выплатить и новое сырье закупить.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 2

Что за донкихотство?

— Изначально было понимание, что придется непросто. В мире же все сегодня гонятся за быстрой прибылью. И в стране рынок наводнен некачественной китайской продукцией. Три российских завода на самом деле закрывают не более 15-20% рынка. И нам, к примеру, в момент запуска проекта пришлось сесть и рассчитать отпускные цены с учетом не затрат на производство и наценки, а таким образом, чтобы в России произвести кран было не дороже, чем в Китае. За счет больших объемов постепенно размываем операционные расходы и медленно повышаем маржинальность. Хорошо, повторюсь, что головной завод есть.

А этот пока зарабатывает не деньги, а рынок. По сути, заново его создает, потому что развалилась отрасль, когда с той же маржой можно было не производить, а просто закупать те же самые краны в Китае и перепродавать — убрать весь завод и оставить только маленький офис. Ночью спать, в выходные отдыхать. Никто и не хотел связываться с производством, когда можно зарабатывать столько же, если не больше, на банальной перепродаже без всякой головной боли.

Впрочем, вся Европа по тем же граблям прошлась, производство загубила. Когда в Китае была фактически бесплатная рабочая сила, локализовали там производство, передали все технологии, но контролировать качество оказалось крайне сложно. А потом рядом открылось с десяток подобных предприятий — уже местных, китайских.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 3

Взялись вот даже прописать ГОСТы на продукцию, потому что до недавнего времени не было государственного стандарта на латунные шаровые краны. Опять же, в том числе и для того, чтобы ограничить хождение контрафакта. Знаю на собственном горьком опыте — последствия достаточно серьезные. Если кран, который стоит, условно говоря, сто рублей, поставить на радиатор, и он выйдет из строя, то может затопить кипятком восемь этажей жилого дома. Не дай бог, рядом окажутся дети…

Вот, к примеру, шариковая ручка, которая тоже стоит сто рублей: если она перестала писать, просто выбросил в мусор и забыл. А шаровой кран обязан десять лет гарантированно отслужить. При этом производство шариковых ручек давно полностью автоматизировано, а у нас на заводе триста человек круглосуточно трудятся в литейном цехе, на гальванике — такая вот несправедливость в ценах.

То есть основная конкуренция с дешевой китайской продукцией?

— Россия находится между Европой и Азией, и мы зажаты в этих тисках: с одной стороны качественная, но дорогая европейская продукция, в основном итальянская. А с другой стороны — азиатские производители, качество продукции которых крайне неравномерное. А мы, получается, как раз между молотом и наковальней.

Дилеры рассуждают примерно так: «Вот китайский кран — цена хорошая, но часто ломается. А вот итальянский — надежный, но дорогой. Сделай с итальянским качеством, но чтобы не дороже китайского?» Всю жизнь находимся в поисках баланса. Смотрим на Европу, но при этом вынуждены постоянно биться с Китаем по цене. Чтобы удешевить изделие, азиатские производители уменьшают толщину стенок, которые не выдерживают сезонные растрескивания и нагрузки.

Впрочем, сейчас ситуация постепенно начинает меняться. Если взять те цены, которые мы даем дилерам, то в Китае закупка партии обойдется в ту же сумму, если не большую.

То, что в Китае все стоит сущие копейки, — это миф. Хотя многие еще продолжают жить с иллюзией, что китайцы готовы вкалывать за тарелку риса.

Я за последние пять лет был там в рабочих командировках раз пятнадцать и вижу, как все меняется. В Китае тоже можно достаточно серьезных производителей найти, и уровень заработных плат там уже в два, а иногда и в три раза выше. В России квалифицированный литейщик получает 40-50 тысяч рублей, а там — 120-150 тысяч в пересчете на наши деньги. Это связано еще и с курсовой разницей — если еще лет десять назад рубль и юань торговались примерно в соотношении один к пяти, тогда еще можно было что-то по дешевке закупить и притащить через границу. А сейчас уже нет. Парни из нашего техотдела, приезжая в Китай впервые, сразу бросаются за последними моделями гаджетов, но с удивлением обнаруживают, что в Китае цена на Honor выше, чем в Челябинске, и глазам не верят. Все же обеспечено покупательской способностью: если уровень жизни там уже выше, то и телефон в магазине дороже.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 4

Шаровые краны изготавливают из латуни — это сплав, который, конечно, никто не производит из первичных материалов: меди и цинка, потому что они крайне дорогие. Используются уже продукты вторичной переработки. И так как Китай становится основным производителем электроники в мире, то из страны идет постоянное выбытие материалов, на внутреннем рынке ощущается дефицит сырья, приходится цветные металлы импортировать. А это уже дополнительные транспортные затраты, пошлины.

Так что эта ценовая война, возможно, близка к завершению: если постоянно работать над производительностью, модернизацией, в России производить что-то уже становится выгоднее, чем в Китае. С нынешним курсом валют.

А почему используется именно латунь?

— В Советском Союзе шаровые краны изготавливались из бронзы, а потом Италия задала моду на латунь — этот сплав более коррозионно стойкий, экологичный и для питьевых нужд подходит. Латунь — медесодержащий сплав, а медь — стратегический материал, и вся себестоимость достаточно банально складывается из металлоемкости.

Обидно порой становится, что, живя в России, приходится ориентироваться по стоимости лома металлов на мировые биржи. Лом продают буквально в двух шагах от завода, а курс при этом выставляют по Лондонской бирже. Прямо несправедливость какая-то. Это все целый бизнес, конечно.

Проблема дефицита кадров стоит остро?

— Если взять рабочие профессии, то сейчас еще ситуация как-то стала выравниваться, а десять лет назад, когда я только начинал карьеру, на завод шли те, кому в жизни, прямо скажем, не посчастливилось. Кто уже помыкался где-то и воспринимал завод как крайний вариант, когда совсем уже некуда податься. От полной безысходности приходилось принимать людей по ставке разнорабочего и уже на деле обучать всем премудростям. Первые года три текучка была просто жуткая: набрали разом триста человек, при этом только один из пяти готов был по-настоящему работать.

Люди же часто приходили, вообще не представляя, что такое литейный цех, — постоянный шум, раскаленный металл, тяжелый физический труд, по двенадцать часов за станком выстоять. А если он до этого, допустим, штаны просиживал вахтером по принципу «солдат спит, служба идет»… Немногие оказались готовы к суровой реальности.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 5

Вентиль от вируса

В конце марта, когда в регионе спешно начали разворачивать коечный фонд для больных коронавирусом, в больницах возникла острая нехватка вентилей для аппаратов искусственной вентиляции легких. Из-за пандемии на них возник ажиотажный спрос. «ЛД Прайд» в экстренном порядке перепрофилировал производственные мощности на выпуск специальных запорных устройств.

Как пандемия отразилась на производстве?

— В первую неделю, когда закрыли все предприятия, была, конечно, полная неразбериха и паника. У нас же непрерывный цикл, печи — как их остановишь? Но некоторые работники восприняли так: президент объявил нерабочие дни, с какой стати вы забираете наши законные выходные?

Собирал бригады, пытался втолковать: вся эта история с пандемией неделей точно не ограничится, так не бывает. Ну, отдохнете недельку, а дальше что? Вирус все равно никуда не денется, а если никаких усилий не приложить, все останемся без работы.

Завод — это же не куча станков, железа и зданий, это люди. Это как компьютер или смартфон без операционной системы — просто бесполезный кусок пластика. Пообщались с коллективом, договорились: кто не хочет выходить на производство, переживает за свое здоровье —остается дома, кто готов — продолжает работать, а мы со своей стороны постараемся обеспечить работников всеми средствами защиты. В то время даже обычных медицинских масок в аптеках было просто не найти, сами запустили швейное производство, раздобыли средства обеззараживающие, чтобы не допустить вспышки заболеваемости.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 6

А как появилась эта история с кислородными вентилями для аппаратов ИВЛ?

— В пятницу нас пригласили на совещание в региональное Министерство промышленности: возник дефицит кислородных запорных устройств. Несколько предприятий, и нас в том числе, попросили продумать возможность выпуска на базе действующего производства. И все как-то в нерешительном молчании сидели.

Тогда, наверное, гордость взыграла. Вот просто за Родину обидно стало. Наступило бы военное время, и что? Никто ничего сделать не может? Страна с большой историей, сколько бед и войн, и всегда достойно выходили, неужели из-за каких-то кранов тяжелобольные не получат медицинской помощи?!

В обед мы с Дмитрием Левиным вышли с совещания и сразу поехали в ГКБ №9, которую уже перепрофилировали под прием больных с COVID. На главного врача было просто грустно смотреть, он сказал: «Парни, если поможете, сотни жизней спасете!»

Тогда же пандемия еще не ощущалась так сильно, никто из знакомых не болел, а там на базе роддома уже разворачивали ковидный госпиталь: монтировали шлюзы, «красную» зону. Посмотрели на все это, и даже не по себе стало.

Переговорили с начальником по хозчасти, получили инструкции. Вечером всем техотделом сели проектировать. Кислородный клапан решили делать на базе латунного шарового крана. Техотдел до ночи делал чертежи оснастки: к стандартной модели присоединили крепление, чтобы можно было прикручивать к стене, и два разъема с резьбой для подключения аппарата ИВЛ и кислородная маска. А значит, матрица, которая используется при штамповке, уже совершенно другая. Сделали специальную оснастку, буквально за сутки станки «перепрошили».

При обсуждении конструкции пришлось поломать голову: кислород — все-таки один из самых сильных окислителей, важно было убедиться, что все детали такую нагрузку выдержат. Плюс в технологии производства обычных латунных шаровых кранов при сборке предусмотрена смазка деталей, а тут она невозможна из-за риска возгорания.

Сотрудники разных отделов — от конструкторов до операторов станков и сборщиков — все выходные работали круглые сутки — было ощущение, что прошла полноценная рабочая неделя за два дня, пять смен.

К пяти утра в воскресенье собрали несколько опытных образцов, провели испытания на герметичность — все как положено. И в понедельник утром закончили штамповку первой партии. Хотя к этому сроку, как предполагалось, должны были только дать ответ о теоретической возможности производства. Я взял эти краны и лично отвез в больницу. Установили пробную партию на систему, опрессовали, запустили кислород — работают исправно. Двести кранов бесплатно поставили в горбольницу №9 Челябинска, еще сотню — в городскую клиническую больницу №1 Магнитогорска.

«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно» 7

Но на этом же история не закончилась?

— Да, потом оказалось, что не хватает специализированных кислородных вентилей. Ижевская компания, которая их изготавливала, в докарантинное время производила всего пятьсот штук в месяц — в большем объеме просто потребности не было, а тут разом потребовалось двести тысяч, чтобы укомплектовать все больницы в стране. Причем литые корпуса для вентилей им поставлял «КАМАЗ», который в связи с пандемией закрыл некоторые производства. Минпром опять звонит: «Что делать, выручайте». Разыскали директора ижевского завода, узнали, что требуется.

И снова героическим порывом, даже вещи собирать не пришлось, — все и так уже здесь, разработали матрицу, обточили оснастку, произвели партию, машину нашли, чтобы отправить в Ижевск. За три дня отштамповали три тысячи поковок. В обычное время, если собираешься что-то новое запустить, примерно месяц закладываешь на оснастку, еще месяц — на производство.

Мы просто у ижевской компании спросили: «За сколько «КАМАЗ» вам поставляет? Такую же цену и оставим». Разработка проектной документации и оснастки, конечно, легли целиком на наши затраты. С тех пор так, кстати, и продолжаем поставлять — уже тысяч сорок в общей сложности, наверное, отправили. Хотя для завода это, конечно, не коммерческое производство: если я произвожу сторонний заказ, значит, не выпускаю основную продукцию. Но мы это делаем ровно потому, что решить проблему можно только сообща.

В каких еще больницах стоят ваши вентили?

— Уже во всех больницах в Челябинске. Даже пошли по второму кругу. Вот, на прошлой неделе главврач одной из больниц звонит: «Помните, вы мне шестьдесят кранов подарили? Так вот, еще чуть-чуть надо бы. Девятьсот». Выясняется, что официальное открытие нового лечебного корпуса — через три дня, но больных уже начали принимать.

Столько ночей мы уже здесь, на заводе, с весны провели, что уже немного начинаешь уставать от слова «срочно». Но когда тебе говорят, что люди лежат в коридорах, потому что нет возможности подключения к кислороду, уже не можешь просто попрощаться, положить трубку и идти домой, потому что рабочий день закончился. 

Мы в больницы поставляем вентили по договорам дарения. На чужом горе зарабатывать нельзя. Этот кислородный кран, наверное, никогда так и не станет коммерческой моделью, потому что появился в такое сложное для страны время, и потом, когда пандемия пойдет на спад, потребности в них уже не будет. Я, во всяком случае, очень на это надеюсь.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.