«Первое впечатление о сервисе компании складывается от парковки и туалета» – Елена Золина

Туалетная комната - важное место оценки сервиса. Если не готовы создавать «ваау» в этой зоне, поддерживайте нейтральную атмосферу идеальной чистоты. Между «ваау» и «фу» – большой спектр эмоций.

Золина Елена – основатель «Высшей школы сервиса» - servicedirector.ru, маркетолог, практикующий бизнес-тренер, автор книги «Идеальный сервис. Как получить лояльность клиентов», соавтор книги Игоря Манна «Фидбэк: получите обратную связь»:

– Занимаясь постановкой клиентского сервиса в компаниях, я регулярно сталкиваюсь со стереотипами или, я бы даже сказала, буфетными убеждениями, что сервис – это чай заварной, кофе свежемолотый, всё с сахаром. Вроде есть в этом сладкая правда: чай, кофе – это похвально, но уровень клиентского сервиса такой подход не отражает.

Не будем философствовать о понятиях и определениях, будем разбираться на деле. Давайте подумаем, когда и где клиент «трогает» ваш бизнес, контактирует со всем, что с вами, как с представителем сферы, связано. А главное, как через эти точки контакта сделать клиента лояльным и благодарным.

Парковка. Оказывается, клиент еще не дошел до офиса компании, а уровень сервиса уж может оценить. Не стоит преуменьшать значение парковки, подхода, подъезда, подката, потому что уже эта зона демонстрирует уровень заботы о клиентах. Как минимум, заботы о том, в каком настроении они войдут после череды манеров по поиску парковочного места.

Пожелания к данной зоне примитивные, но почему-то не всегда соблюдаемые: чистота, разметка, освещение, наличие свободных мест, удобный въезд и выезд. И еще – урны! Да, возможность выкинуть мусор, а не складывать его в карман или салон авто – это тоже сервис!

Достойный уровень сервиса можно продемонстрировать уже здесь: брендирование парковочных мест трафаретом или столбиком с табличкой, навигационные указатели движения по парковке, при наличии шлагбаума — информационные объявления о работе пропускной системы.

Если кто-то делит мир на черное и белое, поясню: наличие парковки или выделенной пары парковочных мест – это прекрасное преимущество, а не жизненная необходимость для хорошего сервиса. Жить можно и без этого, но всегда нужно стремиться к большему.

Территория у офиса – территория, работающая на вас, точнее, на ваших потенциальных и действующих клиентов. Что здесь должно быть? Качели? Может и качели, если вы делаете качели. Главное правило: эта зона должна соответствовать принципам и стандартам бизнеса, привлекать, располагать, даже манить! Насчет качелей я не пошутила, к ним можно добавить побольше растений, цветов, ухоженных газонов. Попробуйте и попросите беспощадную обратную связь.

Входная группа. Позволю перефразировать одного успешного и известного мужчину: «Если у вас нет входной группы, вас нет в бизнесе». Не согласны? Тогда расскажите, как к вам попасть? Как войти и принести бизнесу денег и процветания, если входа нет. Зато есть выход: выйдите в него и посмотрите, как выглядит «ваше лицо», «ваша реклама» – ваша входная группа. Чисто, понятно, стилизовано? Вывеску и режим работы видно с проезжей части в темное время суток? Да вы – пример для подражания! В противном случае есть над чем поработать.

Гардеробная зона. Помните, у Станиславского: «Театр начинается с вешалки». Так вот хороший сервис там продолжается. Мы говорим не просто о наличии и отсутствии гардероба, здесь нужно определяться по существу направления бизнеса. Мы обсуждаем сервис, а это значит, речь пойдет об услугах вашего клиенториентированного гардероба. Если кроме забрать или выдать пальто ничего в голову не приходит, вот несколько идей: корзина для зонтов или одноразовые дождевики, также будет приятно отдать верхнюю одежду со случайно оторвавшейся петелькой, а получить назад с пришитой.

Гардеробная зона также требует особого подхода: брендированные плечики, бирка удобного размера, стойка, зеркало, место для сумок.

Посмотрите, сколько точек контакта с клиентом, хотя до продажи дело еще не дошло! Но если вышеперечисленные встречи произвели на клиента положительное впечатление, а может даже и порадовали (не было петельки – есть петелька), то он уже голосует за вас рублем, отзывом, преданностью.

А мы подошли к экстремальному уровню концентрации внимания и заботы о клиенте, то есть демонстрации вашего сервиса – зона ожидания (клиентская зона). Возможно, совет удивит: ищите фишки у коллег, партнеров, конкурентов, соседей и других достойных подражания компаний даже из других сфер бизнеса. Велосипед уже придумали, и все, кто хочет на нем кататься, берут придуманный велосипед и катаются, получая удовольствие. Предлагаю следовать этой рабочей схеме, проверено же. Здесь сложно промахнуться, любая приятность сыграет вам на руку: ТВ-плазма, розетки для зарядки гаджетов, кулер, электронное табло с информацией, свежие периодические издания, актуальная рекламная информация, письменные брендированные принадлежности (желательно такие, чтобы их хотелось забрать), анкеты для обратной связи (хорошей и, особенно, негативной).

Холлы-коридоры. Сопровождайте клиента, подсказывайте и отвечайте на вопросы «где?  куда? как пройти?» до их появления. Это все можно реализовать без специально выделенного провожатого посредством понятной и приятной глазу навигации, дополненной хорошим освещением, наличием схемы помещений. IKEA – пример продуманного управления клиентским потоком. Одиноко блуждающий клиент с вопросами без ответов становится раздраженным и грустным, оно нам надо?

Невероятно, но факт: следующая точка контакта – туалетная комната. Это важное место оценки сервиса компании, как бы не звучало это удивительно или даже смешно. Не верите? Вспомните, заходите вы в уборную ресторана, гостиницы, автосалона и забываете о цели визита: ваау. Достаете телефон или, возвращаясь к друзьям за столик, рекомендуете посетить туалетную комнату, даже если не по назначению. Наверняка, было и не раз.

Если вы не готовы создавать некое «ваау» в этой зоне в своем бизнесе, то необходимо, как минимум, поддерживать нейтральную атмосферу идеальной чистоты, стерильности, должны быть качественная вытяжная система и хороший ароматизатор, сантехника обязана работать исправно, наличие мыла, бумаги, салфеток не обсуждается. Проще говоря, между «ваау» и «фу» – большой  спектр эмоций, балансируйте. И личная просьба: разделяя уборные на мужские и женские, придерживайтесь общепринятых обозначений во избежание неприятных ситуаций. Бывает, стоишь и не знаешь, что хотел выразить дизайнер, обозначая ту или иную глубокую гендерную ассоциацию.

Мы прошлись по общим точкам контакта с бизнесом, когда вы не только можете избежать неприятных впечатлений, но и закрепиться в сознании клиента, как прекрасная организация с выстроенным клиентским сервисом, который встречается редко. Но бесследно эта встреча не проходит: клиент возвращается снова и снова, рассказывает о вас, приводит новых клиентов с оторванными петельками и пуговицами.

Подводя итог проработки перечисленных точек взаимодействия, я перечислю общие моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении чек-листа:

1. Название точки.

2. Расположение.

3. Оборудование (стойка/стол, стулья, диваны).

4. Правила оформления в фирменном стиле (цвета оборудования, навигация, что где должно стоять и лежать).

5. Список необходимых материалов (ручки, бланки).

6. Круг ответственных за содержание точки (администратор, управляющий, аниматор).

Бывает, некоторые деятели возражают: «Главное – услуга или товар! Пришел за массажем – получил массаж,  пришел за телефоном – получил телефон». Если вы живете с подобными убеждениями, то мне остается лишь надеяться, что хотя бы чай и кофе просто есть в вашем «сервисе». Только нет сомнений, что клиентов с каждым днем все меньше.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.