Ставил танцевальные шоу, продавал кофе навынос, спасал челябинцев от вируса

Ставил танцевальные шоу, продавал кофе навынос, спасал челябинцев от вируса
Иллюстрация: Деловой квартал

История челябинского предпринимателя Глеба Гусача, который всегда находил возможности для развития бизнеса, даже если таких возможностей, казалось бы, не было.

Восемь лет назад Глеб Гусач открыл первый торговый островок по продаже аксессуаров для сотовых телефонов в ТЦ «Кольцо», а сейчас он владеет сетью из девяти торговых точек по продаже кофе и аксессуаров для гаджетов и останавливаться на этом не собирается. Он уверен, что в бизнесе (да и просто в жизни) нужно ставить перед собой долгосрочные цели и идти к ним, извлекая пользу не только из благоприятных обстоятельств, но и из неудач.

С танцами по миру

Профильного образования в сфере экономики или административного дела у Глеба нет, он вообще никогда не планировал запускать свой бизнес. Окончив школу, будущий предприниматель пошел учиться в металлургический колледж — ожидалось, что он продолжит семейную династию и пойдет на завод, на котором его отец проработал несколько десятилетий. Но после трех месяцев практики на заводе приятель предложил молодому металлургу поработать за границей танцором по контракту. Глеб с детства занимался народными танцами, поэтому предложение принял. А отработав небольшой контракт, сам начал ставить номера, собрал танцевальную труппу и колесил с ней по странам — работал с развлекательными клубами, контролировал постановку шоу, а первое время даже шил танцорам костюмы.

Для первых выступлений все костюмы приходилось шить своими руками, только после третьего-четвертого контракта я смог позволить себе нанять швею. Начал шить в Египте: на местном базаре у какого-то древнего деда купил еще более древнюю ручную швейную машинку — тяжелую, как танк. С трудом приволок ее с базара, потом бегал, чтобы купить ткань, нитки, шил танцорам нарукавники и юбки для номера в «египетском» стиле, — рассказывает Глеб.

Но вскоре молодой человек понял, что достиг в сфере шоу-бизнеса финансового потолка: развиваться дальше без специальных знаний и опыта не получалось, а топтаться на одном месте не хотелось. И в 2012 г. он вернулся в Челябинск, решив, что если у него получилось пробиться в мир шоу-бизнеса за границей, то получится и открыть свое дело в Челябинске. По его признанию, возвращение в родной город было похоже на выход из вакуума: друзья детства выросли и изменились, денег не было, связей, которыми люди обрастают годами, — тоже. Он взял на имя отца потребительский кредит — 180 тыс. руб. под 20 с лишним процентом годовых, купил торговый островок в торговом центре «Кольцо» и зарегистрировал ИП.

Таксист со своим бизнесом

Идею для бизнеса он подсмотрел в Китае, когда отрабатывал последний «танцевальный» контракт. В начале 2010-х китайские торговые прилавки были завалены разнообразными аксессуарами для смартфонов, а для Челябинска это еще было в диковинку. Из Гуанчжоу он отправил несколько сумок модного товара и потом раз в три месяца ездил в Китай закупать зарядные устройства, чехлы и подставки для гаджетов. Первые полгода Глеб сам стоял за прилавком.

Мне надо было понять, как работает этот бизнес, как и на что реагируют покупатели. Полгода я работал без выходных. А по дороге с работы домой (жил я на другом конце Челябинска, в 20 километрах от ТЦ «Кольцо») таксовал, чтобы окупить бензин. У меня был «Матиз», в котором я демонтировал задние сидения, чтобы возить товар. Вот на этом «Матизе» я и подрабатывал таксистом, — рассказывает Глеб.

В 2014 г. кризис едва не убил только что открывшийся бизнес: товар заканчивался, лететь за ним было не на что, его выручка из-за подскочившего курса доллара сильно упала. Но в то время Глеб решил попробовать для себя еще одно направление в бизнесе и открыл вскладчину с приятелем кофейный островок.

«Напротив моей первой точки в торговом центре был расположен примерно такой же островок, в котором продавали кофе. Чек там был ниже, но покупателей значительно больше. Полгода, стоя за прилавком, я наблюдал за ним и мне захотелось открыть такую же точку — только лучше, — вспоминает Глеб. — Я посчитал затраты. Для запуска такой мини-кофейни нужно было минимум 600 тыс. руб.: на сам островок, кофе-машину, охлаждающее оборудование, расходники. На тот момент для меня это была слишком большая сумма, и я предложил своему знакомому совместно открыть кофе-точку. Он продал гараж, доставшийся ему в наследство от родственников, мы вложили в дело по 300 тысяч и начали продавать кофе».

Прибыль от точки делили пополам: бизнес-партнер предпочитал тратить ее на себя, а Глеб вкладывал в развитие бизнеса, и через два года у него уже было три таких мини-кофейни. Он выкупил у приятеля его долю и продолжил развивать дело.

Владелец островков уверен: если на рынке продажи аксессуаров для сотовых телефонов с каждым годом будет становиться все конкурентнее, то кофейный рынок Челябинска будет расти. Кофе навынос — это то «излишество», к которому южноуральцы довольно долго привыкали, но теперь позволяют его себе все чаще и чаще. Поэтому продажи и обороты растут и места в этой нише хватает, несмотря на то, что с каждым годом появляются новые игроки.

Карантин за швейной машинкой

Семь лет назад, рассматривая банк для своих бизнес-проектов, Глеб выбрал Уральский банк реконструкции и развития. На Урале бренд известен давно: в этом году банк отмечает 30-летие, поэтому челябинский предприниматель решил обратиться в кредитную организацию, чье имя было на слуху. А уже в офисе ему понравилось то, как работает с клиентами персонал, и теперь переходить в другой банк он не собирается.

«Больше всего меня впечатлил коллектив того подразделения, куда я обратился: адекватные специалисты всегда готовы помочь и объяснить, если что-то непонятно. И я намерен и дальше выстраивать отношения с этим банком в течение долгих лет», — рассказал предприниматель. С момента открытия первого островка их сеть поступательно растет, несмотря на кризисы. Даже карантин челябинский предприниматель использовал как трамплин для роста, хотя торговые центры несколько месяцев были закрыты, большую часть сотрудников пришлось отправить по домам, а от государства никакой помощи не поступило.

«Нам никто не дал ни копейки, но я твердо решил не увольнять сотрудников, ведь любой бизнес — это прежде всего люди. Если бы я распустил команду специалистов с опытом работы конкретно в моем деле, это был бы для меня самый большой провал», — отмечает Глеб. Его снова спасло умение обращать в свою пользу любую ситуацию, видеть потребности людей и мгновенно предлагать необходимый товар. В начале пандемии в Челябинске не хватало медицинских масок, каждый выкручивался как мог: в ход шли строительные респираторы, платки, многоразовые маски из ткани.

Глеб снял с расчетного счета 120 тыс. руб., купил ткань, взял в аренду у родственников и знакомых несколько швейных машинок и усадил часть своих сотрудников шить маски на продажу. Здесь ему очень пригодился опыт шитья костюмов для шоу-балета, полученный много лет назад. В результате за время вынужденного простоя небольшой бизнес не только не потерял в доходах, но и начал зарабатывать больше, чем до карантина.

В таких ситуациях нельзя сидеть сложа руки и ничего не делать. Те, кто в кризис выбирал свою финансовую подушку безопасности и ждал лучших времен, сейчас не могут нормально работать — у них просто нет на это денег. Решил я недавно купить одноразовые медицинские маски, поскольку сейчас они появились в продаже, и поэтому необходимость в шитье многоразовых тканевых масок у меня пропала. А мы начали продавать их на наших островках как сопутствующий товар: по требованиям надзорных организаций я не имею права продавать кофе клиентам без маски, поэтому мы предлагаем приобрести их гостям, у которых их по какой-то причине нет. Нашел продавцов, заказал у них партию 5 тыс. штук, оплатил — а в ответ тишина. Через неделю звоню, спрашиваю: «Где товар?» А мне отвечают: «Заказали в Москве, ждем». У людей нет денег, чтобы замораживать их в виде товара на складе. Посредники берут деньги у клиента, оплачивают конкретную партию, а потом тянут время, ожидая ее доставки. Но зачем мне эти маски через две недели, когда они мне были нужны неделю назад? И такое сейчас наблюдается повсеместно. Это сложно назвать нормальным бизнесом, — отмечает предприниматель.

Глеб планирует и дальше развивать свой бизнес, который пережил боевое крещение кризисом и пандемией. Его опыт показывает: запустить собственное дело с нуля — задача вполне реальная. Для того чтобы стать владельцем своего бизнеса, достаточно оглядеться вокруг, увидеть потребности людей и предложить им необходимый товар или услугу. Главное при этом не мелочиться и ставить перед собой «долгоиграющие» цели — на 10-15 лет. Тогда и бизнес получится масштабнее, и заниматься им будет интереснее.

   

 

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.