«Уже поднадоели кайфовенькие пространства для хипстеров» — Пётр Стебельский

В центре города протекает река, вокруг которой ничего не происходит. У Торгового центра сделали неплохое благоустройство, но нет якоря, ради которого стоило бы прийти.

На счету студии дизайна Stebelskiy Studio, основанной в 2007 г., — сотни проектов: от жилых интерьеров, офисных помещений, ресторанов и отелей до планировки территории и средового дизайна. В интервью CHEL.DK.RU основатель студии Пётр Стебельский рассказал о том, почему строительство дома мечты зачастую оборачивается долгостроем, как меняются подходы к дизайну интерьеров квартир и общественных пространств и почему красивые проекты благоустройства не удается воплотить в реальность.

Мода на китч ушла

В портфолио Stebelskiy Studio — разноплановые проекты: эскизные проекты загородных домов, промышленных и коммерческих строений и помещений, жилые и общественные интерьеры. С недавнего времени добавились проекты благоустройства общественных пространств. Как отмечает Пётр Стебельский, больше всего душа лежит к общественным пространствам: коммерческим интерьерам, офисным помещениям: интерьеры квартир — насущный хлеб для дизайнера, но заниматься только этим скучновато: слишком мало остается пространства для экспериментов.

Ушла мода на то, чтобы в полный рост самовыражаться в интерьере?

— Да, люди стали более прагматично смотреть на эти вещи. Возникает ассоциация с европейской женщиной: простой, без макияжа, в кроссовках и джинсах, свободной и открытой миру. Современные интерьеры под стать этому образу.

Люди перебороли желание выглядеть дорого и несуразно и уже не рвутся строить замок в готическом стиле.

Вас это радует как дизайнера?

— Да, у меня самого по жизни прагматичный подход к интерьерам, не люблю всякие завитушки и барочные излишества. Я сторонник того, чтобы фактурные строительные материалы: бетон, кирпич, дерево — становились интересными деталями интерьерной отделки.

Сейчас, когда «родовые замки» в престижных загородных поселках можно приобрести фактически за бесценок, многие ли в принципе готовы влезать в затратную историю с постройкой собственного дома?

— Да, и более того, в последние полгода случился настоящий строительный бум. Видимо, изоляция во время пандемии напомнила о давней мечте о доме в пригороде. Когда заходит речь о строительстве, каждый считает себя самым умным и подозревает, что строители обманывают, «химичат», чтобы получить сверхприбыль. Рассуждают примерно так: застройщик закладывает процентов тридцать маржи, значит, можно дом построить не за десять миллионов, а за семь. И упускают из вида, что это типовые, продуманные до мелочей и масштабированные объекты, что и позволяет снизить стоимость квадратного метра.

А когда человек начинает строить сам, расходы всё растут и растут, и всё это уходит в долгострой. Так что я бы предостерег связываться со строительством. Или, во всяком случае, для начала купить готовый дом небольшой площади, который обойдется чуть дороже, чем городская квартира и станет неким «пробником» загородной жизни. И уже получив определенный опыт, браться строить дом мечты, в котором встретишь счастливую старость. Хотя как загадывать даже на десять лет?

На какую сумму стоит ориентироваться при строительстве дома?

— Стартовая цена — от 100 тысяч за квадратный метр. Да, не исключаю, что где-то можно и чуть подужаться, сэкономить. Но всё же это достаточно понятный ориентир, если говорить о доме с готовым интерьером и ландшафтным дизайном. Потому что один забор — кирпичный, основательный — обойдется в миллион. Обычно перестают считать бюджет строительства дома на стадии «коробки». Потратил на это, условно говоря, полтора миллиона, а дальше обустройство может затянуться на десяток лет. И когда озвучиваешь итоговую цифру, многих это избавляет от иллюзий.

Нонна Мордюкова и штурмовики в библиотеке

За последний год в Stebelskiy Studio разработали проекты дизайна интерьера для «Кванториума», «IT-Куба» и Центра межкультурных коммуникаций Челябинской областной научной публичной библиотеки. Обнадеживает, что в последнее время бюджетные, муниципальные организации стали находить деньги на качественный дизайн-проект, говорит Пётр Стебельский.

Расскажите о том, как создавался дизайн-проект для Публички? Библиотека была готова к столь кардинальному переформатированию пространства? Какие возникали сложности?

— На самом деле главной сложностью стало то, что мы занялись проектом перед самым карантином, когда все разъехались на удаленку. С клиентами уже привычно общаться удаленно, в чатах, иногда вообще ни разу лично не встречаемся. А друг с другом коммуникация по удаленным каналам не складывалась: дети то шумят, то спят. Приходилось закрываться в припаркованной во дворе машине и проводить там часа три-четыре за переговорами. Так как заказчик муниципальный, бюджетные средства, сроки поджимали. Пару ночей не спали — придумывали концепт, визуализировали. В итоге, как мне кажется, получилось неплохо.

Конечно, не обошлось без прений, пришлось отстаивать предложенную концепцию: сделать не просто «стильно, модно, молодежно», всё цветное и яркое, кресла-мешки и прочее, а абстрагироваться от этой избитой концепции и создать особое пространство, которое с первого взгляда можно принять не за библиотеку, а за модную кофейню. Раз есть рестораны, оформленные в стилистике библиотек, почему бы не оформить библиотеку в стиле кофейни? С окнами в пол, с барной стойкой, где выдается не лавандовый раф, а книга.

Создали достаточно консервативный интерьер, но не лишенный фактурных, интересных акцентов. С одной стороны, это современное креативное пространство, а с другой — сдержанная цветовая гамма приближает его к европейским трендам в интерьере. Думаю, если удастся воплотить проект именно в том виде, каким он был задуман, дожать до конца, ему точно найдется место в хороших интерьерных журналах. Потому что, ну правда, уже поднадоели кайфовенькие пространства для хипстеров. А здесь будет чувствовать себя в своей тарелке и молодежь, и более взрослая аудитория.

А с точки зрения функционала что новое появится?

— Это мультифункциональное пространство: здесь и хранение книг, и работа с литературой, и проведение публичных мероприятий, и коворкинг, и комната тишины для записи подкастов. Библиотеки постепенно изживают роль обычного хранилища книг: сейчас всё можно легко найти в интернете. Хотя это тоже ошибочное мнение: я, к примеру, поразился, когда увидел уникальные издания об устройстве танков на немецком языке. Во время экскурсии по библиотечным фондам наснимал кучу сторис, и знакомые тут же завалили вопросами, как туда попасть. Тем не менее здорово, что сегодня библиотеки пересматривают концепцию, идут навстречу людям, стремясь создать связи малых групп по разным интересам, стать местом встречи.

С какими еще общественными пространствами было бы интересно поработать?

— У меня вообще давняя мечта создать некий культурный центр с галереей современного искусства и выставочным пространством для временных экспозиций, которого сейчас в Челябинске в принципе нет.

Было бы классно создать арт-пространство, куда приходили бы молодежь и все, кому близка культура, — проводить мероприятия, те же архстояния, когда задается концепция, и нужно за выходные ее воплотить. Местные дизайнеры, архитекторы, художники увеличивали бы насмотренность, вовлеченность в процесс. Потому что пока человек не увидит выдающегося арт-объекта, не возникнет мысли попробовать реализоваться в этой сфере.

Держу даже в голове две подходящие площадки в Челябинске, где это можно было бы реализовать, — в центре города, с хорошей пешеходной доступностью: старая электростанция на ул. Труда и казенный винный склад в окрестностях Российской. Там, кстати, есть большой внутренний дворик, где можно было бы устраивать перфомансы. Это было бы, конечно, интересно с точки зрения реновации старых зданий еще дореволюционной постройки.

А заброшенный элеватор на Елькина?

— Это проблемная история. Если, конечно, государство вдруг не даст пару миллиардов. Потому что снести элеватор и построить на этом месте что-то заново будет гораздо дешевле, чем реновировать. Бизнесу этот проект совершенно не интересен, это должен быть широкий жест от государства — например, по федеральной программе восстановления памятников исторического наследия. К тому же реновация здания без захвата территории хотя бы в радиусе пятисот метров ничего не даст. Там же мрак совершенный: шиномонтажки, гаражи, лесопилка… Так что суммарные цифры будут просто астрономические, и это, повторюсь, должны быть не частные деньги, потому что эти инвестиции никогда не вернутся.

Какое здание, на ваш взгляд, могло бы стать архитектурным символом Челябинска?

— «Челябинск-Сити». И отели Видгофа. Если однажды человек проехал по ночному проспекту Ленина, увидел, как они светятся, то на открытке точно опознает. А сталинская застройка типовая по сути. Обычно символ города — это вид на набережную. Абрис создают Краеведческий музей и колесо обозрения.

Но Краеведческий музей уже невероятно устарел с точки зрения архитектурной концепции — это последний объект культурного назначения, который был построен в Челябинске, а прошло уже дай бог двенадцать лет. После этого ничего заметного в городе не строилось, кроме торговых комплексов.

Почему? Застройщики экономят на проектировании?

— Не думаю. Проектирование на самом деле обычно занимает один-два процента в общем бюджете проекта, и если уж на проекте экономить, что получится в итоге?

Может, есть опасения, что Заха Хадид такое нарисует, что построить в Челябинске точно не удастся?

— В любом случае даже самые дорогие архитекторы действуют все равно в рамках обозначенного бюджета. Или просто не берутся за проект, если понимают, что это всё равно останется нереализованным — зачем в таком случае вообще возиться, время зря тратить?

А у вас много проектов уходит в стол?

— Не особо. Бывает, что в проектах, связанных с бюджетными организациями, где всё очень подвержено политическим настроениям, сменился руководитель — бац! — всё заморозили. Случается, что и крупные коммерческие предприятия вынуждены отложить проект на неопределенный срок из-за недостатка финансирования. Но, к счастью, это происходит нечасто.

«Зарядье» вместо недостроя конгресс-холла

Летом 2020 г. Stebelskiy Studio представила рендеры проекта благоустройства территории вдоль улицы Лесопарковой в Челябинске, выполненного по заказу застройщика жилого комплекса: на месте парковки появится прогулочная зона с ландшафтным дизайном и велодорожкой.

Мог бы в Челябинске появиться свой парк «Зарядье»?

— Почему нет, была бы политическая воля. У парка «Зарядье» бюджет был 400 млн руб. на гектар, это самое дорогое благоустройство в новейшей истории России. При этом новый мост с развязкой на улице Российской обошелся более чем в миллиард. При том что этот конгресс-холл никому не уперся, это был изначально обреченный на неудачу проект.

А пока в центре города протекает река, вокруг которой ничего не происходит. У Торгового центра сделали неплохое благоустройство, но опять же нет якоря, ради которого туда стоило бы прийти. Я, к примеру, с большим удовольствием бы прошел по экскурсионному маршруту на катерке или даже надувной лодке.

А есть удачные, на ваш взгляд, примеры благоустройства?

— Я большие надежды связываю с проектом благоустройства территории между двумя свечками-новостройками с выходом на улицу Лесопарковую, который мы сейчас завершаем. Девелопер уже провел некий тест на пространстве у «Белого рынка» и понял, что это работает: привлекает на улицу не только жителей прилегающих кварталов, но и из других районов города, и вот этот хороший, классный движ можно сделать на протяжении всего квартала. Участок дороги у высоток, который сейчас представляет собой асфальтовое поле, станет более дружелюбным: количество мест на парковке сократится, зато появятся деревья, сделаем подпорную стену, в которую будут интегрированы скамейки, возможно, у ресторана «Белочка» появится летник. Во всяком случае, это даст возможность отгородить фасады домов от бесконечной парковки, где машины стоят как попало. Появится первая велодорожка в центре города, по всем правилам: с красным асфальтом, интегрированная в транспортную сеть. Кроме того, на ул. Сони Кривой, если судить по техническому заданию, есть задумка убрать старые столбы электроосвещения и спрятать целый ворох проводов под землю, останутся только провода для троллейбусов. Публика там живет далеко не бедствующая, запросы высокие, и ожидания от жилья бизнес-класса должны оправдываться.

А вы бы где в Челябинске с удовольствием жилье купили?

— Мне поселок «Привилегия» в свое время понравился: классная концепция, жаль только, что находится в медвежьем углу. Почему бы что-то подобное не построить на месте «Академ Риверсайд»? При малоэтажном строительстве плотность населения на гектар не сильно снижается, но это был бы дружелюбный район. На самом деле много земли в городе, где могла бы появиться вторая «Привилегия», но строят всё равно 16-этажные дома. Застройщики стали заложниками постоянного снижения стоимости квадратного метра, уже не получится прогрессировать без кардинального подъема: не на 10-15 тысяч, а на 25-30 тысяч. То, что сейчас продается за 40-50 тыс. руб. за «квадрат», должно стоить 70-80 тыс. руб., чтобы застройщик мог создавать более-менее комфортную среду.

Но всё же в конечном счете упирается в платежеспособный спрос?

— Давайте представим: у человека, допустим, есть 3 млн на покупку квартиры. И сейчас на эти деньги он может позволить себе «трёшку» на 77 кв. м. А если бы квадратный метр стоил под сотню, он бы купил себе студию и о большем даже не мечтал. Или взял бы ипотеку не на десять лет, а на двадцать.

Нигде в мире нет квартир по сто «квадратов». «Двушка» — за счастье. А мы метры разогнали в квартирах, а стоимость жилья теперь не получается поднять до адекватного уровня. При этом можно жить на более компактной площади и не чувствовать себя ущемленным в плане комфорта.

В целом проблема Челябинска в том, что он просто гигантский. Все говорят, что в городе мало зелени, но если поднять дрон в воздух, то видно: весь город — в непонятных зеленых пятнах. Куча свободных участков, заброшенных пустырей, а разрастается «Парковый-2». Неорганизованный пригород и создает эту ежедневную маятниковую миграцию.

Замечаете позитивные изменения городской среды в Челябинске?

— Пока не очень. Предыдущие два губернатора не разделяли философии дружелюбной, развернутой к человеку городской среды, накопился огромный общественный негативный фон: людям просто надоедает, когда ничего не происходит положительного. Поведение прошлых градоначальников иногда вообще поражало: что мешает зайти в интернет и почитать отзывы? Нужно быть вообще не вовлеченным в процесс, чтобы так демонстративно игнорировать общественное мнение. Видел, что привели в порядок разделительную полосу на проспекте Ленина, застелили рулонный газон — посмотрим, приживется ли всё это. На Алом поле интуитивно сквер правильно подновили и следят безукоризненно: даже когда зимой каждый день валит снег, расчищают спортплощадку до резинового покрытия. Одно из лучших мест в городе стало для прогулок. А в парке им. Терешковой, честно, просто прослезился — столько факапов допущено, огромную сумму придется вложить, чтобы исправить. Думаю, когда в Челябинске сузят первую дорогу, и при этом объективно никто не пострадает, это станет огромным шагом навстречу жителям города.

К сожалению, часто случается, что на картинке проект благоустройства выглядит красиво, а реальность разочаровывает.

— В сфере госзакупкок много проблем, но постепенно идет к тому, что стоимость исполнения контракта перестает быть решающим фактором. В первую очередь — репутация подрядчика, сроки, гарантии качества и цена. Даже если в договоре это не прописано, мы осуществляем авторское сопровождение проекта. Реализованный проект — это контент, история, которую мы будем показывать будущим заказчикам. Поэтому, даже если авторский надзор не оплачивается, я все равно буду каждый день приезжать, смотреть, следить. Живая фотография реализованного проекта — самая ценная составляющая после гонорара. А иногда и на одном уровне.

Меня, признаться, удручала история, когда Лев Владов (основатель сообщества «Челябинский урбанист» — прим. ред.) критиковал, что конкурс по мощению набережной еще не отыгран, а работы уже идут полным ходом. Он, конечно, прекрасный маркетолог и знает, как привлечь внимание аудитории. А подрядчик, скорее всего, делал это на собственные деньги и под огромные риски. Потому что ФЗ-44 устроен так, что иначе не получается. Деньги выделяются весной, начинают искать исполнителя, рабочее проектирование занимает пару месяцев, потом отыгрываются аукционы на тендеры — и уже, дай бог, июль, а то и август. Вот и не успевают ничего сделать до зимы. Сильно исправило бы ситуацию, если бы финансовый год переносился на осень: выделялись деньги, зимой выдавались задания на проектирование, и к началу сезона отыгрывались аукционы. Или уже переносить реализацию на год. Вот, сейчас архитектура объявила два конкурса по скверам: у отеля «Виктория» и у ДК «Строитель». Второй проект мы сейчас отрисовываем, а реализовываться это всё будет уже в следующем году, чтобы не было бешеной гонки, которая идет во вред качеству — с чувством, с толком, с расстановкой.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.