«Наблюдается тренд: традиционные каналы частично затухают и параллельно происходит бурный рост онлайн-каналов. Насколько эти тренды долговечны?» — рассуждает генеральный директор Tele2.
Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2:
— Пандемия повлияла не только на Россию: и в европейских странах, и в Китае существенно упал ВВП. Где-то он сразу вернулся на прежний уровень, а где-то — как в части европейских стран — продолжается снижение. Пострадала розничная торговля — многие точки были просто закрыты, а если и нет, то потенциальные посетители предпочитали пользоваться онлайн-платформами, чтобы не посещать места скопления людей. На уровень безработицы ситуация также не оказала положительного влияния.
Пандемия ускорила цифровую революцию
— Что же произошло в России? Очевидно, что экономика приняла довольно сильный удар. Если сравнивать апрель к апрелю, квартал к кварталу или первое полугодие 2019 и 2020 годов, то прослеживается общая тенденция падения экономики. Ощутимые последствия пришлись на розничную торговлю.
Люди практически перестали посещать торговые центры — их наполняемость упала более чем на 25%. Даже сейчас, хотя ситуация нормализуется и нет административных барьеров, трафик не вернулся. И непонятно, вернётся он или нет на прежний уровень.
Одновременно с этим мы наблюдаем бум онлайн-каналов. Популярные сервисы доставки, такие как «Яндекс.Еда», Delivery.Club, увеличили совокупную выручку более чем в три раза. Это происходило за счёт традиционного ритейла. Если мы посмотрим на не связанные непосредственно с бизнесом каналы потребления — музеи, театры, гостиницы и туризм, то там мы также увидим существенный провал в десятки процентов.
Наблюдается тренд: традиционные каналы частично затухают и параллельно происходит бурный рост онлайн-каналов. Насколько эти тренды долговечны? Закрепления потребительского поведения, которое мы видели в апреле-мае, не произошло в полном объеме. Но цифровая революция длилась в течение последних лет, а пандемия ускорила все тренды как минимум на год.
Москвичи уехали в область
— Интересные данные мы получили из геоаналитики. Москва — первый город, который столкнулся с распространением эпидемии. Мы увидели, что люди практически исчезли из города. Если мы сравним помесячную миграцию 2019 и 2020 годов, то увидим, что в Москву с начала летнего сезона приехало гораздо меньше людей, а уехало гораздо больше.
Куда они уехали? Если смотреть по неделям, то люди массово уехали в Московскую область, многие переместились в соседние регионы. В начале апреля доля уехавших из столицы подобралась к 20% и по-прежнему не снижается.
С приходом лета поменялись территории, куда отправляются москвичи. Добавились курорты Черноморского побережья, Краснодарский край — в эти регионы идет большой приток населения, а Москва пока остается относительно опустевшим городом. Большой вопрос: что случится в сентябре? Пока в планах — открытие школ и университетов в привычном офлайн-режиме. Но у многих есть опасение по поводу последующих волн эпидемии. Поэтому большой вопрос, вернутся ли люди в города в таком масштабе, в котором они жили в них в прошлые годы, или продолжат работать в удалённом режиме из Московской и соседних областей.
Телеком — бенефициар пандемийной истории? Это заблуждение
— Есть общее заблуждение, что телеком стал, в отличие от большинства отраслей, этаким бенефициаром пандемийной истории, заработал много денег. К сожалению, это не так. Конечно, у нас ситуация не такая, как в туристической индустрии, где не стало около 90% выручки. Но говорить о росте доходов преждевременно.
Во-первых, мы увидели резкий рост трафика, при этом мы не можем сказать клиентам: «Наступил сложный период, и теперь у вас будет плохой интернет». А за поддержанием хорошего качества стоят серьезные инвестиции.
У нас были планы по развитию сети, но обычно они идут на укрепление инфраструктуры в крупных городах, а на этот раз рост трафика произошел вопреки прогнозам, например, в сельской местности. Динамика прироста трафика в южных территориях увеличилась примерно в два раза по сравнению с прошлым годом. То же касается востока страны — курорты Алтая, Байкал и все населённые пункты рядом — Сахалин, Приморский край. Мы не прогнозировали на этих территориях такого увеличения нагрузки.
Поэтому экстренно компания переориентировала планы и направила денежные средства на развитие и усиление сетей в этих локациях. В то же время возникли проблемы со строительно-монтажными работами: было много ограничений. Тем не менее пандемия заставила мобилизоваться, и мы начали строить быстрее, чем в прошлом году. Тот уровень проникновения услуг, который у нас есть сейчас, мы могли планировать примерно на 2022 год.
Сегодня уровень потребления в областных городах сохраняется, но нам нужно технически готовиться и к тому, что люди будут возвращаться в крупные города.
Во-вторых, мы увидели, что часть SIM-карт перестала пополняться. Да, оставшиеся SIM-карты показали существенный рост трафика, но это не приводит к росту выручки, расходуемый трафик по-прежнему оставался внутри пакета — на телеком-рынке в рамках конкурентной борьбы существует много объемных пакетных предложений. В обычной жизни люди выбирают именно эти варианты и не слишком придирчивы, у них 3-4 SIM-карты для разных целей. Во время пандемии выбор делается гораздо более тщательно: человек оставляет 1-2 SIM-карты с оптимальными тарифными планами и расходует включенный в абонентскую плату пакет целиком.
С одной стороны, мы видим рост затрат и капитальных инвестиций, с другой — отсутствие роста выручки и уменьшение количества активных SIM-карт. Кроме того, часть сервисов частично или полностью отсутствует: очевидно, что нет международного роуминга, сократились бизнес-SMS-рассылки и так далее. Постепенно ситуация улучшается, но по-прежнему мы далеки от уровня, который был до пандемии.
Что касается нашего B2B-направления, то мы видим — часть компаний исчезли и непонятно, вернутся ли и в каком объёме. При этом многие, кто продолжает работу, перешли на дистанционный формат, а значит, им нужно больше интернета. Нам удалось нарастить количество клиентов и выручку в этом сегменте прежде всего за счет тех компаний, которые ушли на удалёнку. Но нельзя сказать, что есть единый тренд по B2B в период сложной ситуации.
Zoom стал новым стандартом бизнес-общения
— Самое популярное, что в пандемию интересовало людей, — это, несомненно, фильмы, трансляции концертов, приготовление еды известными поварами, виртуальные путешествия. В целом пандемия дала толчок тем сервисам, о которых раньше кто-то знал, но не особенно активно пользовался. О платформе Zoom, наверное, кто-то знал и до марта 2020 года, но это была нишевая маленькая история. Теперь эта программа стала новым стандартом бизнес-общения. То же касается онлайн-образования, общения с докторами. Сегмент рутинного общения и консультаций будет переходить в онлайн.
Розница станет шоурумом
— Нет сомнений в том, что мы будем видеть общее снижение количества торговых розничных точек. Я думаю, и до последних событий было понятно, что сотовая розница в России во многом избыточна. Для столь зрелого сегмента во многом стагнирующего рынка такое количество торговых точек не нужно. Это побочное явление острой конкурентной борьбы.
Думаю, сейчас произойдёт осмысление. Теперь люди распробовали и готовы многие вещи делать онлайн. Зачастую простые вещи не потребуют похода в офлайн-магазин, например, человек хочет купить SIM-карту или задать вопрос — всё это будет проходить не в рознице. От формата пластиковых карт мы уйдём в ближайшие годы к удалённой идентификации абонента и скачиванию электронного кода на телефон без физического похода куда-либо.
В перспективе можно говорить о сокращении точек на 10%. Думаю, классическая розница будет сдвигаться в сторону экспириенс-шопов, куда люди приходят за ощущениями, которые не передает офлайн, решением непростых задач либо за знакомством со сложным продуктом. Магазинов станет меньше, но они станут больше и будут похожи на демонстрационные залы.
Про страхи вокруг 5G
— История радиофобии не нова. Время от времени возникают протесты населения, которые строятся на далеких от науки гипотезах. Считается, что есть вред здоровью и психическому состоянию от инфраструктуры сотовой связи. Здесь, наверное, наша задача — проводить разъяснительную работу. В России нормативы по безопасному излучению как минимум в 10 раз жёстче, чем в Европейском союзе, и они очень четко исполняются, за этим следят надзорные органы. Нет никакой научной доказательной базы на тему того, что 5G — это опасно. Паника, по сути, вызвана боязнью просто чего-то нового и непонятного, так что нужно заниматься просветительской работой.
Да, сейчас новая волна, которая объединила 5G и коронавирусную повестку. Во многих странах в прошлом году были запущены сети 5G, а в этом году этот факт без каких-либо реальных доказательств связали с пандемией. В некоторых странах вышки ломали, поджигали. Тем не менее в России сетей 5G нет, а эпидемия была. Сейчас вместе с уходом активной фазы заболеваемости эта история немного стихла.
В России на сегодня есть только пилотные зоны 5G. У нас развернута такая зона на Тверской улице в Москве, на протяжении от Кремля до Садового кольца. Во-первых, широкому распространению технологии мешает отсутствие частот — государство не решило вопрос с выделением необходимого диапазона. Во-вторых, в странах, где запущена технология 5G, пока нет устойчивого платёжеспособного спроса. Да, появляются телефоны с модулем для поддержки этой технологии, мы даже видим их в своей сети. Но объяснить потребителю, зачем это нужно и зачем платить больше, пока сложно.
Прошлый год был переломным — многие страны запустили 5G. Пока каких-либо новых сервисов, которые базируются только на 5G, ещё нет. На данном этапе появление 5G решит всего лишь две задачи: частично разгрузит сеть 4G, а также станет элементом престижа — люди будут пользоваться этой технологией просто потому, что она новая, а не потому, что она им нужна.
Так что поезд пока не ушёл, но нам как стране стоит ускориться. Со временем эта технология с точки зрения надёжности сети позволит закрывать некоторые пробелы, которые не покрываются 4G. Скорость реакции между девайсом и сервером может стать гораздо быстрее.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.