От Танкограда – к Технограду. Эксперты – о проекте стратегии Челябинска

«Если перевести заумные англицизмы на нормальный, понятный язык, то получится, что миссия – вызывать у образованных людей желание жить в Челябинске. Нужно убрать из стратегии имперские амбиции».

В челябинской мэрии прошло первое публичное обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 года. Соорганизатором мероприятия выступил «Деловой квартал».

«Жители Челябинска крайне болезненно воспринимают то, что у города пропала стратегическая, миссионерская цель, – отметил, предваряя дискуссию, заместитель главы города по Челябинску по экономическому развитию и инвестициям Олег Извеков. – Для челябинцев, как показали маркетинговые исследования, принципиально важно, чтобы город находился в федеральной повестке, выполняя серьезные, глобальные задачи государственного масштаба. И второе – несмотря на готовность прикладывать сверхусилия для достижения глобальной цели, большинство челябинцев хотят жить хорошо, с комфортом, не в 2035 году, а здесь и сейчас. Соответственно, говорить: «Потерпите еще лет десять-пятнадцать, и наступит счастье» – не приходится».

Как показал анализ социально-экономического положения города, сегодня слабыми сторонами являются диспропорция в отгрузке с преобладанием металлургии и машиностроения (более 60%), износ основных фондов предприятий (около 50%), сдержанный объем инвестиций (79 млрд руб.) и инноваций (60 млрд руб.), невысокая средняя заработная плата – 43,8 тыс. руб. Не добавляют позитива и неблагоприятная экология (211 тыс. т выбросов в год и 186 место в экологическом рейтинге страны), падение численности и низкая плотность населения, устаревший общественный транспорт, низкое качество городской среды, криминогенная обстановка.

«В плане стратегических мероприятий есть базовая часть, которая должна быть реализована в обязательном порядке, даже если над городом пять метеоритов пролетят. И для Челябинска это экология. Это не значит, что все заводы будут вынесены за черту города. Инновации – это про качественные изменения промышленности, бережливое производство. Власти города не имеют полномочий, чтобы принудить крупный бизнес включиться в процесс трансформации – все таки у нас рыночная экономика. Но нам под силу изменить правила игры, сделать так, чтобы бизнесу это стало выгодно, чтобы это привлекло новых инвесторов  – и это настоящий вызов», – говорит Олег Извеков.

Как акцентирует внимание представитель экологической группы «Эконет» Денис Константинов, технологических барьеров для разрешения экологических проблем в Челябинске нет: технологии, которые позволяют нивелировать вредные выбросы промышленных предприятий, давно известны и обкатаны и просто лежат на полке в ожидании своего часа. И если бы регион поставил амбициозную цель стать центром компетенций по экотехнологиям, это было бы не только позитивно воспринято его жителями, но и вывело регион на федеральный уровень.

Пока базовая гипотеза проекта стратегии – в следующие пятнадцать лет Челябинск должен пройти трансформацию от Танкограда к Технограду.

«Стратегия  – с одной стороны, документ эмоционально утвержденческий, а с другой – сугубо прагматический, оцифрованный, – говорит Олег Пермяков, директор Корпорации «СТРАТУМ». – И логика выстраивается следующая: люди (а сегодня в Челябинске проживает миллион двести тысяч) должны иметь средства к существованию. Где они будут зарабатывать деньги в 2035 году – большой вопрос. Сейчас прослеживается целый ряд тенденций, которые в совокупности говорят о том, что количество рабочих мест будет сокращаться. В той или иной степени избыточную высвобождающуюся рабочую силу абсорбирует бюджетный сектор, где сегодня заняты уже 24 млн жителей страны. Но все же в основном платить зарплату людям будет бизнес. И в связи с этим вопрос: почему бизнес должен прийти в Челябинск или остаться здесь и расширяться? А причины всегда только три: либо уникальные ресурсы, либо объемный рынок сбыта, либо особые условия».

В 2019 г. доходы городского бюджета составили 45,5 млрд руб., при этом более двух третей этой суммы (69,8%) составили безвозмездные трансферты. Следующими по значимости статьями поступлений стали НДФЛ (13,3%) и УСН (5,9%). Расходы бюджета составили 46,2 млрд руб., и почти половина (47,1%) приходится на образование, еще 14,2% – на социальную политику и 14,6% – на нацпроекты. Проект стратегии предполагает, что за следующие пятнадцать лет доля обрабатывающих производств снизится на 7,2% до 22,3%, доля оптовой и розничной торговли – на 3,6% до 13,2%, зато возрастет доля IT и телеком-сектора на 7,2% до 9,7%, а также образования и научной деятельности – на 2,6% до 9,4%.

«Стратегия – документ военный, захватнический, и должен быть «зубастым». Невозможно угодить сразу всем и не стоит пытаться это сделать. Пока в предложенном варианте стратегии нет ничего, что побуждало бы бизнес: ни бесплатных земельных участков, ни дешевых кредитов, – говорит управляющий партнер компании DevelopmentPRO Вахтанг Чикаберидзе. – Челябинск долгое время входил в топ-200 городов мира, потому что был миллионником, а сейчас уже выпал даже из топ-800, потому что каждый год в Китае появляются новые миллионники. Давайте не стесняться и создавать хорошую захватническую стратегию. Только, чтобы привлечь инвесторов, потребуются не просто слова, а реальные вещи».

«У Челябинска был уникальный замкнутый производственный цикл, выходящий на конечные продукты. И Челябинск, и регион в полной мере были индустриальными, и за счет компактного расположения на выходе получался продукт с высокой добавленной стоимостью. Сейчас в области развиваются либо добывающая промышленность, либо производства первого передела. У предприятий той же пищевой отрасли, продукция которых известна далеко за пределами региона и даже страны, нет никакой логики, чтобы здесь оставаться. Нет ассоциаций, что Челябинская область – это экологически чистый регион, который имеет предпосылки и компетенции, чтобы выпускать сельскохозяйственную продукцию», – говорит генеральный директор РИА «Иероглиф» Дмитрий Довбня.

Ключевым, базовым ориентиром стратегии социально-экономического развития Челябинска стала ставка на создание экологичного зеленого города, при этом в качестве приоритетных направлений вынесены и совершенствование градполитики, создание современной системы общественного транспорта и комфортной городской среды.

«Челябинск долгое время жил в логике больших производств. Был мощный потенциал, который привлекал людей со всей страны. Логика архитектуры была спланирована в годы первых пятилеток – рабочие поселки возникали вокруг заводов, потом появились первые спальные районы, и возникла потребность перевозить большие массы рабочих утром и вечером. Возникла идея со строительством метро. А сейчас город живет в совершенно другой логике. Менталитет города изменился. На самом деле Челябинск – уже давно не индустриальный город. Без всяких уничижительных коннотаций это город буржуазии, бюргеров. При этом многие не рассматривают Челябинск как постоянное место жительства, а как перевалочную базу», – констатирует Дмитрий Довбня.

«Если говорить о глобальной задаче, то сегодня у Челябинска появляется шанс показать, как может качественно измениться обычный промышленный российский миллионник. И это может стать той самой миссией, которая вернет город в федеральную повестку и будет при этом однозначно позитивно воспринята его жителями», – говорит Олег Извеков.

Как отметил главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов, совершенствование градостроительной политики выразится в стремлении к плотному, компактному городу. «Генеральный план сейчас пересматриваем буквально под лупой, и доработки, которые появятся, связаны с дифференциацией плотности застройки в центре и на окраинах. Есть понимание, что львиная доля работоспособного населения в скором времени уйдет во фриланс, и необходимо предоставить возможность жить и удаленно работать в любой точке города. Это концепция 15-минутного города, когда все под рукой, в пешей доступности. Второй важный момент – концентрация общественных, развлекательных, образовательных сервисов поблизости от набережной. Челябинск пока в этом плане аномальный город, центр которого никак не связан с рекой. Хотя в генплане это было предусмотрено, и были  даже определенные градостроительные шаги предприняты: построены на набережной Дворец спорта «Юность», Торговый центр. Но затем сосредоточение центра переместилось на проспект Ленина, в пространство между Челябинским тракторным заводом и научно-образовательным центром. Сейчас в городе громадный потенциал в виде неосвоенного пространства возле реки. И заключительный момент – объекты регионального и даже федерального значения, которые должны появиться в Челябинске, в том числе – центры по подготовке по Олимпийским видам спорта».

Экономист Сергей Гордеев обращает внимание на то, что Челябинск – сложный, ассиметричный агломерационный центр, а потому необходимо глубоко изучить и проблемы городов-спутников. В том, что стратегию социально-экономического развития города необходимо увязать с агломерацией, согласен и доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев. «Как показали исследования, проведенные при разработке комплексной схемы движения общественного транспорта, примерно четверть активного населения Копейска каждый день приезжает в Челябинск, а если взять западный берег Шершней – это более пятидесяти процентов жителей. Огромная суточная миграция. В Сосновском районе возводятся новые жилые кварталы, а транспортной инфраструктуры практически нет.  А потом начинают звучать странные предложения вырубить городской бор, чтобы расширить дорогу. Как можно рассматривать только градостроительную политику Челябинска в отрыве от городов-спутников?», – рассуждает эксперт.

О создании более крупных агломераций, включающих несколько городов-миллионников Уральского региона, речи пока не идет. Конкурентными преимуществами в сравнении с соседними миллионниками эксперты традиционно называют удачное географическое положение, сложившийся центр промышленности с узнаваемыми в России брендами предприятий металлургии, машино- и приборостроения, пищевой и легкой промышленности, агрокомплексов, а также обеспеченность квалифицированными кадрами и низкую стоимость трудовых ресурсов для бизнеса.

«Сейчас в проекте стратегии значится, что конкурентами Челябинска являются Екатеринбург и Уфа, а Тюмень и Курган находятся в зоне влияния. Если ничего не изменится, скоро Челябинск окажется в зоне влияния Тюмени, – говорит Дмитрий Довбня. – Мы не можем позволить себе иметь конкурентов ближе двух тысяч километров – это логистическое плечо – и поэтому должны не конкурировать с Екатеринбургом и Уфой, а искать варианты синергии. Если вступим в конкуренцию – проиграем».

По мнению управляющего партнера DevelopmentPRO Андрея Бодрягина, в стратегии стоит видеть не конечную цель, а непрерывный процесс по повышению управляемости города. «Города различаются сегодня только степенью разорванности – между элитами и демосом, центром и окраинами. И я четко вижу эту разорванность в Челябинске», – говорит эксперт.

Сейчас в проекте стратегии миссия Челябинска сформулирована как «концентрация интеллектуального капитала, генерирующего инновации». «Если перевести заумные англицизмы на нормальный, понятный язык, то получится, что миссия – вызывать у образованных людей желание жить в Челябинске. Нужно убрать из стратегии имперские амбиции и просто говорить о том, как сделать так, чтобы люди хотели здесь жить, а бизнес – работать», – считает основатель сообщества «Челябинский урбанист» Лев Владов, отмечая, что необходимо закрепить в нормативных актах обязанности мэра по исполнению стратегии. «За последние три года сменились три мэра. Мы страдаем от хрупкости системы: каждый новый градоначальник перекраивает город по-своему. А хотелось бы, чтобы новый мэр нажал кнопку на компьютере – и перед его глазами появился план работы на месяц, на год вперед в соответствии со стратегией. И не возникало ситуаций, когда вдруг сваливается миллиард на благоустройство и чиновники в растерянности: куда бы эти деньги пристроить?», – иронизирует урбанист.

«Меньше всего хочется сделать документ, который ляжет «в стол». Стратегия должна быть разработана таким образом, чтобы не только стать дорожной картой, но и обеспечить управленческую преемственность. За исполнением мероприятий, которые прописаны в стратегии, должны следить жители, а ответственные лица – публично отчитываться каждый год о проделанной работе и достигнутых результатах», – убежден Олег Извеков.  

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.