«Челябинск так и остался Танкоградом». Вице-мэр Олег Извеков – о будущей стратегии города

«В плане стратегических мероприятий есть базовая часть, которая должна быть реализована в обязательном порядке, даже если над городом пять метеоритов пролетят. И для Челябинска это экология».

Вчера в администрации Челябинска прошло первое публичное обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 года, соорганизатором мероприятия выступил «Деловой квартал».

Олег Извеков, заместитель главы города по Челябинску по экономическому развитию и инвестициям:

- Стратегии социально-экономического развития Челябинска как таковой еще нет. В ходе серии встреч с представителями бизнеса и общественности обсуждается не готовый проект, а подходы, глоссарий, видение будущего города. Плюс хотелось бы проверить ряд гипотез, которые уже выработаны совместно с экспертами, и услышать суждение лидером мнений на это счет, в том числе конструктивную критику.

Если сейчас в Москве, Питере или Краснодаре провести уличный опрос, чтобы выяснить: что условный житель города слышал о Челябинске, какие ассоциации рождаются в его голове – то после длительного мычания можно услышать в ответ: «В войну там делали танки» или «Сейчас там неважно обстоят дела с экологией». Любители спорта после некоторых раздумий вспомнят хоккейную команду «Трактор», а любители искусства и культуры – «Нашу Рашу» со всеми вытекающими последствиями. Вот какое представление о Челябинске у жителей страны, которые никогда здесь не были. Вот такая айдентика у города. С этим можно соглашаться или спорить, на это можно обижаться, это может расстраивать, но правильнее, как мне кажется, просто принять это как данность: в текущей точке мы находимся вот здесь, и, отталкиваясь, двигаться дальше.

Обсуждение стратегии началось не вчера – подготовительная работа велась на протяжении двух лет. В частности, уже проделана огромная работа по подготовке методологии для разработки маркетинговой стратегии Челябинска, проведены стратегические сессии, которые выявили ряд важных тезисов.

Прежде всего, жители Челябинска крайне болезненно воспринимают то, что у города пропала стратегическая, миссионерская цель. Потому как для челябинцев, как оказалось, принципиально важно, чтобы город находился в федеральной повестке, выполняя серьезные, глобальные задачи государственного масштаба. Сейчас, когда подобной цели – во всяком случае, видимой, явной – нет, челябинцы чувствуют себя, мягко говоря, дискомфортно.

И второе – несмотря на готовность прикладывать сверхусилия для достижения глобальной цели, большинство челябинцев хотят жить хорошо, с комфортом, не в 2035 году, а здесь и сейчас. Соответственно, говорить: «Потерпите еще лет десять-пятнадцать, и наступит счастье» - не приходится. Это тоже важный тезис, который необходимо принимать во внимание при разработке стратегии социально-экономического развития города.

И самая большая боль – Челябинск уже лет тридцать не имеет общей объединяющей цели.  Кто мы, челябинцы? Что мы значим для страны, для мира? Не получая ответов на эти вопросы, мы перестали быть горожанами и стали обычными сожителями. И это печально. Это одна из самых главных фантомных болей Челябинска, не решив которую, дальше не продвинуться.

Но есть и хорошие новости: все это Челябинск проживал в своей истории уже не раз. Город был основан с хорошей, понятной стратегической целью: стать пограничным форпостом. К сожалению для Челябинска, границы империи достаточно быстро откатились еще дальше на восток и юг, и крепость утратила значимость. Челябинск на много десятилетий пропал в безвестности, уральскими брендами были Златоуст, Троицк, Оренбург, Касли. Но в начале XX века возник Транссиб, и перед городом появилась новая стратегическая цель: стать большим логистическим хабом. Потом пути передвинулись чуть севернее, и город снова потерял айдентику. Вплоть до 1941 года, когда во время Великой Отечественной войны во ходе эвакуации сюда переместили огромное количество предприятий. Такой миграции уникальных профессиональных кадров никогда прежде не было и это вряд ли когда-нибудь повторится. Челябинск стал Танкоградом, а после окончания войны – Щитом страны, Опорным краем державы, который стоит на страже мира и порядка. И с этим сознанием Челябинск жил до 1991 года, когда вся эта история закончилась. А новая так и не началась. Сегодня молодые люди стесняются города, в котором живут.

Так что на самом деле взлеты и падения в своей истории Челябинск уже переживал, но в последние годы на фоне остальных городов-милионников выглядит недооцененным.

При разработке стратегии есть известная проблема. Если взять стратегию условного города N и закрыть название города, то можно с легкостью подставить любой другой: Саранск, Саратов, Воронеж, Урюпинск. Везде одни и те же слова: мы боремся за человеческий капитал, повышаем ВРП на душу населения, среднюю численность жителей и так далее. Там нет уникальности, совсем нет. А это главное.

Стратегическая цель – это как раз определение некой уникальности и ценности города в будущем. А стратегия – своего рода карта. Разные надстройки могут подстраиваться реактивно, в соответствии с быстро меняющимися реалиями жизни, потому что за 15 лет может измениться буквально все, но стратегическая цель должна сохраняться.

К слову, официальная стратегия развития Екатеринбурга тоже мало чем отличается от остальных, но там еще пятнадцать лет назад придумали вдобавок к стратегии и некий бренд города – «Финансовый центр Урала и Сибири». Хотя в то время Екатеринбург был серым промышленным  городом с разбитыми дорогами. Но раз была такая цель поставлена, потребовался и свой Уолл-стрит с офисными небоскребами, и представительство мирового банка, и прочее.  А Челябинск так и остался Танкоградом. Теперь вопрос: сколько танков было выпущено в прошлом году? Это, конечно, военная тайна, но, полагаю, не так много, чтобы по праву носить за это звание.

В плане стратегических мероприятий есть базовая часть, которая должна быть реализована в обязательном порядке, даже если над городом пять метеоритов пролетят. И для Челябинска это экология. Это не значит, что все заводы будут вынесены за черту города. Инновации – это про качественные изменения промышленности, бережливое производство. Не стоит забывать, что именно в Челябинске зародился термин «Белая металлургия». ЧТПЗ – это уже кластер промышленного туризма. По пути качественных изменений промышленных предприятий надо идти, а не огульно требовать закрыть заводы.

Власти города не имеют полномочий, чтобы вынудить крупный бизнес включиться в процесс трансформации – все таки у нас рыночная экономика. Но нам под силу изменить правила игры, сделать так, чтобы бизнесу это стало выгодно, чтобы это привлекло новых инвесторов  – и это настоящий вызов.

Следующая история – это условная страховка, то есть мероприятия, которые железобетонно будут позитивно восприняты и изменят в лучшую сторону повседневную жизнь горожан, здесь и сейчас. Это иная градостроительная политика, современный общественный транспорт и комфортная городская среда. Если же говорить о глобальной задаче, то сегодня у Челябинска появляется шанс показать, как может качественно измениться обычный промышленный российский миллионник. И это может стать той самой миссией, которая вернет город в федеральную повестку и будет при этом однозначно позитивно воспринята его жителями.

Не хочется сделать документ в стол. Стратегия должна быть проработана так, чтобы в 2025 году вице-мэр по экономическому развитию, кто бы в то врем я не занимал это место, мог открыть документ и получить дорожную карту на год. Чтобы была обеспечена управленческая преемственность. И за исполнением мероприятий, которые прописаны в стратегии, должны следить жители, а ответственные лица – публично отчитываться каждый год о проделанной работе и достигнутых результатах.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.