Вице-мэр Александр Егоров – о «раззаборивании», песчаном пляже у «Родины» и аукционах

«У «Мегаполиса» появится современное общественное пространство, не «озаборенное», проницаемое. А уже через год выстроится благоустроенная набережная протяженностью в полтора километра».

В феврале глава Челябинска Наталья Котова объявила, что впервые за всю историю в структуре администрации появится вице-мэр, который сосредоточится на проблематике городской среды. На эту должность был приглашен Александр Егоров, который руководил отделом оптимизации движения ГУП «Мосгортранс», а также курировал отделение движения Probok.net в родной Твери и возглавлял общественное объединение «Лаборатория удобный город». Александр Егоров был глубоко погружен в проблемы общественного транспорта, обеспеченности парковочными местами во дворах и, в частности, стал соавтором свода правил градостроительного проектирования улиц и населенных пунктов. В интервью CHEL.DK.RU Александр Егоров рассказал о песчаном пляже, который должен появиться на месте заболоченной заводи на реке Миасс в центре города, ожиданиях от реформы общественного транспорта и реакции на выпады хейтеров.

О челябинском воздухе и  трамваях

Из всех городских чиновников вы, наверное, наиболее активно присутствуете в социальных сетях: выкладываете фотографии благоустройства улиц, комментируете сообщения в телеграм-канале о городской среде. Это некий публичный отчет о проделанной работе?

- На самом деле то, что появляется в соцсетях – это лишь вершина айсберга. Людям же не интересно читать о том, как мы перестраиваем систему изнутри, какие программы по благоустройству принимаем, как боремся за ресурсы, за деревья и газоны на месте парковок. Вот это все неинтересно. Соцсети – это, прежде всего, красивая картинка: чтобы люди видели реальные дела, перемены – пусть даже маленькие и незначительные. При этом за прошедшие полгода проделан огромный скачок вперед в части стратегического планирования развития города. Например, пока приостановили утверждение генплана.

В предложенной редакции генплан совершенно не учитывал современные тренды развития городов, а продолжал, по сути, тенденции последних десяти-пятнадцати лет.

Мы с Павлом Крутолаповым (главный архитектор Челябинска – прим. ред.), с которым сейчас работаем в связке, видим город в совершенно другом ракурсе:  с хорошей пешеходной связанностью, с разветвленной сетью общественного транспорта и, главное, компактным.

Поэтому, если выделять ключевые направления, которые спасут город, позволят сохранить молодежь и ценные кадры (потому что из Челябинска сейчас все вытягиваются, как пылесосом – в Екатеринбург, в Москву, в Петербург), то это экология, транспорт, застройка и благоустройство. Именно в такой очередности.

Все-таки экология на первом месте?

- Здесь стоит вспомнить, как Челябинск развивался исторически: город разрастался не поступательно, на протяжении столетий, а резким скачком, буквально за считанные десятилетия, и это наложило определенный отпечаток. Во-первых, по жилью: нужно было строить быстро, массово, пусть даже в ущерб комфорту. Во время войны люди перебрасывались вместе с заводами – им нужно было где-то жить. Кроме того, в то время никто не задумывался, что обратная сторона медали индустриализации – плохая экология. Я позавчера впервые побывал в Карабаше, одном из самых загрязнённых городов в России. Понятно, что прогрессивную молодёжь и высококвалифицированные кадры в города с плохой экологией не затянуть. В Челябинске выбросы тоже ощущаются, но по ночам и в выходные, видимо, когда заводы выключают фильтры. Возвращался недавно из командировки в Москву, ехал ночью из аэропорта – и сразу почувствовал едкий запах.

Поэтому первое, что нужно сделать, чтобы сохранить и преумножить человеческий капитал – наладить работу с предприятиями: возможно, отчасти перепрофилировать отдельные направления, принять волевое политическое решение и вообще отказаться от особо грязных циклов производства. Без этого никуда не продвинемся. Можно хоть миллион лавочек в городе поставить, хоть тысячу деревьев высадить – толку будет ноль, если в воздухе пыль и выбросы промышленных производств. Это главный стержень, на котором выстраивается все остальное.

Определенные шаги в этом направлении уже делаются: люди пишут в соцсетях, что еще год-полтора назад дышать было вообще невозможно, постоянно над городом висел смог, сейчас все-таки заметны улучшения.

Так, идем далее по списку: общественный транспорт. На ваш взгляд, передача челябинских автобусов, трамваев и маршрутных такси в управление региона – правильное решение?

- Пока сложно сказать. Полгода уже тянется, а сдвигов пока нет. Пока только Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области заказано большое исследование по анализу пассажиропотоков, которое, как ожидается, повлечет изменение маршрутной схемы. Я несколько раз встречался с экспертами, поделился своим видением модернизации сферы городского транспорта – посмотрим, насколько это найдет отражение в финальном документе. По сути, сейчас город замер в ожидании масштабной реформы.

Если сравнивать Челябинск с другими городами-миллионниками, действительно ли ситуация в сфере общественного транспорта настолько плачевна, что блогеры прозвали город «столицей ржавых пазиков»?

- Да, ситуация действительно катастрофическая. И дело даже не в пазиках, это на самом деле наименьшая из бед.

Дело в том, как предыдущие градостроители посредством дорожной революции, которая прогремела на всю страну, последовательно превращали Челябинск в автомобильный город, не осознавая последствий, как это негативно скажется как на пешеходном трафике, на общественном транспорте.

Исчезли десятки пешеходных переходов – в том числе к остановкам транспорта, к которым теперь можно пройти только в обход – в итоге все бегают через дорогу. Сами остановки отдалились от перекрёстков из-за нарезанных правоповоротных обособленных съездов, что поставило крест на удобных коротких пересадках между маршрутами.  Ну, и весь общественный транспорт продолжает стоять в пробках, не имея системы приоритетного проезда.

Есть надежда, что приход концессионера изменит сложившуюся ситуацию?

- Честно скажу: ни один город пока еще не проводил настолько масштабной транспортной реформы. Были разные концессии, но более мелкие. Из последних – трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге: это всего лишь несколько маршрутов, на которых в рамках концессии заменили рельсы, обновили подвижной состав. И еще в Твери – там нет рельсового транспорта, предыдущая администрация фактически уничтожила шикарнейшую сеть троллейбусов и трамваев – поэтому в концессии сделали ставку на автобусы: закупили модели единого образца, установили валидаторы (устройства для самостоятельной оплаты проезда без кондуктора – прим. ред.), сделали единый проездной на все маршруты. Но при этом так и не появилось выделенных полос и подвижной состав слишком короткий, без «гармошек». Казань и Пермь также пытались масштабно обновить городской транспорт, и это отчасти удалось, но без концессии, на финансирование из федерального бюджета.

Некоторые эксперты высказывают суждение, что это вобьет последний гвоздь в крышку гроба трамваев и троллейбусов.

- Концессия только по автобусам? Да, вполне возможно.

Разумнее в первую очередь обновить именно парк электротранспорта, который в гораздо большей степени изношен, чем автобусный.

А может, стоит совсем отказаться от трамваев и троллейбусов, если с экономической точки зрения автобус предпочтительнее?

- В экологически неблагополучном городе, как Челябинск, обязательно должен остаться электротранспорт. Это просто мастхэв. В любом случае, весь подвижной состав невозможно перевести на газомоторное топливо, часть все равно останется на грязном дизеле.

О реке и аукционах

Как продвигается благоустройство набережной? Что появится в этом году?

- На участке у Филармонии пока продолжаются строительные работы, к сожалению, с отставанием от графика. Держим ситуацию на контроле. Участок у Краеведческого музея уже замостили плиткой, установили светильники, лавочки. На следующий год запланировано благоустройство участка перед «Мегаполисом», который победил с хорошим отрывом на народном голосовании. Там сейчас широченная проезжая часть с парковкой. По Саду камней тоже есть определенное видение, сейчас архитекторы прорабатывают проект.

Что-то останется из проекта, который собирался реализовать прежний инвестор?

- Нет, там, конечно, были предложены интересные вещи, но мы придерживаемся принципиального другого подхода, не видим эту территорию как ландшафтный сад, тем более с платным входом.

Эта ценнейшая земля должна быть доступна всем горожанам – здесь должно появиться современное общественное пространство, не «озаборенное», проницаемое. Так что уже через год выстроится благоустроенная набережная протяженностью в полтора километра.

Параллельно проходят встречи объединенной рабочей группы с частными инвесторами по созданию концепции благоустройства участка набережной вдоль улицы Труда дальше до Северо-Крымской улицы.

Второй год экскаватор вычерпывает из реки ил и прочий сор, но особых изменений не заметно – полагаю, это невозможно без сужения русла?

- Да, сужение необходимо как минимум в четырех местах, где река разливается слишком широко и заболачивается. Уже презентовали проект губернатору – надеюсь, в последующие годы все-таки получится изыскать финансирование и выровнять русло. Но механическая чистка – тоже не лишняя мера: экскаватор должен работать каждый год и раза в три интенсивней.

Кстати, здесь, у «Родины», интересное место: сделана, по сути, рукотворная заводь – но ток воды недостаточный, и все зарастает камышами. Здесь мог бы появиться городской песчаный пляж. Пляж – это эмоции. Представьте: светлый песок, лежаки, большие волейбольные площадки, мостки и причалы для лодок.

Взаимодействие с водой – вообще самая главная ценность для жителей мегаполиса. В Челябинске набережная сделана по питерскому образцу – в высоких берегах и в обрамлении гранитом, нигде не предусмотрено спуска к воде. Такой ценный ресурс в центре города не должен пропадать.

Есть идеи создать закольцованный пешеходный маршрут?

- Да, буквально несколько месяцев оттачиваем с дизайнерами схему пешеходных маршрутов: там будет не только Кировка, но и проспект Ленина до памятника Курчатову со всеми прилегающими улицами и отмеченными достопримечательностями. Продумали несколько колец – протяженностью от трех часов до более коротких прогулок. Уже в ближайший месяц большие схемы появятся на остановках транспорта на местах для социальной рекламы. Эти схемы рассчитаны как на туристов, так и на обычных горожан: мы включили туда не только памятники истории, но и общественные пространства и скверы, которые привели в порядок. Есть абсолютно точная, понятная концепция благоустройства города, которую последовательно воплощаем.

О тротуарной плитке и хейтерах

Что вы включаете в понятие «городская среда»?

- В первую очередь это улицы. Главная проблема дорожной революции в том, что она превратила улицы в многополосные шоссе. В Москве им даже придумали особое название - «шулицы». Машины проносятся на огромной скорости, а пешеходы жмутся на узких тротуарах, практически нет деревьев, от транспорта стоит постоянный шум. Кстати, в Москве уже начали обратно заужать полосы и высаживать деревья. Ведь улица – это главное общественное пространство, которым мы пользуемся каждый день. В парках все-таки не так часто удается прогуляться. К слову, вы знали, что суммарная протяженность всех челябинских улиц – тысяча двести километров? Необходимо грамотно использовать это колоссальное общественное пространство. Во-первых, создать пешеходную связанность. Я выделил места для пятидесяти новых пешеходных переходов – в том числе на основании обращений жителей, после обсуждения с коллегами из ГИБДД выбрали двадцать пять, которые предстоит сделать в первую очередь. Это уже значительный шаг вперед.

Раззаборивание улиц началось еще до моего приезда, Наталья Петровна обратила внимание дорожников на эту проблему и дала указание постепенно убирать лишние заборы. Кроме того, с 1 апреля изменился и ГОСТ, который сейчас позволяет не ставить забор, если газон шире одного метра.

На дорожных развязках, в скверах высаживаются крупномеры, застилается рулонный газон. Но жители выкладывают в соцсети фото, как недавние посадки засыхают. Виной аномально жаркое лето или все-таки подрядчики недорабатывают?

- Тут два в одном. Действительно наблюдалась климатическая аномалия – на Урале три недели подряд держалась температура 35 С. Но в условиях контракта прописана гарантия, так что подрядчики должны заменить погибшие растения.

Некоторые одиозные депутаты, не разобравшись, пытаются раздуть сенсацию: почему в магазине саженец стоит 15 тысяч, а город закупает за 30-35 тысяч? И совершенно упускают из вида тот факт, что в эту сумму заложены, помимо стоимости саженца, не только доставка и посадка, но и уход: регулярный полив, обрезка, стрижка газона, подкормка и, главное, гарантия – если вдруг дерево засохнет, на его место высадят новое, и бюджет не потратит на это ни рубля.

Кстати, учитывая ваше активное присутствие в соцсетях, наверняка приходится сталкиваться и с хейтерами. Как реагируете?

- Абсолютно спокойно. Если бы я реагировал как-то неадекватно, то, наверное, не был бы на этой должности.

За что ругают?

- Если смотреть по верхам – люди  просят не сосредотачиваться только на центре города, обратить внимание на районы, чтобы там тоже появилось благоустройство. Но если бюджетный пирог размазать по всем улицам, получится слишком тонкий слой. Никто просто не заметит изменений – слишком мало средств заложено в бюджете на благоустройство. Если удастся увеличить финансирование – а мы над этим плотно работаем – перераспределить бюджет, допустим, с ремонта дорог на благоустройство, можно будет и в районы шагнуть. Благоустройство становится общественным запросом номер один: люди хотят видеть комфортные улицы, новые общественные пространства, озеленение, чтобы дворы в порядок привели.

Кстати, уже в этом году уровень проектирования скверов, общественных пространств стал несравнимо выше – мы ушли от порочной практики привлекать чуть ли не студентов в погоне за самой низкой ценой контракта. Да, сделают за три копейки – но и уровень проекта будет соответствующий. В следующем году в каждом районе появится новый сквер, а то и не один.

Что еще планируется сделать до завершения строительного сезона?

- Самое главное направление – реконструкция тротуаров. Изначально просто планировалось заменить асфальт на плитку – но я предложил комплексно смотреть: где-то требуется сделать понижение, где-то – расширить тротуар или газон, где-то изменить конфигурацию. Так что с зимы разрабатываем схему оптимизации тротуаров на 28 улицах в центре города: лично каждую прохожу ногами – только это даст полное понимание картины.

Плитка более экологична, и так проще заменять коммуникации: это не асфальт, который нужно перелопатить и заново уложить. Кроме того, плитка интересней с эстетической точки зрения. Со стороны проезжей части появляется задел под будущие велодорожки – цветная полоса.

Продолжаем внедрять дизайн-код на улицах, все больше предпринимателей включается в процесс, уже не приходится принудительно демонтировать вывески. Когда в группе «Челябинский урбанист» выкладывают фото из разряда «было-стало», все удивляются: неужели это в Челябинске? Люди реально видят разницу. Плюс летние рестораны – переходим к легким, быстровозводимым конструкциям, договариваемся с бизнесом, чтобы «летники» не превращались в «зимники». С Кировки убрали ларьки, срезали с деревьев провода. Поставим три велопарковки, чтобы люди могли приехать на велосипеде, припарковать их и погулять.

А освобождать город от переплетений проводов планируется?

- Понимаете, нельзя спрятать провода под землю в рамках стандартных работ по ремонту тротуаров. Это не так работает. В Москве приходилось разрывать всю улицу, прокладывать траншеи пять метров глубиной и шириной в полтора. Это сложный и дорогостоящий процесс. Пока бюджет города далек от столичного, я считаю правильным сосредоточиться на конкретных проблемах, которые реально решить, а не делать популистских высказываний. Локально, на знаковых местах обязательно надо убирать провода – на следующий год постараемся заложить в бюджет эти расходы. Хотя бы на Кировке, чтобы она стала показательной улицей. Было бы здорово двигаться хотя бы по одной улице в год.

Кроме того, выбрали двадцать зданий для архитектурной подсветки, сейчас ищем финансирование. Там история – примерно как с Садом камней: сначала был инвестор, но планы из-за пандемии изменились. Хотели уже в этом году реализовать, но теперь, видимо, придется перенести на следующий.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.