«За три года не было ни одного рабочего дня». Как превратить увлечение играми в бизнес
«Бывает, приходят мужики: «У нас дома жены, дети, хотим просто поиграть в “Фифу”». Взяли себе пивка, сели — играют, довольные, в PlayStation».
Осенью 2017 г. в центре Челябинска открылся хобби-центр PlayPub. Это гиковское пространство, куда люди приходят играть в настольные игры, приставку и общаться. Как превратить хобби в бизнес и не растерять посетителей во время карантина, в интервью CHEL.DK.RU рассказал Павел Иконников, владелец хобби-центра PlayPub.
Это ваш первый бизнес-проект?
— Нет, девять лет назад я уже открывал подобное заведение. Я фанат настольной карточной игры Magic the Gathering, и там был чисто «мэджик». Проработали два-три года и закрылись. Мечта никуда не ушла, так что подзаработал, накопил денег и решил попробовать еще раз. Правда, концепция изменилась: понял, что на одном «мэджике» далеко не уедешь. Первым помещением был большой зал и две маленьких комнатки. Но оказалось, что чем больше комнаток, тем лучше.
А почему снова хобби-центр?
— Я так считаю: любишь спать — продавай подушки. Так что сделал персональный хаб по интересам: компьютерные игры, настольные игры, Magic the Gathering. Потом подселились ребята-НРИшники (Настольно-ролевые игры, в которых участники устно описывают действия своих персонажей, опираясь на их особенности, — Прим. ред. ). Сейчас это прямо классное направление. Выделили им две комнатки, группу во ВКонтакте создали специальную. Еще одно из основных направлений — это PlayStation.
Концепция хобби-центра простая: максимально для своих, максимально комфортно, не стремясь сделать какую-то «конфетку», которая понравится всем и будет массово продаваться. Упор на глубину, на погружение в комьюнити.
Хотя поначалу был соблазн сделать универсальное пространство, чтобы студенты и школьники кучковались не в «Макдональдсе», где они часами в телефонах зависают, болтают. Идея же классная: все бюджетно, специально не стали планку задирать, но вот не пошло.
А Magic the Gathering зашел — может, потому что я сам это люблю, продвигаю, и уже много фанатов в городе, большое комьюнити.
То есть это гиковское пространство «только для своих»?
— Нет, в тот же «мэджик» на равных играют и студент, и автослесарь, и директор мебельной фабрики. А бывает, приходят мужики: «У нас дома жены, дети, хотим просто поиграть в “Фифу”». Взяли себе пивка, сели — играют, довольные, в PlayStation. Мы же не запрещаем приносить свою еду и напитки. Конечно, предупреждаем, что есть пробковый сбор. Мы берем не за бутылку или литр — просто за сам факт наличия выпивки.
Еще одно не самое очевидное направление — дни рождения. Подростки лет тринадцати-шестнадцати снимают комнату, играют в настолки, в приставку. В игровую им уже поздно, а в ночные клубы еще рано.
Иногда помещение снимают для проведения каких-то собраний, междусобойчиков, мастер-классов. Например, уже второй год тусуется татарская молодежь, проводит кинослет: сами снимают кино, а потом смотрят и обсуждают. Бывают раз в год, но сразу человек сорок набегает. А однажды попросили сдать помещение, чтобы провести конкурс стихов. Почему нет?
Так что «Мэджик» — это 15, может, 20% как по затратам, так и прибыли. Изначально планировалось, что это будет большой кусок, но практика показала, что для того, чтобы оставаться на плаву, надо класть яйца в разные корзинки.
У вас довольно интересное положение на рынке. Вы и не антикафе, и не клуб, и не магазин. Есть конкуренты или вы нашли свою узкую нишу?
— Какие могут быть конкуренты, когда сам толком не знаешь, как назвать свой бизнес? Есть такой термин — «третье место». Это не дом, не работа — это место, где ты проводишь время.
Я подсматриваю за всеми в этой сфере, некоторые антикафе меня уже даже заблокировали. Хотя у меня самого никогда такой идеи не возникало: это же конкурент, сейчас идеи украдет, клиентов переманит. Как говорится, если девушка с тобой не дружит, то дело в тебе, а не в других парнях.
Всегда есть, к чему стремиться, всегда хочется сделать лучше. Вот, ремонт недавно закончили. Аренда достаточно высокая, к тому же собственник выставил это помещение на продажу, так что вроде бы и хочется вложиться в обстановку, но где гарантии, что новый владелец нас не выгонит? Для НРИшников хочется сделать замок, избушку, аксессуары. Фотозоны гиковские клевые сделать.
А вообще коронавирус показал, что можно на меньшей площади делать примерно ту же самую выручку. Может, на 10-15 тыс. руб. меньше, если детские комнаты не сдавать. Но при этом стоимость аренды уменьшится в два раза, и денег хватит на большее: не придется джойстики в ремонт носить, можно будет просто новые купить. Сейчас ведем переговоры, помещение совсем недалеко, буквально в 100 метрах от нас. Так что и локацию не сменим особо. Надеюсь, что получится открыть и D&D-комнаты (Dungeons and Dragons — самая известная в мире настольно-ролевая игра — Прим. ред.), с камином и прочей атрибутикой.
Игры в какой жанровой категории наиболее популярны?
— Все зависит от компании. Я первым делом, когда открывал клуб, купил две тяжелые игры: «Игру престолов» и «Мертвый сезон». Игры классные, дорогие, считаются флагманами в своем направлении. Но за все время в них поиграли раз шесть-семь. В основном берут игры либо совсем простые («Экивоки», «Крокодил»), либо среднего уровня сложности типа «Катана», «Манчкина», «Бэнга». Некоторые приходят со своими играми, садятся в уголке и часа четыре их не видно и не слышно. Люди получают удовольствие. Классно.
Часто новые игры закупаете?
— Не особо. Сейчас в центре собралось уже порядка 50-70 настольных игр. В карантин обкатали идею: спросили, какие игры стоит закупить и предложили скинуться, чтобы оплатить 15-20% их стоимости.
Как долго обычно игры живут?
— Я за три года выкинул одну-две на самом деле всего лишь. Да, конечно, где-то карты уже залипают. Особенно учитывая, что разрешено со своей едой и напитками — это вообще неизбежно. Но некоторые клиенты идут навстречу, говорят: «Мы вот вам залили», — оплачивают либо половину стоимости игры, либо просто эту игру покупают, забирают, а я заказываю новую на замену. Это в порядке вещей.
Некоторые, поиграв, просто говорят: «Мы хотим ее купить». Тоже продаю и заказываю новую. Делаю скидочку, потому что знаю, что игра в принципе свое отбила. Но есть и проходные вещи: «Экивоки» я уже два раза покупал — быстро трутся.
Есть современные технологии: смартфоны, компьютеры, приставки, которые, казалось бы, должны похоронить настольные игры. Почему, тем не менее, вы делаете упор именно на настолки?
— Люди идут на людей. Если ты не полный интроверт, конечно, то рано или поздно задолбает любая игрушка, любой гаджет.
Можно стать суперчемпионом в MTG или FIFA, не выходя из дома. Но никуда не денется желание общаться с людьми со схожими интересами: порасспрашивать, рассказать что-то, может, даже повыпендриваться. Есть люди, которым сложно социализироваться, и через настольные игры они знакомятся и начинают общаться. Выходят из плена домашних котов, бутербродов и всего прочего.
Когда приходит кто-то из постоянных посетителей, я его по имени всегда приветствую, хотя таких, как он, наверное, человек триста. И это дорогого стоит. Так что «цифра» — это классно. Но это не заменит потасовки в «Манчкина» на берегу озера с шашлычком.
Мы, кстати, планируем киноночи возобновить, и туда люди тоже приходят не столько кино посмотреть, сколько пообщаться.
Насколько в принципе такие хобби-центры прибыльны с точки зрения бизнеса?
— Это точно не золотая жила. И если бы я не любил это дело, наверное, в Челябинске было бы на один хобби-центр меньше. Бывают моменты, когда выручка сильно проседает. В мае, во время карантина, не на что было платить аренду: кинули клич, порядка семи-десяти тысяч собрали просто так среди постоянных посетителей. Пока вроде справляемся.
Оборот в сумме, не соврать бы, 150-200 тыс. руб. в месяц. Порядка 70-80 тыс. уходит на аренду, еще порядка 30 тыс. — на амортизацию. Плюс налоги и всякое прочее свое съедает. Хотелось бы больше, конечно, зарабатывать.
Есть китайская пословица хорошая: «Думай не о прибыли, а думай об имени». Она меня подводит периодически, но и благодаря ей мы еще живы. Куча антикафе в Челябинске открылась и вскоре бесславно закрылась, а мы вот живем, притом не в самые лучшие времена.
Что, помимо донатов, помогло справиться с кризисом?
— Как ни странно, помогло государство — я получил две выплаты как ИПшник в размере 12 тысяч. Не суперденьги, но, тем не менее, было приятно. Этих денег, самое интересное, хватило, чтобы заплатить налоги. Думаешь: «Блин, а с чего налоги платить?» А потом тебе государство — на! 24 тысячи рублей надо заплатить, и именно такая сумма приходит.
О том, чтобы вернуться на уровень до коронавируса, пока еще не приходится говорить. И сезон низкий, и в принципе люди не готовы собираться, те же дни рождения проводить. Мы их прекрасно понимаем и не торопимся никуда.
Сезонность, конечно, чувствуется. Зимой высокий сезон. Бывает, что просто все места заняты и некуда посадить. В основном же приходят школьники, студенты и работающая молодежь, а на летние каникулы все разъезжаются из города. Единственные, кто ходит стабильно — это НРИшники и MTGшники. Этих ребят ни на шашлыки не сманить, ни выгнать никуда. Недавно вот: жара же стоит, сам угнал на озеро, а ключ мастеру оставил — так они до шести часов утра рубились. Так что тут упор идет не на «деньги заработать», а чтобы ребята остались. Потому что если пати* (в НРИ: группа регулярно собирающихся игроков — Прим. ред.) развалится, то хрен ее соберешь.
Бывает, конечно, что жена ругается: «Где деньги?». Но бывают и хорошие месяцы. На дядю работать гораздо выгоднее и спокойнее, чем вот это вот все поддерживать. Но где-то внутри меня живет любитель движняка, который хочет, как паук, за ниточки дергать.
Весь хобби-центр: это я и пара друзей, которые готовы подменить. Нет ни штата, ни бухгалтерии — ИПшник в чистом виде. Хватает на зарплату, оплату налогов, покупку чего-нибудь новенького — и всё. Конечно, были когда-то в голове планы наполеоновские, что буду франшизу открывать, и все такое.
Как говорят, начни работать с хобби — и у тебя не будет ни одного рабочего дня. За последние три года у меня не было ни одного рабочего дня. Да, бывали дни, когда язык на плече, суперкасса, куча людей побывала. Вроде как вымотался, но все равно это кайф.
Пацаны же любят играть. Я вот всю жизнь играю. Не знаю, что должно произойти, чтобы перестал. Как говорится, первые 40 лет детства у мужчины самые сложные. Это про меня, про мое комьюнити, про наших ребят.
Иван Стуков