Жене – цветы, детям – мороженое. Как удержать разгневанного клиента подарком?

Нельзя отпускать клиента-капризуху или именинника без подарка. Не жадничать. Даже самые приятные устные комплименты ни в карман не положишь, ни на странице в соцсетях не выложишь.

Елена Золина – основатель «Высшей школы сервиса» - servicedirector.ru, маркетолог и постановщик превосходного сервиса, практикующий бизнес-тренер, автор книги «Идеальный сервис. Как получить лояльность клиентов», соавтор книги Игоря Манна «Фидбэк: получите обратную связь»:

— Получая подарок, как женщина, я сделаю вид, что поверила в бескорыстный порыв: цветы, конфеты, стихи – всё это просто так. А как сервисолог – уверенно заявляю: у каждого подарка есть поводы, ожидания и реальность.

Но независимо от характера причин, по которым бизнесу приходится раскошеливаться на подарки клиентам, целей у презентов несколько:

  1. Усилить позитив, полученный при услуге, покупке, заключении договора.
  2. Запомниться клиенту только в лучшем свете и добрым словом.
  3. Создать инфоповод для работы сарафанного радио, ведь приятностями так хочется делиться с друзьями, коллегами, подписчиками.
  4. Поощрить обратную связь от клиента, проявить заботу и внимание к его мнению.
  5. Продемонстрировать благодарность.
  6. Создавать и укреплять лояльность.
  7. Мотивировать на полезное соучастие – опросы, интервью, комментарии, конкурсы и акции.

Подарок должен принести максимальную пользу бизнесу. Существуют простые правила создания нужного подарка по волшебной методике с расчетом эффективности, о которой расскажу в другой раз. А для начала необходимо создать креативный документ, который называется «Матрица подарков».

Матрица подарков – это список ваших добрых дел на год: кого, почему и как вы сделаете кого-то счастливее и лояльнее. Не забудьте включить в этот креативный документ стоимость подарков, ведь при всей щедрости это все-таки бизнес, все идеи должны монетизироваться.

Итак, план матрицы подарков:

1. Повод, а он бывает разным. Получение негативной обратной связи необходимо заканчивать компенсацией в виде презента – это факт. Но ведь есть еще куча приятных поводов, чтобы добиться лояльности и преданности! День рождения компании и клиента, День влюбленных в компанию и друг друга – вектор, думаю, понятен.

2. Пару-тройку идей подарков: что дарить, стоимость, количество, масштаб, направление. Это основополагающий пункт матрицы. А всё, что имеет серьезное значение, обладает собственной методикой с расчетом эффективности.

3. Оценка и доведение подарка до 100-бальной эффективности.

4. Расчет инвестиций: это бизнес, а не приемная Деда Мороза.

5. Технические задания на макеты нанесений.

6. Список подрядчиков, которые будут поставлять готовые подарки. Стоимость, оплата, сроки, качество, доставка – найдите проверенных и надежных партнеров и обязательно составьте «план Б» на непредвиденный случай.

Рекомендую делать фотографии реализованных идей и вставлять их в матрицу, чтобы черпать вдохновение.

Подарки в честь праздников – это, безусловно, хорошо. Но подарок бывает и по не доброму поводу – это когда вы накосячили. Стоит отметить, что настоящий сервис начинается как раз тогда, когда что-то пошло не так: официант перепутал блюда, курьер не довез пиццу, кассир не пробил купон, в гостиничном номере – таракан! У клиента, гостя, посетителя возникла проблема, а пути ее решения – это и есть показатель уровня сервиса. Реакция, слова, поступки – все по отдельности и в совокупности – важные факторы разрешения конфликтной ситуации и обращения ее в историю становления этого человека наилояльнейшим клиентом.

Как превратить обиженного клиента в рекомендателя?

  1. Благодарим за то, что клиент сообщил о промахе
  2. Приводим аргумент, почему это не стандартная ситуация
  3. Объясняем или выдвигаем предположение, почему произошла ситуация – лучше всего работают технические сбои и непреодолимые обстоятельства
  4. Приносим извинения
  5. Говорим, что будет сделано для системного решения проблемы
  6. Озвучиваем, как всё будет после решения
  7. Дарим клиенту компенсационный презент в благодарность за сигнал.

Презент презенту рознь, тем более, когда это подарок с целью компенсации, тут дело тонкое. В дилерском центре не подарить второй автомобиль за холодный кофе от администратора, а жаль. Но и за таракана в номере или отсутствия заказанной пиццы банальным «Извините, с кем не бывает?» не отделаешься. Что делать? Дарить! От всей души и как в последний раз. Что дарить? Как дарить? И в этом, с одной стороны, обычном деле есть свои правила и нюансы, а с другой, конечно же, и регулярные ошибки.

Первое, что приходит на ум при словосочетании «подарок клиенту в качестве компенсации» – это скидка. Но не торопитесь гладить себя по голове за такую идею: скидка не несет в себе никаких эмоциональных подтекстов, не создает ценности подарка. Более того – клиент при таком подарке тратит свои деньги. Не вложили душу – не получите лояльности, потеряете и деньги, и клиента. Существует более эффективный и менее накладный вариант комплимента за идею.

3 ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО «ИСКУПЛЕНИЯ»:

  1. Подарок должен выглядеть не заготовленным. Подарок-комплимент в идеале должен быть прямо с витрины, с ценником. Клиент должен понимать, что мы могли это продать и заработать. Но раз мы нарушили его комфорт, мы дарим эту ценную для компании вещь ему. Если бизнес без витрин и вообще не торговля – заготовки спасут!
  2. Подарок должен быть удивительным, то есть неожиданно порадовать. Клиенту должно быть приятно получить такой комплимент, и степень приятности должна компенсировать расстройство клиента.
  3. Подарок должен получиться не стесняющим. Сам по себе подарок после жалобы – это определенный дискомфорт для клиента, есть ощущение, что ты что-то выпросил или от тебя пытаются откупиться. Поэтому, если говорить при вручении что-то вроде: «Этот кофе будет за мой счет, раз я такой медленный» – неверно. А вот: «Это комплимент за то, что вам пришлось подождать дольше обычного» – хороший вариант. Но предела совершенству нет! Творите.

Клиенты, оперативно и искренне получившие эффективное разрешение проблемных ситуаций, станут даже более преданными покупателями и рекламодателями, чем те, с которыми никаких негативных ситуаций и не происходило. Статистика для убедительности и наглядности: вероятность повторной покупки у клиента, удовлетворенного после негатива, 95%.

Конец – делу венец. Так и в нашем случае: нельзя отпускать клиента-капризуху или клиента-именинника без комплимента, ведь их любят все! Не жадничать. Даже самые приятные устные комплименты ни в карман не положишь, ни с чаем не попьешь, ни на странице в соцсетях не выложишь. Умейте отблагодарить человека за обратную связь, поощрить его за неравнодушное отношение к развитию бизнеса.

Читая статьи о сервисе, я думаю, многие недоумевают: что тут сложного, всё логично и может быть исполнено интуитивно, ведь клиент – это наша радость, наш смысл и наше будущее. И вы будете бесконечно правы, сервис – это не запуск космического корабля, это искусство общения, взаимодействия, принятия решений и свод правил. Только вот опыт показывает, что всё ясно и понятно на бумаге, а в жизни: клиент всегда прав, а если не прав, то давайте притворимся, что ничего не было – так и живем!

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.