Клиент не всегда прав: как реагировать на негативные отзывы и экстремизм

Потребители-экстремисты — требовательные, настойчивые и подкованные. И дело не всегда в деньгах: для некоторых людей это своего рода спорт, соревнование, адреналиновая зависимость.

Елена Золина — основатель «Высшей школы сервиса» servicedirector.ru, маркетолог, практикующий бизнес-тренер, автор книги «Идеальный сервис. Как получить лояльность клиентов», соавтор книги Игоря Манна «Фидбэк: получите обратную связь».

Всегда ли клиент прав? Вопрос не так уж прост. Бизнес годами дрессировали и убеждали в неоспоримой правоте покупателя, но клиент — человек, которому также свойственно ошибаться, преувеличивать и иметь корыстную заинтересованность. Давайте разбираться.

Клиент имеет права, как закрепленные законодательно, так и негласные: например, право быть услышанным. Восхищаются качеством продукта, сервиса или негодуют от возмущения — это все есть многогранная обратная связь, которая имеет место быть в любых сферах. В первую очередь выслушайте, а далее продемонстрируйте профессиональную реакцию на его эмоции с благодарностью, сохраняя достоинство и честь компании.

С позитивным фидбэком проще: улыбаются вам, улыбаетесь вы. А вот чтобы качественно проработать негативную обратную связь, необходимо избегать зеркальных эмоций и в принципе быть подготовленным.

В недавно вышедшей в свет книге «Идеальный сервис», написанной совместно с Ириной Поповой, мы классифицировали конфликтных клиентов по наиболее популярным образам. Это полезно знать и для понимания природы возникающих конфликтов. Разрешите представить капризух, которых вы уже, наверняка, встречали:

  1. Лояльный клиент. Он недоволен, но доверяет вам и хочет продолжать покупать именно у вас, поэтому открыто обсуждает сложившуюся ситуацию с вами и надеется на ее разрешение.
  2. Разочарованный клиент.  Собственные ожидания клиента разбились о камни полученного результата: вашей услуги или товара.
  3. Обиженный клиент. Клиент принимает ситуацию близко к сердцу, расстраивается, что это случилось с ним. Кажется, что жизнь больше не будет прежней.
  4. Разгневанный клиент. Клиент с чемоданом негативных эмоций (возможно, упакованных вовсе у вас), для которого случившееся стало последней каплей.
  5. Борец за справедливость. Клиент, которому важно, чтобы все работало как часы, а если происходит сбой, то он будет бороться за его устранение во благо всех остальных людей на земле. Не ради себя, герой же.
  6. Ревизорро. Клиент, который сознательно и скрупулёзно ищет недочеты, чтобы сообщить о них вам и всем окружающим. Работа такая.

Есть еще один феномен. Мы называем его «Клиент Шрёдингера». Знаете таких милейших клиентов, которые: «Да-да-да, все хорошо, вопросов нет», а потом пришли домой и написали самый негативнейший отзыв. Такой клиент одновременно может быть и доволен, и нет. Та же ситуация, что у Шрёдингера с котом.

Да, досадно, что клиент сразу ничего не сказал, можно было на месте найти решение. Вместе с тем, клиент — молодец, что все же сообщил и дал шанс найти решение, а не обсудил с друзьями. Поблагодарите его за это и всегда помните, что клиент — человек, а человеку свойственно находить наиболее комфортные для самого себя варианты взаимодействия. Как и всем нам.

Но это все истории конфликтных клиентов, которые под соусом негатива имеют реальные полезные для развития бизнеса идеи. Грамотно выстроенное взаимодействие с такими клиентами сделает из них самых преданных и лояльных поклонников вашего бизнеса, а верно трансформированные жалобы в идеи позволят вашему бизнесу стать лучше, а главное — прибыльнее.

Но всегда есть это «но». Существует и определенная категория конфликтных клиентов, от которых вы не получите идей для развития бизнеса в целом и клиентского сервиса в частности. Цели таких потребителей сугубо корыстны, а причинно-следственная связь глубже и болезненнее.

Феномен «потребительского экстремизма» пока знаком немногим. Но при первой же встрече вы узнаете его, и эта встреча не станет мимолетной.

Потребители-экстремисты — требовательные, настойчивые и подкованные клиенты, обратная связь которых пронизана злоупотреблением правами и терпением воспитанного на «клиент всегда прав» бизнеса с целью материальной выгоды или иного обогащения. И чем дороже ваши товары и услуги, тем больше размер компенсации жаждет экстремист. И дело не всегда в деньгах, как ни странно бы это звучало. Складывается ощущение, что для некоторых людей это своего рода спорт, соревнование, адреналиновая зависимость. Многие, наверное, видели ролики, как подростки выискивают просрочку в продуктовых магазинах и требуют компенсации?

Как избежать встречи и не создать повода для террора бизнеса со стороны потребителя? Все просто: будьте рассудительными, то есть руководствуйтесь требованиями рассудка и здравого смысла, и, конечно, все в рамках закона.

Встреча с потребителем-экстремистом  — воля случая, как и с другими провокаторами и даже мошенниками, которые окружают во всех сферах жизни.

В совместной работе с Игорем Манном: книге «Фидбэк: получите обратную связь», потребительский экстремизм рассмотрен как особый случай в работе с обратной связью. Такие клиенты не нацелены на разрешение конфликта мирным или взаимовыгодным путем. Выгоду в такой схватке должен получить кто-то один. Поэтому будьте внимательны к обратной связи таких клиентов, не поддавайтесь эмоциям, только холодный расчет: внимательное изучение проблемы, наличие доказательной базы (переписка, фото, видеоматериал), привлечение свидетелей, письменные заявления. Не преувеличиваю ли я? Нет, отношения с экстремистами зачастую доходят до суда, потому как досудебные требования «униженных и оскорбленных» клиентов бизнес не в силах исполнить в силу финансовых возможностей или других разумных причин.

Провокация потребителей-экстремистов может закончиться и в самом начале, если вы, обладая всеми знаниями и навыками, умело примените их на этапе зарождения конфликтной ситуации, что даст понять: бизнес у вас клиенториентированный, конечно, но постоять за себя тоже может.

Не избегайте встреч с любой клиентской обратной связью! Обратная связь — всегда диалог. А от того, как вы выстроите этот диалог, будет зависеть судьба бизнеса в целом и вашей нервной системы в частности.

Нежелание многих представителей бизнеса работать с обратной связью обуславливается наличием величайших и популярнейших заблуждений, которые крепко засели в головы многих: отзывы пишут конкуренты, в обратной связи нет ничего такого, о чем бизнес еще не знает, клиент, который написал негативный отзыв, больше не вернется, нет никакого смысла отвечать на отзывы, а если нет отзывов, жалоб и предложений, значит, все вообще хорошо. Уже выбрали себе парочку заблуждений? Не стесняйтесь!

Хочу остановиться на самом первом заблуждении о происках конкурентов или так называемых ложных отзывах.

Безусловно, может, парочка из общей массы такими и являются, но основная масса отзывов — это реальный опыт взаимодействия с бизнесом. А проверить отзыв «на вшивость» не сложно: если это возможно, при поступлении негативного отзыва запрашивайте дату и время оказания услуги, номер заказа или чека. Личные данные не все захотят обнародовать, а вот дату и время, когда вы их расстроили, сообщить согласятся, если, конечно, клиент настоящий. Еще стоит предложить несколько каналов взаимодействия (почта, мессенджер, телефон).

Не забывайте о том, что тенденции на сегодняшний день таковы, что клиенты очень редко оставляют отзывы «на тарелочке». Зачастую, чтобы получить обратную связь, бизнесу нужно иметь детектива в штате, который будет следить за упоминанием названия компании на личных страницах пользователей в социальных сетях, а также на сайтах-отзовиках, таких как «Фламп», «Отзовик» или профориентированных, например — «Продокторов». Таким ресурсам доверяют гораздо больше, ведь обратная связь от клиента — это не только ответ бизнесу, но и рекомендация другим. На сайтах-отзовиках на основании оставленных и обработанных отзывов формируется рейтинг компаний, который является неофициальной визитной карточкой бизнеса для потенциальных клиентов.

Ложный отзыв распознают и потенциальные клиенты: такие отзывы зачастую появляются «пачками», отсутствие логики и явные ошибки в описании ситуаций, которые никак не могли произойти, отсутствие ответа на запрос дополнительной информации, однотипность претензии, по ссылке за жалобщиком, как правило, стоит фейк. К тому же ваш уточняющий вопрос может определить судьбу негативного комментария: если клиент не отвечает более двух недель, большинство качественных сайтов-отзовиков удаляет или скрывает этот отзыв. Таким образом, ваши рейтинги от ложных обвинений не пострадают.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.