13 рисков Челябинска. Почему система экомониторинга так и не заработала?

«Системы экомониторинга — бесполезный набор дорогого оборудования. У экологии — семь нянек, у каждого ведомства — свои методики. Это все равно, что строить разные дороги из одного города в другой».

ЮУПСК «ПЛАНАР», объединяет несколько передовых предприятий радиоэлектронной отрасли Южного Урала, за четверть века превратился в серьёзный российский бренд, успешно продвигающий высокотехнологичную продукцию на зарубежные рынки.

Развитие промышленности, выпуск электронной техники высокой функциональной насыщенности невозможен без развития высокотехнологичного приборостроения, качественного обеспечения процесса измерения. Ряд стран до сих пор сохраняют ограничения на поставки в Россию так называемого «стратегического оборудования», к которому стали относить и средства измерения, особенно на частотах СВЧ-диапазона. Одной из приоритетных специализаций ЮУПСК «ПЛАНАР» является выпуск измерительных приборов и комплексов на базе векторных анализаторов цепей (ВАЦ). Продукция успешно реализуется за рубежом, занимая 10%-ную долю мирового рынка, а вот на российском рынке их доля составляет всего 5-7%. Отдельные модификации приборов и ВАЦ, которые спроектированы и выпущены ЮУПСК «ПЛАНАР», давно и весьма успешно используются отдельными предприятиями «Объединенной авиастроительной корпорации», «Объединенной судостроительной корпорацией», Концерном ВКО «Алмаз-Антей» и «Росэлектроникой».С 2015 г. линейка приборов, расширилась более чем на 20 типов ВАЦ с верхним рабочим диапазоном частот до 110 ГГц, что в значительной степени покрывает потребности отечественной радиоэлектронной промышленности. Однако российская радиоэлектронная промышленность завязана на импорте: так, ключевыми поставщиками ВАЦ для отечественных предприятий являются американские компании Keysight и Anritsu, а также немецкая Rohde&Schwarz. Даже госкорпорации заключают контракты на поставки импортного оборудования, хотя отечественные ВАЦ не уступают зарубежным аналогам  по ключевым характеристикам, а стоимость приборов и последующего обслуживания — значительно ниже.

«Даже при наличии очевидных преимуществ по какой-то устоявшейся традиции данные приборы закупаются в гораздо меньших объёмах, нежели более дорогие, но не более качественные импортные аналоги, — рассказывает директор компании «ПЛАНАР» Сергей Заостровных. — При этом совместный научно-технический совет «Росэлектроники» и  ОПК (ГК «РОСТЕХ») признал, что «ПЛАНАР» сегодня является, по сути, единственным в стране производителем измерительного оборудования такого класса».

По его словам, предприятие готово как к поставкам компонентной базы радиоэлектроники, так и к развитию контрактного производства и кластерных связей с производителями микросхем.

13 рисков Челябинска. Почему система экомониторинга так и не заработала? 1

«Умный город» глазами водителя трамвая

Обладая компетенциями и двадцатилетним опытом в построении систем передачи данных, ЮУПСК «ПЛАНАР» включился в проект цифровизации городского хозяйства «Умный город». Проект, который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика», призван сформировать эффективную систему управления городским хозяйством и создать безопасные и комфортные условия для жизни. Широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре должно привести к созданию автоматизированных систем мониторинга потенциальных рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Но это в теории.

13 рисков Челябинска. Почему система экомониторинга так и не заработала? 2«Умный» и «безопасный» город в последние годы стали расхожими фразами и под ними каждый подразумевает что-то свое. Вспоминается интересный случай: я был за рулем, по радио уважаемый эксперт рассказывал, что вскоре благодаря техническому прогрессу машины научатся высчитывать коэффициент счастья челябинцев по выражению их лиц на записях с камер уличного видеонаблюдения, а в это время водитель остановившегося рядом трамвая вышла с ломом, чтобы вручную перевести стрелки. Вот и весь «умный город» в одной картинке», — иронизирует председатель правления ЮУПСК «ПЛАНАР» Вадим Алексеев.

Так, в частности, серьезнейшей проблемой является отсутствие четкого контроля работоспособности автоматической пожарно-охранной сигнализации в школах, детских садах, больницах. И это создает вполне реальный риск несвоевременного реагирования пожарных подразделений на задымления и возгорания.

«Исправна ли пожарная сигнализация в школе, где учится ваш ребенок, в точности не скажет никто. Лампочка моргает, а что там на самом деле — неизвестно. И это проблема организационная, а вовсе не техническая: в идеале автоматическая сигнализация сразу идет в системе, которая дает представление не только о возникшем возгорании, но и, например, исправна ли антенна, корректно ли проходит сигнал, включен ли блок бесперебойного питания и так далее. При этом информация поступает напрямую на пульт МЧС, в дежурную часть пожарной охраны. Но пульт — не их собственность, он передан в безвозмездное пользование, поэтому в «мозги» доступа нет и, как следствие, нельзя проверить исправность всей цепочки. Обслуживающая приборы организация не обязана контролировать их работоспособность и технические возможности. Организовать мониторинг исправности должна муниципальная и региональная власть. А хозяин пульта готов допустить комиссию из уполномоченных чиновников?», — вкратце обрисовывает сложившуюся проблему Вадим Алексеев.

«Когда я увидел техническое решение, предложенное «ПЛАНАРом», все сложилось: как раз строим аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», необходимо создать рабочую группу и разработать техническое задание, учитывая рекомендации Москвы, — рассказывает генерал-лейтенант полиции в запасе Евгений Савченко, который в должности министра общественной безопасности Челябинской области курировал это направление. — И тогда прозвучал первый тревожный сигнал: «Мы все слишком увлечены платформой. А аппаратные комплексы-то есть? Как собираетесь мониторить риски, которых в регионе по паспорту безопасности — тринадцать?» А все ведомства действительно были главным образом озабочены созданием программных продуктов не обеспеченных объектовым оборудованием».

Один датчик — еще не мониторинг

Региональное управление МЧС разделяет 13 потенциальных рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с неблагоприятной экологической ситуацией Челябинск и Магнитогорск находятся на особом контроле в федеральном проекте «Чистый воздух». В проекте определены и конкретные сроки организации развертывания систем автоматического экомониторинга.

Сегодня на уровне регионального правительства нет полномочного лица, координирующего построение межведомственной комплексной автоматизированной системы мониторинга рисков, что, по мнению Вадима Алексеева, провоцирует неэффективную трату бюджетных средств. «Далеко не каждое ведомство имеет круглосуточную аварийную службу, что создает риски несвоевременного реагирования на фиксируемые автоматическими системами мониторинга риски. Без централизованных решений, без единой инфраструктуры сбора, обработки, передачи и анализа информации, прогнозирования на ее основе сценариев развития ситуации, такие «системы» превращаются в бесполезный набор дорогостоящего оборудования. У экологии — семь нянек: Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, Роспотребнадзор, Министерство экологии, МЧС и Росаккредитация, Росгидромет. И у каждого ведомства — свои методики оценки ситуации. По степени эффективности это все равно, что параллельно строить разные дороги из одного города в другой», — говорит Вадим Алексеев.

Реализация проектов по внедрению систем мониторинга экологических и транспортных рисков, рисков общественной безопасности требует системного подхода, в рамках которого аппаратная и программные части будут неразрывно связаны, при этом отвечая совершенно конкретным требованиям отдельно взятого проекта. Подобного рода проекты ЮУПСК «ПЛАНАР» уже реализовывал: так, в Челябинске внедрена система удаленного автоматизированного мониторинга опасных производственных объектов газораспределительной сети: разработаны, произведены и установлены системы телеметрии, подготовлен пользовательский программный комплекс, налажены каналы связи доставки информации с пунктов редуцирования газа на диспетчерский пункт. Проект не только повысил уровень безопасности на газовой сети, но и позволил сократить операционное издержки на содержание пунктов редуцирования газа в четыре раза.

13 рисков Челябинска. Почему система экомониторинга так и не заработала? 3В качестве удачного решения Вадим Алексеев видит создание Центра комплексного технического мониторинга (ЦКТМ) на базе единого диспетчерского центра. ЦКТМ не дублирует уже созданные информационные системы, а является их составной частью, обеспечивая поступление более полного объёма информации. ЮУПСК «ПЛАНАР» готов выступить инициатором пилотного проекта, поставив оборудование и программные комплексы. Безусловно, реализация проекта невозможна без взаимодействия с региональными властями и профильными ведомствами. Только в тесном сотрудничестве возможно формирование технического задания для проекта, взаимодействие с промышленными предприятиями в вопросах соответствия программ производственного экологического контроля требованиям законодательства и регионального экологического стандарта.

«ЦКТМ — это и есть тот комплексный системный подход к решению вопросов в области экомониторинга и общественной безопасности. В максимально скором решении которых заинтересованы и общество, и промышленные предприятия, и власти. И сегодня вопрос стоит уже не в том, реализуется ли такой проект или нет, а в том, какой регион страны сможет стать «пионером», на которого будут равняться другие», — убежден Вадим Алексеев.

Ульяна Бисерова

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.