МЕТОДИКА
В рейтинге представлены застройщики многоквартирного жилья, которые ввели свыше 2 тыс. кв. м жилья в многоквартирных домах в 2020 г. в Челябинске (в пределах административных границ города).
На первом этапе были запрошены данные по вводу за 2019-2020 гг. в администрации г. Челябинска. На втором — для сбора дополнительных данных изучены профильные источники информации (ДОМ.РФ, ЕРЗ, официальные сайты застройщиков и жилых комплексов, сервис 2ГИС).
Основной ранжирующий показатель — объем введенного в эксплуатацию многоквартирного жилья в 2020 г. (кв. м). Под термином «жилье» понимается общая площадь жилых помещений с учетом балконов и лоджий.
В рассматриваемый сегмент многоквартирных домов (МКД) не входят общежития и таунхаусы. Данные объекты не учитывались при расчете общей площади жилья и других показателей.
Некоторые жилые объекты, введенные в эксплуатацию в 2019 и 2020 гг., относятся к одному адресу, что связано с этапностью ввода жилых домов, имеющих несколько секций.
В итоговом рейтинге данные компаний представлены суммарно по юридическим лицам, которые осуществляли застройку объектов.
Топ-лист от 15.03.2021 г. подготовлен Дмитрием Казаковым, компания DevelopmentPRO
Рейтинг застройщиков многоквартирного жилья в Челябинске
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Пахомов
директор СК «Легион»
Поначалу было тревожно, так как не было понимания, к чему может привести локдаун. Но благодаря мерам господдержки произошел огромный толчок в спросе на недвижимость. Многие эксперты подчеркивают, что субсидирование ипотечной ставки — главная мера поддержки не только строительной отрасли, но и экономики в целом. Поэтому в какой-то мере строительная отрасль получила преимущество, благодаря которому во втором полугодии мы наверстали темпы продаж, которые снизились из-за введения ограничений. Значительное оживление на рынке потребительской активности связано и с тем фактором, что из-за самоизоляции фокус внимания сместился на место, где мы проводим большую часть времени, — это дом. При этом само понятие дома уже вышло за пределы квартиры, теперь это и про окружение.
Если говорить о потребительских трендах, то здесь можно отметить, что покупатели квартир больше внимания уделяют эргономике и не гонятся за метражом: гораздо важнее, чтобы каждый квадратный метр использовался по назначению. Важны не только планировочные решения, но и район, среда, социальная инфраструктура.
Если говорить о трудностях, то это прежде всего низкая платежеспособность населения. Статистика показывает, что в целом доходы населения последние четыре года только снижались, что не может не отражаться на потребительском поведении. И второе — дефицит земельных участков. Эта проблема существует в большинстве крупных городов России, поскольку неосвоенные свободные участки уже в большинстве своем заняты. Что касается расширения городов за счет освоения новых территорий, то здесь можно констатировать следование урбанистической политике в масштабах всей страны. Особенно этот фактор можно четко отследить в городах-миллионниках, так как сложно поддерживать развитие окраин, если численность городского населения особо не растет, таким образом, отсутствует потребность в расширении городских границ. Именно эти факторы и формируют дефицит земельных участков.
Могу предположить, что спрос на квартиры в новостройках немного снизится, причем продление программы субсидированной ипотеки не окажет значительного влияния: так или иначе ожидается небольшой спад. Связано это с тем, что большой объем неудовлетворенного спроса был реализован еще в прошлом году, а роста доходов пока не происходит. Вероятно, у большинства застройщиков есть желание строить больше, но определенная инертность отрасли, когда от момента задумки проекта до его реализации проходит несколько лет, не позволит рассчитывать, что уже в 2021 г. значительно увеличится объем предложения.
Скорее всего, цена квадратного метра немного подрастатет, этому будет способствовать, с одной стороны, относительно низкий уровень ипотечных ставок, с другой стороны, не стоит забывать, что издержки растут, а в случае с Челябинском есть еще и большая недооцененность жилья, связанная не столько с уровнем жизни, сколько с ментальной привычкой. И чтобы ее разбить, важно формировать новый уровень предложения: проекты, которые будут отличаться принципиально иным подходом к архитектуре и благоустройству.