РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 1

ТРЕНДЫ

- Страховые компании начали переводить продукты в «цифру» задолго до эпидемии коронавируса. Последние события в мире только усилят эту тенденцию: страховые офисы частично или полностью перешли на дистанционное обслуживание, многие полисы уже можно приобрести онлайн, дистанционное общение по телефону, в мессенджерах и мобильных приложениях поставлено на поток.

- Наибольшее развитие цифровизация получила в медицинском страховании: сервисы добровольного медицинского страхования кажутся уже неотделимыми от телемедицинских услуг. В рамках полиса ДМС можно не только попасть на приём к врачу в клинику, но и пройти удалённую консультацию по видеосвязи с помощью смартфона, ноутбука или планшета.

- Страхование автомобилей тоже стремительно переходит в онлайн: это обусловлено в том числе и закрытием большинства дилерских центров, автосервисов и агентских офисов, где чаще всего оформлялись офлайновые договоры страхования.

- Ряд страховых компаний разработали специальные программы, призванные застраховать риски заражения COVID-19. Наиболее распространенное предложение предполагает страховые выплаты в случае госпитализации или временной утраты трудоспособности за время лечения или больничного листа в зависимости от срока и размера покрытия, в крайнем же, летальном случае, родственники застрахованного получат денежную компенсацию.

- Страхование жизни остается ключевым сегментом российского страхового рынка. Пусть его доля снизилась в 2019 г. с 31% до 28%, но тем не менее этот сектор вдвое больше следующего по объему — ОСАГО.

МЕТОДИКА

В  рейтинге представлены универсальные региональные страховые компании и  филиалы федеральных компаний, имеющие обособленное подразделение на территории Челябинской области. В субрейтингах представлены топ-5 ведущих компаний по объемам премий в сегменте имущественного страхования, обязательного страхования владельцев транспортных средств. Кроме того, в субрейтинге представлены пять крупнейших федеральных страховых компаний по страхованию жизни (по размеру сборов в Челябинской области за 2019 г.).

Как проводился отбор участников

На первом этапе сотрудники аналитической группы отобрали крупнейших игроков рынка в целом и по каждому сегменту страхования по данным ЦБ РФ. На втором этапе специалисты «ДК» уточнили показатели деятельности по собранным и выплаченным страховым премиям на основании информации из открытых источников, а также запросили экспертные комментарии у игроков рынка.

По каким показателям ранжируются участники

Основной ранжирующий показатель — объем собранных премий по добровольному и обязательному страхованию (кроме ОМС) в 2019 г. в Челябинской области, млн руб.

Дополнительные показатели — объем собранных премий по ОСАГО в 2019 г. в Челябинской области, млн руб.; объем собранных премий по имущественному страхованию в 2019 г. в Челябинской области, тыс. руб., объем собранных премий по страхованию жизни в 2019 г. в Челябинской области, млн руб.

Топ-лист от 20.06.2020 г. подготовила Ульяна Бисерова

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 2

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 3Алексей Любавин, первый заместитель генерального директора, директор по страхованию «АСКО-СТРАХОВАНИЕ»

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 4Основной тренд остается неизменным: корпоративное страхование концентрируется в финансово-промышленных группах. Как правило, у них есть кэптивные страховщики, которые входят в финансовую группу.

В связи с пандемией коронавируса в наибольшей степени пострадал корпоративный сектор, а в розничном страховании в основном наблюдается просадка по добровольным видам страхования, и снижение динамики страховых сборов еще будет ощущаться некоторое время. Кроме того, пандемия обострила тенденцию перехода страховых услуг в онлайн, разработки мобильных приложений, которые помимо заключения договора страхования позволяют начать процедуру оформления при наступлении страхового случая прямо с места события

Второй тренд — это телемедицина. Пандемия коронавируса усилила внимание к этому направлению. Надо понимать, что речь идет только о консультативной помощи, а не о полноценном лечении, но и это полезно минимум в половине случаев обращений. Весной этого года произошел резкий скачок обращений по телемедицине.

Третий тренд — телематика по автострахованию (каско). Это «умная технология», которая позволяет измерять манеру вождения автомобиля в баллах и получать существенную экономию на стоимости полиса аккуратным водителям.

Еще один тренд, который наблюдается последние несколько лет, — расширение границ применения европротокола. В настоящее время проходит эксперимент в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане, который позволяет оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД в лимите 400 тыс. руб., а не 100 тыс., как в остальных регионах страны, при использовании мобильного приложения, которое разработано РСА.  Уже с 1 ноября 2020 г. эта возможность будет распространена на всю страну. Ожидается, что произойдет интеграция приложения РСА со всеми мобильными приложениями страховых компаний.

Второе важное изменение вступает в силу в августе — это легализация продаж электронных полисов страховыми посредниками. Пандемия показала, что это очень востребованная услуга. Электронные полисы имеют такую же юридическую силу, что и бумажные, заверены электронной цифровой подписью страховой компании и их можно не распечатывать, а показывать сотруднику ГИБДД с экрана смартфона.

Третий блок изменений — дальнейшая индивидуализация страхового тарифа. Закон уже вышел, и сейчас страховое сообщество ожидает разработки Центральным Банком соответствующего указания, где будут определены границы для страховых компаний. Идея в том, чтобы помимо тех тарифообразующих факторов, которые прописаны в законе, – возраст, стаж, территория регистрации собственника, мощность автомобиля, страховые компании могли устанавливать дополнительные коэффициенты на основании своей статистики так  же, как и в добровольных видах страхования, например, в каско. Эти коэффициенты позволят снизить стоимость полиса для водителей, которые ездят аккуратно, и повысить — для тех, кто часто попадает в аварии. По оценкам страховых компаний, в первой группе — 80% водителей, во второй — 20%.

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 5

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 6Виктория Печенкина, директор Челябинского и Магнитогорского филиалов АО «АльфаСтрахование»

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 7В корпоративном страховании по-прежнему наблюдается высокая конкуренция и продолжается активная борьба за крупных страхователей и наиболее рентабельные сегменты рынка, что выступает сдерживающим фактором для роста тарифов. Кроме того, несмотря на индивидуальный подход, разработку страховых программ под нужды конкретной компании, и в этом сегменте страхового рынка все активнее внедряются онлайн-решения. Страховые компании разрабатывают онлайн-сервисы, позволяющие упростить взаимодействие там, где это возможно: создают личные кабинеты на сайте, запускают сервисы онлайн-заявления страхового события. Компании, в свою очередь, все чаще приобретают электронные полисы — например, ОСАГО, каско и даже защиту для опасных объектов.

Изначально в прогнозах развития ситуации на рынке мы закладывали возможное снижение объемов рынка из-за пандемии коронавируса на 20-40%. Но сегодня оцениваем рынок гораздо позитивнее и верим, что по итогам 2020 г. сокращение сборов составит не более 10-15%. Пока по итогам апреля-мая по нашему портфелю мы не видим серьезного влияния пандемии. Как и в любой другой кризис, убытки от текущей ситуации нагонят страховой рынок гораздо позже, чем многие другие секторы экономики.

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 8

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 9Ирина Зайцева, директор филиала «Росгосстраха» в Челябинской области

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 10Ситуация на страховом рынке зависит от положения дел в реальной экономике. В прошлом году бизнес региона испытывал определенные трудности, которые вынуждали предприятия экономить, исключая статьи расходов. Страхование — в их числе.

Пандемия коронавирусной инфекции не могла не сказаться на страховом рынке, который следует за тенденциями в экономике и, безусловно, по итогам года продемонстрирует снижение. Вместе с тем, можно предположить, что оно не будет критическим и составит порядка 11%. В любом случае, рынок приспосабливается к работе в новой реальности, а после любого кризиса следует ожидать восстановительного роста — вопрос лишь в том, когда он настанет.

Значительное влияние на рынок окажет закон о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, который вступил в силу 4 августа 2019 года. Он предполагает разработку и принятие регионами отдельных программ страхования, которые предусматривают возмещение ущерба собственникам жилья от природных и техногенных ЧС. Во-вторых, закон об индивидуализации тарифов ОСАГО, который предоставляет страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик водителей, в частности, наличия неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. Это положение будет стимулировать водителей соблюдать правила движения, что должно привести к снижению аварийности на дорогах.

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 11Евгения Мечина, директор филиала «Ингосстраха» в Челябинской области

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 12В 2019 г. наиболее востребованными сегментами в сфере корпоративного страхования были страхование имущества юридических лиц, ДМС и страхование грузов. Это было обусловлено заинтересованностью компаний в сохранении финансовой устойчивости бизнеса на фоне непростой макроэкономической ситуации. Кроме того, в данных направлениях шел активный процесс цифровой трансформации, что также способствовало снижению издержек и упрощало взаимодействие. В частности, в июне 2019 г. «Ингосстрах» запустил функционал страхования грузов в режиме реального времени на базе блокчейн.

Пандемия внесла определенные коррективы в рынок корпоративного страхования: снижение деловой активности всегда неизбежно влечет за собой спад рынка страхования. Особенно пострадал сегмент ресторанного и развлекательного бизнеса, который и по сей день остается закрытым. Ожидаемо многие предприятия пересмотрели бюджетную политику в части сокращения расходов, в том числе на страхование. В то же время компании сейчас крайне настороженно относятся в заимствованию кредитных и лизинговых ресурсов, так как риск неопределенности очень велик. В свою очередь, снижение активности в этих сегментах также оказывает существенное влияние на корпоративное страхование.

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 13Штефан Ванчек, директор по продажам «ППФ Страхование жизни»

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 14Долгое время инвестиционное страхование жизни, которое презентовалось как альтернатива вкладам, позволяющая получить хороший доход с вложений и при этом застраховать свою жизнь от рисков, было лидером рынка. Однако за 2019 г. спрос на такие программы упал: сборы снизились на 32% по сравнению с 2018 г.. Во многом это обусловлено введением Центральным банком стандартов продажи полисов страхования жизни, согласно которым необходимо информировать обо всех тонкостях продукта, в том числе и об объеме финансовой защиты, которая по программам ИСЖ во многих случаях покрывает только 1-2 риска.

Другой фактор снижения спроса на полисы инвестиционного страхования жизни — невысокая доходность. Так, по данным ЦБ РФ, у 31% полисов ИСЖ в 2019 г. была нулевая доходность, у 20%  —менее процента, 42% полисов показали доходность от 1 до 5% годовых.

При этом спрос на программы накопительного страхования жизни по итогам 2019 г. существенно вырос, что позволило данному сегменту стать лидером рынка по скорости сборов (премии выросли на 64% по сравнению с 2018 г.). Такой рост интереса обусловлен их гибкостью и доступностью, понятной идеей — помочь накопить определенную сумму, оказывая финансовую поддержку в случае непредвиденных ситуаций со здоровьем. При этом не требуется крупная сумма (в отличие от ИСЖ): клиент вносит взносы постепенно, а компания защищает его от рисков с первого дня договора. По окончанию полиса клиент получает планируемую сумму капитала. Все условия (срок накопления, сумму взносов, перечень рисков) он выбирает сам и может менять на всем протяжении срока действия программы.

Ситуация с коронавирусом послужила толчком к ускоренному развитию применения цифровых технологий, которые страховые компании активно использовали и ранее. Существенное влияние на рынок страхования жизни окажет организация дистанционного процесса андеррайтинга (оценка состояния здоровья при заключении договора) и урегулирования убытков.

РЕЙТИНГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ - Деловой квартал 15