«Захотим увидеть конгресс-холл, но нас встретит Детройт», — мнение о развязке в Челябинске
Урбанисты продолжают критиковать еще не построенный третий уровень развязки в центре. На примере уже существующих развязок челябинцы объясняют, какие опасности этот объект несет в себе для пешеходов.
Команда проекта «Челябинский урбанист»:
Район существующей развязки между улицами Братьев Кашириных и Труда — враждебная среда для пешеходов. Вместо того, чтобы решить имеющиеся проблемы, власти собираются сделать хуже.
Многоуровневые развязки делают среду для людей хуже
Развязки — массивные сооружения. Рядом с ними нарушается комфортное для человека соотношение масштабов в пространстве. Людям приятнее жить рядом с малоэтажной застройкой, а не среди небоскребов, а ходить — по набережным и паркам, но не около массивных строений. Монструозная среда отталкивает.
Слева — человеческий масштаб, справа — масштаб Годзиллы
Развязка с магистральным движением — это агрессивные скоростные транспортные потоки, которые находятся в непосредственной близости к пешеходам. Рядом с ними человек чувствует угрозу и дискомфорт, даже если опасность маловероятна. У людей, идущих через Миасс, есть лишь одна альтернатива этой некомфортной среде под развязкой и на ней — потратить лишние 15-20 минут на большой «крюк» через улицу Труда. Время и силы есть не у всех, поэтому люди вынуждены терпеть неудобства.
Читайте также: «Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре»
Такие сложные сооружения, как развязки, требуют значительных ресурсов для обслуживания. Отдавая на них деньги, город вынуждены экономить на проектах по благоустройству пешеходной среды. Вокруг развязок и под ними образуется плохо поддерживаемая неиспользуемая территория в несколько гектаров, а пешеходная среда в таком месте практически отсутствует.
Из-за развязки происходит разрыв городской пешеходной среды в центральной части города. Люди вынуждены либо обходить ее, увеличивая себе путь, либо преодолевать препятствия.
Под развязкой происходит вымирание территории, повышается ее криминогенность: уменьшившиеся потоки людей приводят к потере социального контроля, под развязкой появляются бездомные, обилие мусора, возрастает риск стать жертвой преступления. Это особенно чувствуется ночью, ведь пространство под развязкой не освещено. Прохожие рискуют, но не перестают ходить в таком месте, ведь это самый короткий маршрут.
Детей привлекают в этот район различные виды активности у реки, но отсутствие благоустройства под развязкой и на набережной провоцирует несчастные случаи или просто некомфортное времяпрепровождение.
Власти не идут навстречу обществу, не видя проблемы
На наше обращение о необходимости обустройства пешеходных и велосипедных путей на территории развязки Администрация города предоставила следующий ответ:
В целях обеспечения безопасности дорожного движения обустройство велодорожек, пешеходных тротуаров, равно как и движение пешеходов, не предусматривается.
Это в корне неверные представления о безопасности дорожного движения: пешеходы в любом случае будут ходить под развязкой, так как это кратчайший путь через реку. Только вот из-за неблагоустроенной среды ходить они будут не по освещенным и чистым дорожкам, а в темноте по грязи и среди мусора. Единственный шаг, который приведет к увеличению безопасности на этой территории — это ее благоустройство и приспособление для нужд пешеходов, особенно маломобильных групп.
Пешеходные маршруты около развязки. Сплошные линии — существующие пути, прерывистые — неблагоустроенные пешеходные пути
Чтобы ощутить на себе необходимость в нормальной пешеходной среде у развязки, давайте попробуем пройти по основным маршрутам и перейти через реку.
1) Чтобы попасть с улицы Нагорная на другую сторону реки к Цирку, можно спуститься южнее к улице Труда на 560 м, пройти на запад 170 м по Труда и подняться по мосту на север на 300 м, что в сумме дает около 1 км пути. Это длинный маршрут, на него хватит сил и времени не каждому пешеходу. Он займет 7-12 минут быстрой ходьбы, для маломобильных пешеходов — от получаса.
2) Другой вариант — сократить путь на 500-700 метров, напрямую пересекая местность под развязкой, как делает подавляющее большинство пешеходов.
Подход к развязке с северной стороны с улицы Нагорной
Пешеходные подходы со стороны Нагорной попросту отсутствуют, тут нет тротуаров, освещения и навигации. Дорожные службы не убирают здесь снег. Под самой эстакадой аналогичная ситуация: протоптанные в снегу тропинки и горы земли, нет освещения.
3) Чтобы попасть от перекрестка «Труда–Свободы» к Цирку, можно идти по второму уровню развязки. Для этого пешеходу приходится пересекать дорогу в неположенном месте, подвергая свою жизнь опасности. Существующие в этом месте тротуары не отвечают нормам по обеспечению безопасности пешеходов, они слишком узкие и находятся в плачевном состоянии.
Подход к развязке со стороны улицы Труда (вид на юг)
Дальнейший путь предполагает два варианта. Первый — пройти по старому мосту на уровне земли, где потоки машин невысоки. Хотя здесь предусмотрен пешеходный металлический мостик шириной около 1 м, люди предпочитают идти по широкой автомобильной дороге наравне с машинами, что превращает мост в улицу совместного пользования.
Старый мост через реку
Сейчас этот мост сносят из-за начала строительства конгресс-холла. Однако точка притяжения пешеходов в этом месте сохранится и в будущем — ей станет сам конгресс-холл. В ответе на наше обращение администрация указала, что этот мост якобы останется и будет полностью пешеходным. Но в реальности, сейчас этот мост уже начали разбирать строители.
Второй уровень развязки (вид на запад)
Второй вариант — пройти по второму уровню развязки по пешеходному пути. Его ширина по краям составляет 1 метр и увеличивается в центральной части приблизительно до 3 метров. Он неудобен для прохода, на нем трудно разойтись со встречными пешеходами, человеку страшно находиться так близко к скоростному потоку машин, он не чувствует себя в безопасности. Для маломобильных групп это абсолютно недоступная среда, у них нет шансов проделать такой путь самостоятельно.
Новый уровень развязки станет еще одной ошибкой Челябинска
Развязка — не друг пешеходу. Она проектировалась и строилась без малейшего учета потребностей пешеходов. Весь приоритет был отдан автомобилистам, которых лишь около 35% населения. Третий уровень развязки, к сожалению, будет аналогичным уже существующим. Город получит еще больше неблагоприятной для людей среды в самом его центре.
Район развязки будет соседствовать с будущим конгресс-холлом, гости которого наверняка бы хотели насладиться достижениями современного городского планирования, но, увы, их встретит лишь «российский Детройт» — среда для автомобилей, но не для человека.
Можно снизить вред от развязки, если заявить о недопущении строительства ее третьего уровня и развивать городскую пешеходную среду.
Построенная развязка однажды будет снесена, ведь ее создание было ошибкой. При сценарии, если Челябинск продолжит развиваться, вместе с экономическим ростом стоимость территории в центре города сильно вырастет — появится спрос на гектары пустующей земли. Основные транспортные потоки будут проходить вне центра города, а исторический центр и набережная станут большой пешеходно-транспортной зоной.