Владимир Степанов: Вся Россия - мой сад

НПО «Сады России» — уникальный для большинства российских регионов бизнес-проект. На развалинах обычной российской деревни в Челябинской области вырос селекционный агропроизводственный комплекс.

Буквально с первых минут телефонного разговора становится понятно, что жизнь Владимира Степанова движется с сумасшедшей скоростью: «Хотите интервью? У меня как раз есть свободные полтора часа, потом я в Шадринск, а затем улетаю в Москву на неделю. До нашего офиса ехать час. Успеете?» Пришлось успеть: очень любопытно было взглянуть на человека, который сломал стереотип восприятия агробизнеса как чего-то малоприбыльного, грязного и вечно просящего господдержки.
Создать агроимперию с нуля
«Да, оперативность принятия решений — это мое правило, верно подмечено, — улыбается Владимир Степанов. — И еще бесстрашие наряду с готовностью взяться за любую работу. В этом, пожалуй, нехитрые секреты успеха». А успех действительно впечатляет: за 25 лет работы научно-производственное предприятие, выросшее из созданного на заре перестройки кооператива «Малина», превратилось в крупнейшего поставщика семян и саженцев плодово-овощных культур, цветов, декоративных кустов и кустарников. «Мы продаем все, что может пригодиться садоводу-любителю на его приусадебном участке, и при этом внедряем новейшие достижения селекции и передовые приемы агротехники в широкую практику», — комментирует г-н Степанов.
Как вообще появилась у вас идея создать подобное предприятие? Вы ведь по образованию вовсе не садами должны заниматься, а лесом.
— А я и занимался, почти 10 лет отдал лесу. Но страсть к садоводству во мне жила всегда, я в десятом классе долго стоял на распутье — идти ли мне на «лесное хозяйство» или все-таки на «садоводство и виноградарство». Победила любовь к лесу. А ведь, собственно, почти все садовые культуры вышли из леса, я многие из ныне окультуренных видов изучил в их естественном, диком состоянии. Так что противоречия нет.
Бизнес логично вырос из личного опыта. Пока на дворе был Советский Союз, я свои таланты агронома воплощал только на личном приусадебном участке, выращивал помидоры всем соседям на зависть. И с этих же помидоров и начал: как только появилась возможность организовать кооператив, сразу это сделал и дал объявление о продаже по почте семян отличного сорта помидоров. Первые заказы формировали всей семьей, буквально на коленке. И хотя на начальном этапе это был не столько бизнес, сколько хобби, но хобби с громадным потенциалом развития.
И вы сразу отправились сюда, в Шибаново?
— Нет, далеко не сразу. Идея вызревала четыре года, и только в 2001 г. я приехал сюда и купил здесь полуразвалившийся дом. Спустя одиннадцать лет, думаю, я могу собой гордиться: теперь у нас в собственности 1 000  га земли, 300 га питомника, 300 га поливных земель, 40 автомобилей, 25 тракторов, общежития для рабочих и дома для специалистов, гостиница, даже зал для торжественных мероприятий. В высокий сезон на предприятии работает около 400 рабочих, в остальное время — 150. Мы отправляем заказы по всей России и в ближайшее зарубежье — в Казахстан, Прибалтику.
Как ни странно, но при таких масштабах про «Сады России» мало кто в Челябинске знает. Рекламы совсем нет.
— Это ваше субъективное мнение. Вы ведь не садовод, правда? Вас не особенно заботит, какой сорт сливы или вишни высадить на своем участке и у кого его купить. Вы просто не наша целевая аудитория. Мы даем огромное количество рекламы — и в Интернете, и на билбордах, и по телевизору, и — не поверите! — в 2 500 газет, в основном, конечно, районных. И раз вы нашу рекламу не видите, значит, мы все делаем правильно.
Помимо обычной рекламы мы ведь еще и издаем журнал «Сады России» — единственный среди уральских СМИ, продаваемый на территории всей России, число его подписчиков достигает 17 тыс. Печатаем в Финляндии и рассылаем цветной каталог нашей продукции, в последний раз на него ушло 570 т мелованной финской бумаги — это 11 с половиной «жэдэ»-вагонов. Число постоянных заказчиков этого каталога — 830 тыс., в этом году, может быть, дойдем и до миллиона. А вы говорите: рекламы нет. Да тут космические суммы тратятся: на одни марки в 2011 г. ушло 60 млн руб.!
От продажи семян к замороженным ягодам
«Сады России» не испытывают недостатка во внимании со стороны властей области, признается Владимир Степанов. Но оно чаще всего ограничивается похлопыванием по плечу и констатацией факта: «Вы молодцы». Добиваться всего компании пришлось самостоятельно. «Зарабатывать в агросекторе можно, — уверяет г-н Степанов. — Только делать это нужно изощренно. Устаревшая схема, когда вы выращиваете пшеницу за 4 руб., а продаете за 3,5 и бегаете к государству за субсидиями, уже совсем скоро может перестать работать».
На рынке России вы далеко не единственная фирма, торгующая посадочным материалом. Конкуренция жесткая?
— У нас несколько иные, отличные от остальных методы работы. Начать с того, что мы принципиально не торгуем так называемым «сортомусором» вместо семян и трехметровыми «удочками» вместо крепких саженцев. У нас их просто нет. К работе на наших площадках я привлекаю лучших специалистов, талантливых селекционеров вычисляю еще в период учебы и активно заманиваю к себе. Оттого и посадочный материал — отменного качества.
Другой отличительный момент касается доставки заказов. По тем условиям, которые мы сегодня в состоянии предоставить заказчикам, не может работать ни один наш конкурент. Возможно, что по каталогу у нас и не самые низкие цены, но итоговая стоимость вашей покупки будет однозначно меньше у нас. Как обычно все устроено: вы покупаете два саженца, предположим, по 300 руб. каждый. За комплектовку и упаковку посадочного материала с вас возьмут 9%, еще 25% уйдет на страховку, плюсом 30% — на почтовые расходы, и итоговая сумма вашего заказа составит 990 руб. Какова схема, а?
Мы же работаем только на условиях наложенного платежа, не взимаем никаких комиссий за упаковку и прочее, да при этом же еще и сами порой нарушаем установленные правила в пользу покупателя.
Например, какие?
— Ну, есть у нас, естественно, минимальная сумма заказа. И она экономически обоснована: нерентабельно высылать заказы, не окупая даже собственных затрат. Но на практике мы обычно обслуживаем любой заказ. Нет, мы не благотворительная организация. Просто я точно знаю: сделанное добро всегда возвращается сторицей. Из реальных историй: однажды нам пришел заказ на пакетик семян перца, в нем всего-то десять зернышек, а заказали его сразу три семьи. Выслали. А на следующий год, когда они этот перец вырастили, мы получили трех лояльных, довольных клиентов, которые сегодня регулярно присылают весьма значительные заказы. А упрись я тогда: «Ничего не отправлять, сумма маленькая!» — они бы могли к нам и не вернуться.
А сколько в среднем составляет один заказ?
— Если говорить о семенах, примерно 1 500 руб., саженцы в среднем заказывают на 2 000 руб. А минимальный, раз уж мы о нем говорили, у нас составляет 400 руб.
Какой объем заказов вы сегодня способны обслуживать?
— За полгода — с 1 января по 1 июня 2012 г. — мы обработали и отправили более 700 тыс. посылок по всей стране. Знаете, какие у нас проблемы? Почта не справляется! (Смеется.) Мы сначала пробовали работать с почтой Челябинской области — не получилось, потом со Свердловской — и у нее не вышло. В итоге нас обслуживают сразу две области, и, рискну предположить, мы у них самые «жирные» клиенты.
Вам хватает этого объема?
— Чисто экономически — да, мы вполне себе в плюсе. Но амбиции и потребности у меня намного выше, денег на развитие требуется все больше. Поэтому мы сейчас уже открыли четыре фирменные точки продаж: три в Челябинске, одну в Петровке — работаем с оптовиками. Скоро будем выращивать жимолость в промышленных масштабах: ягода очень востребованная, дорогая, полезная и совершенно не представленная на рынке. Я мечтаю о плантации минимум в 500 га! Можем организовать даже замкнутый цикл: сами вырастили, сами заморозили, сами упаковали — и площади, и ресурсы это позволяют.
Уже в самое ближайшее время мы начнем строить огромный тепличный комплекс на 8 га. Осенью 2013 г. пустим первую очередь, а еще через год — вторую, по 4 га. Планируем выращивать в нем овощи на продажу и однолетние цветы в горшочках — совершенно новое предложение для рынка, но, я уверен, оно будет востребовано.
Может быть, есть задумки и других проектов?
— Есть конкретные планы. Скоро у нас будет новая лаборатория микроклонального размножения. Сейчас мы обкатываем технологию в тестовом режиме, но основной объем работ будет осуществляться в лаборатории мирового уровня, аналогов которой нет в России. На строительство четырехэтажной коробки потребуется 50 млн руб., на начинку не менее 100 млн руб., а полная стоимость около 600 млн руб. И все это на собственные средства, правда, губернатор обещал нам поручительство правительства области перед банками.
И как скоро вы планируете вернуть вложенные в строительство такой лаборатории средства?
— А я вам не назову цифр. Просто приведу пример. Привез я недавно из командировки одну веточку нового сорта жимолости. На ней всего четыре почки. Отдал ее специалистам микроклонального размножения. Так вот, через год они мне из этих четырех почек 30 тыс. саженцев выведут.
Какие-то невероятные цифры. И такие же невероятные прибыли, очевидно.
— Да. Бизнес выгодный. Но вы не забывайте: миллионы на рекламу, журнал, пересылка за наш счет, социальная инфраструктура предприятия. А ведь мы еще организуем и проводим научные съезды и симпозиумы, приглашаем настоящих звезд в области селекции, оплачиваем им проезд и проживание. Так что по доходам и расходы.
Как вам кажется, в чем уникальность вашего предприятия? Таких историй успеха не так много в аграрном секторе.
— Сложно сказать. С одной стороны, я ничего сверхъестественного не сделал — создал компанию, нашел место, нашел людей, много и упорно работаю сам и требую того же от сотрудников, тесно взаимодействую с научным миром и с правительственной номенклатурой. Это все обычные для бизнесмена вещи. Так что приходится думать о каком-то нематериальном факторе: я ведь идеей садоводства болею с детства. Помню, в пятом классе, еще живя в Магнитогорске, как-то в мороз шел пять километров в сад, чтобы набрать с дороги снега и укрыть им неморозостойкую вишню. Никто не просил, никто не заставлял — я просто чувствовал, что должен это сделать. У меня ведь даже хобби нет в общепринятом смысле этого слова. Моя работа — это и источник дохода, и источник удовольствия. Наверно, потому и получается все.
 

 

 

Владимир Степанов

генеральный директор Научно-производственного объединения «Сады России»

Родился 16 октября 1954 в г. Уссурийске.

Образование:
в 1976 г. закончил Уральский лесотехнический институт, специальность «инженер лесного хозяйства».

Карьера:
1976 – 1978 — Уральский лесотехнический институт, аспирант;
1978 – 1980 — лесхоз г. Шадринска, лесничий;
1980 – 1981 — лесхоз г. Верхнеуральска, лесничий;
1981 – 1984 —  директор Варненского лесхоза;
1984 – 1987 —  леспромхоз Тюменской области, заместитель начальника транспортного цеха, начальник строительного отряда, заместитель по производству;
с 1987 г. — генеральный директор Научно-производственного объединения «Сады России» (ранее — кооператив «Малина, «Сад и огород»).

Женат, есть дочь.

 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.