Валерий Улановский: «Экологические проблемы в Челябинске решат сами промышленники»

Помимо обсуждения новостей о переносе строительства ТГОКа, разговора об этом бизнесе, неизбежных вопросов об экологии нас интересовал гендиректор Томинского ГОКа Валерий Улановский сам по себе.

Валерий Улановский построил Михеевский ГОК, работал на Карабашмеди еще в «лихие девяностые» и был мэром Карабаша в начале «тучных нулевых», а сейчас живет в Челябинске.

Строительство Томинского ГОКа отложено на год?

— Получается, уже на два года. Изначально планировалось, что мы запустим производство в декабре 2017 года.  В феврале-марте прошлого года были полны решимости приступить к подготовительным мероприятиям по началу строительных работ. Теперь получается, что срок запуска проекта переносится на конец 2019 г.

Если оценить опыт по строительству первого нашего Михеевский ГОКа, то мы затратили на его строительство 19 месяцев. Думаю, здесь будет такая же длительность строительно-монтажных работ. При этом стоит сказать, что все были заинтересованы в скорейшем запуске объекта, от руководства предприятия и компании до руководителей области.

Что же вас держит в первую очередь?

— Экологический аудит, который в прошлом году решили провести губернатор Челябинской области Борис Дубровский и председатель совета директоров «Русской медной компании» Игорь Алтушкин. Его результаты будут получены 1 июля 2016 года.

Помимо аудита, мы за это время более детально прорабатываем проектные решения, проводим дополнительные исследования, чтобы снять вопросы, которые возникают по ходу прохождения экспертиз или запросов челябинцев. Мы стараемся ответить на все возникающие вопросы к нам: и по технологии, и по социальным аспектам, и по последствиям реализации этого масштабного проекта. Стоит отметить, что надзорные органы несколько раз выезжали к нам по обращениям граждан. Проверяли, ведем ли мы какие-либо работы на территории будущего предприятия.

Но ведь это следствие, экоаудит был организован из-за общественного давления...

— Действительно, мы недооценили этот фактор при планировании своей работы. Мы прекрасно понимаем все экологические риски, но они сильно преувеличены. Реально горно-обогатительный комбинат не угрожает Шерневскому водохранилищу, а вклад Томинского ГОКа в общий объем вредных выбросов будет составлять около 2% от нынешних выбросов предприятий в Челябинске. При этом наши выбросы не выйдут за границы санитарно-защитной зоны предприятия и до Челябинска никакой «силой» не будут доставлены.

Мы посчитали, что люди просто не поверят в те небылицы, которые распространялись. Теперь понятно, что мы ошиблись в своей оценке. Сейчас находимся в состоянии, когда нам нужно «перебороть» это негативное отношение нашей активной разъяснительной и информационной работой.

Как вы относитесь к экологическим активистам?

К проявлениям любых общественных инициатив я отношусь нормально и с пониманием. Первое, что я сделал, когда пришел на предприятие, —  позвонил Андрею Талевлину (лидер регионального отделения «Яблоко» и общественной организации «За природу» - прим. ред.). Вот, мол, назначен, готов сотрудничать с вами.  Думаете, Андрей Талевлин появился за эти два года? Нет!

Если в советское время говорили о политической экономике, то теперь можно говорить о политической экологии. Экология сейчас создает очень серьезные условия экономического соперничества между государствами. Появляются организации, которые на этом специализируются, по сути это стало неким механизмом подготовки «протестного электората». Набрав сторонников, они уходят в политику.

Если честно, очень часто задаюсь вопросом: «Почему эти люди не занимаются работой по созданию в городе благоприятной среды проживания?». У нас же есть серьезные проблемы, в которых виноваты не промышленные предприятия, а мы, жители нашего города.

Вы в Челябинске сейчас живете?

— Почему сейчас? Я живу в Челябинске уже 14 лет. Недалеко от Челябинского государственного университета.

Тогда вам будет трудно отрицать, что с экологией, с выбросами промпредприятий у нас все-таки есть проблемы. И люди уже начинают массово переезжать в другие регионы.

— Я не собираюсь никуда переезжать, даже мыслей таких нет. Мои дети со своими семьями живут в Челябинске. И я не вижу проблем экологического характера, связанные с работой промышленных предприятий, которые бы заставили меня сменить место проживания.

Здесь присутствует больше проблем нашего отношения к окружающей среде. Не предприятия же разбрасывают везде мусор и бумагу, портят газоны придомовых территорий, ломают детские площадки, выбрасывают окурки прямо на улице…

Перечислять такие примеры можно тысячами. Именно это на первоначальном этапе определяет состояние окружающей среды. Работники, которые следят за чистотой в городе, даже не успевают убирать за нами. Для примера: обратите внимание на имеющиеся во дворах места сбора отходов. Это показатель, характеризующий окружающую среду, и при чем здесь выбросы промышленных предприятий? Это только показатель того, как мы сами относимся к нашей окружающей среде.

Сейчас в России 15 городов-миллионников. Почему они ими стали? За счет промышленности и потому, что туда приехали люди работать, создавать семьи. Большие города не смогут обойтись без промышленной составляющей. Посмотрите на столицы соседних субъектов. Есть все представители - и «богатые», и «бедные».

На прошлой выборной губернаторской кампании, если вы помните, один из кандидатов заявил о желании все производства за пределы Челябинска вынести… Жаль, что до рабочих этих предприятий толком не довел эту информацию, иначе бы его самого вынесли.

Очень давно все говорят о диверсификации экономики. Есть ведь климатические зоны, есть сложившаяся специализация у стран, регионов — где-то машины производят, где-то электронику. Там где богом заложено добывать полезные ископаемые, зачем пытаться «бананы выращивать»?

Не рационально игнорировать то, что делали раньше и осваивать новые сектора экономики. Давайте вспомним, что было в перестройку. Челябинск был благополучней, в отличии от других российских городов, благодаря имеющимся на Урале  полезным ископаемым и металлургическим предприятиям.

Учитывая нынешние мировые цены на металл и на медь в частности, так ли эффективны добывающие предприятия как бизнес?

— Добывающие предприятия эффективны, другое дело, что приходиться учитывать и конъюнктуру рынка, и цены на сырье. Соответственно, существуют временные циклы, когда стоит работать много и реализовывать новые проекты, а когда приходится снижать издержки и пережидать «тяжелые» не выгодные в экономическом смысле времена.

И живем мы в обществе постоянно растущих потребностей. Людей больше, потребностей больше, спрос больше. Вот вам и эффективность этого и любого другого бизнеса.

Наше предприятие в будущем будет создавать новую прибавочную стоимость. Именно такие предприятия являются локомотивами государственной и региональной экономики. Кроме того, наши производства создают новые рабочие места в смежных сферах. Это строительство, профессиональное образование, вся сфера услуг. На одно рабочее место на самом Томинском ГОКе появится еще четыре-пять дополнительных. Это около 5000-6000 новых вакансий.

Вы строили и запускали Михеевский ГОК, не жалко было оставлять уже отлаженное производство?

— Дело не в том, что жалко или не жалко мне. Это некое распределение функционала между работниками компании – одни строят, потом передают предприятия, объекты другим работниками и управленцам, которые лучше знают добычу и производственный процесс. Мы получили уникальный опыт. Нанимать новых людей и учить их в процессе постоянно — не выгодно и не рационально.

Да и мне лично чего жалеть, если идешь на новый проект? Не менее интересный, чем прежний, который можно сделать еще лучше, чем прежний.

Когда построите Томинский ГОК, хотелось бы перейти на новый проект?

— Конечно, хотелось бы. То, что мои знания и опыт востребованы - это главная мотивация. Меня это вполне устраивает.

Всю свою команду забираете на новое место с собой?

— Да, очень часто так получается, что постепенно переходит почти вся команда. Кого-то забираем сразу, кто-то заканчивает свою часть проекта на прежнем месте и переходит к нам позже.  

А кто-то остался рядом с вами со времен работы главой Карабаша?

— Таких немного. Это совсем другая сфера, не менее сложная, у нас почему-то недооценивают муниципальную службу, но вырастить там хорошего специалиста тоже непросто.

Следите за городом?

— За городом — почти нет. Я получил там богатый опыт, но сам потом не пошел на новые выборы.  А за «Карабашмедью», конечно, слежу, поскольку оно входит в структуру Русской медной компании.

«Самую грязную точку планеты» часто поминают на экологических митингах: «Не дадим превратить Челябинск во второй Карабаш».

— Этого точно не случится. Во-первых, там совершенно другая технология используется, лучше посмотреть, как выглядит производство на Михеевском ГОКе. Во-вторых, нужно было видеть, в каком состоянии завод и город были 15 лет назад. Для Русской медной компании модернизация, восстановление, запуск «Карабашмеди» - это был, скорее, социальный проект на тот момент. Проще было бы построить новое производство.

Экологические проблемы в Челябинске, я уверен, решат сами промышленники, все они видят, к чему ведет дополнительная нагрузка на экологию. Это просто неизбежно. Любой собственник заинтересован  чтобы у него работали квалифицированные люди, любящие свое предприятие и свой город. А это как раз тот краеугольный камень, который заставляет и модернизировать свои производства, и соблюдать экологическое законадательство, и обустраивать окружающую среду.

 

Улановский Валерий Михайлович

Родился в 1958 году в городе Луховицы Московской области. В 2000 году закончил службу рядах вооруженных сил РФ, где занимал командные должности, и перешел на работу заместителем исполнительного директора по режиму, безопасности и ЧС «Карабашмеди».

С декабря 2000 года по март 2005 года занимал должность главы Карабаша

С апреля 2005 по август 2008 года - руководитель представительства Русской медной компании в Челябинске.

В 2008-2014 годах занимал должность генерального директора ЗАО «Михеевский ГОК».

С 2014 года – по настоящее время генеральный директор АО «Томинский ГОК».

Кандидат экономический наук.

Женат, есть взрослые дочь и сын (который также работает в Русской медной компании) и внуки.

 

Экономика Томинского ГОКа

Производительность: 28 млн. тонн медной руды и 500 тыс. тонн медного концентрата в год. Запасы руды - 553 млн тонн, полный срок добычи - 25 лет. Срок строительства первой очереди — 2 года, второй очереди – 1 год.

Срок окупаемости проекта – 8 лет, без учета периода строительства ГОК – 4 года.

Бюджет проекта 63,5 млрд руб. Собственные средства — 30%, привлеченные — 70%. Изыскания, проектирование, разработка месторождения — на свои средства. Кредиты в рублях необходимы для приобретения российского оборудования и строительно-монтажных работ, валютные кредитные линии — для оборудования иностранного производства.

За все время работы размер налоговых отчислений в бюджеты разных уровней составит порядка 78,7 млрд рублей. Около 60,4 млрд. руб. – в бюджет Челябинской области. 3,8 млрд. – в муниципальный бюджет Сосновского района.

Средняя заработная плата в целом по предприятию – 41 тыс. руб., количество сотрудников — 1300 человек.

Источник: tomgok.ru, Валерий Улановский

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.