Ульяна Степанова: «90% долгов, даже проблемных, можно взыскать»

Ульяна Степанова: «90% долгов, даже проблемных, можно взыскать»
Иллюстрация: Предоставлено LEGAL ADVISER

Успешное взыскание – результат правильных действий и настойчивости кредитора, уверена руководитель юридической компании LEGAL ADVISER, арбитражный управляющий и медиатор Ульяна Степанова.

Ульяна Владимировна, как известно, ваша компания уже седьмой год на рынке взыскания долгов организаций. За это время вашим клиентам были фактически возвращены десятки миллионов рублей. Есть мнение, что ваша команда профессионально «вцепляется» в должника и не ослабляет «хватку», пока тот не заплатит. В чем секрет результативности?

- Когда мы начали деятельность по взысканию долгов шесть лет назад, мы располагали хорошим юридическим опытом участников команды и профессиональным интересом к достижению результата. Мы стали изучать и применять различные методики, наслаивая наши навыки на узкоспециальные новые знания и практический опыт. На этапе стартапа мы брались за все взыскания подряд без каких-либо авансов со стороны клиентов. Расчет за наши услуги был в процентах от суммы долга и всегда по факту взыскания. Лишь в редких случаях клиент нес некоторые расходы на авиаперелеты и госпошлины. Иногда случалось так, что сумма вознаграждения по итогу не покрывала расходов на время, что мы тратили, сопровождая взыскание. На то время это, видимо, было справедливо для начинающей команды. За прошедшие несколько лет мы достигли в этой деятельности серьезных результатов.

До сих пор помню нашу первую большую победу, когда нашими усилиями был реально возвращен проблемный долг в размере 6,5 миллионов рублей. Просрочка к тому времени исчислялась шестью годами.  Когда клиент пришел к нам, он испробовал все: суд, исполнительное производство, уголовное преследование, административный ресурс – безрезультатно. Кредитор признался, что пытался решить проблему даже через «жуликов» и был готов отдать 50% суммы долга, лишь бы восстановить справедливость, «уесть» своего оппонента, «заставить» его заплатить. Его беспокоил не столько факт потери этих денег, сколько наглое и циничное поведение бывшего партнера, который мог рассчитаться, но не желал это делать, оформил бизнес не на себя и официально доходов не имел. На это взыскание у нас ушло 8 месяцев. Четыре месяца длилась разработка и реализация стратегии и еще четыре, оппонент сопротивлялся взысканию. Очень неожиданными для него оказались не только юридические, но и другие инструменты, которые мы использовали. Профессиональный секрет не раскрою, однако мы еще не раз успешно применяли такие ходы в других взысканиях.

С первыми результатами пришло понимание ценности времени, что мы тратим во имя клиента и ради результата. Беремся за взыскания избирательно. Сегодня наша команда сопровождает сложнейшие процедуры банкротства, мы глубоко погружаемся в деятельность предприятия-должника, со всех сторон исследуем причины его неплатежеспособности, решения и поведение лиц, связанных с должником. В результате разработанной стратегии настолько усложняем жизнь должнику, что нашим оппонентам действительно трудно противостоять такому натиску.

Уже сейчас, спустя несколько лет после первой победы, могу с уверенностью сказать – секрет результативности в настойчивости и упорстве кредитора, в творческом и индивидуальном подходе ко взысканию, когда, казалось бы, стандартные юридические инструменты в их необычном сочетании с качественным подходом к делу обязательно дают результат. Если же есть повод и возможность для PR-сопровождения взыскания, шансы на реальное погашение долга, сильно возрастают.

Кредитора, не желающего вкладывать дополнительные средства во взыскание можно понять. Уже и так есть долг, какой смысл его увеличивать, неся расходы на его взыскание?

- Позиция кредитора закономерна, однако, как известно, если ничего не делать, то и результата не будет. Можно, конечно, надеяться на то, что у должника проснется совесть и обострится чувство справедливости. Однако, какова вероятность того, что предприниматель, вставший на путь недобросовестности, вдруг сам изменит свое мнение? Именно поэтому я вижу смысл вкладывать средства во взыскание, если кредитор не готов простить долг, если ему понятно, на что пойдут эти средства, какие будут совершены мероприятия и кем, в какие сроки и какова вероятность успеха. 

Я считаю, что 90% долгов, даже проблемных, можно взыскать, если не терять время, верно определиться со стратегией взыскания, инструментами (их сочетанием) и эффективно совершать нужные мероприятия. Оставшиеся 10% приходятся на объективную невозможность реального погашения долга – либо у должника отсутствуют средства (активы) для этого, либо уже упущено время для большинства маневров. Эти обстоятельства мы выясняем уже на этапе анализа долговой ситуации. Это минимизирует расходы клиента.

В чем особенность вашего подхода к решению долговых проблем? Что рекомендуете кредиторам взять на вооружение?

- Мы применяем законный, комплексный, творческий и индивидуальный подход ко взысканию. Последовательность наших действий такова: подробный анализ долговой ситуации и деятельности лиц, с нею связанных, поиск ключевых точек воздействия, разработка индивидуальной программы взыскания, ее реализация, оперативная реакция на изменяющиеся события и реакцию оппонентов.

Стоит отметить, что должники совершенствуются в способах невыплаты долгов: используют для этого имеющиеся пробелы в законодательстве и низкую эффективность работы государственных служб. Профессиональные должники знают, как затянуть судебное разбирательство, исполнительное производство, рассмотрение заявления правоохранительными органами, использовать законную процедуру банкротства для избавления от долгов.

Именно поэтому, помимо традиционных юридических инструментов важно включать в комплекс мероприятий нестандартные методики, к которым должник не готов и не знает, как на них реагировать, как им сопротивляться. Речь о расширенной внесудебной методике взыскания долгов - технологии корпоративного коллекторства, которая предполагает воздействие не только на компанию-должника. Фокус внимания - на конкретных персон, ответственных за возникновение долга и их параллельный бизнес. Ведь юридическое лицо не может само по себе принять решение с кем рассчитываться, а кому не платить. За юридическим лицом всегда стоят конкретные физические лица, которые принимают решения относительно его судьбы.

В последнее время много говорится о технологии корпоративного коллекторства: в конце декабря в Москве состоялась уже третья ежегодная конференция Ассоциации корпоративного коллекторства, в которой принимала участие и ваша компания. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что такое корпоративное коллекторство?

- Суть корпоративного коллекторства в том, что с целью законного создания условий для расчета осуществляется воздействие на репутацию персон, которых кредитор небезосновательно считает ответственными за неисполнение обязательств компанией-должником. Это так называемое PR-сопровождение взыскания, которое может быть массовым – когда публикуются пресс-релизы, статьи, проводятся пресс-конференции, а может быть точечным – когда по ключевым для должника адресатам рассылается информация о возможной (либо установленной судом) недобросовестности предпринимателя.

Для должника подобный ход кредитора является неожиданностью. Он знает, как сопротивляться юридическому воздействию, но не знает, как реагировать на корпоративное коллекторство. Предусмотрительные должники, которые сразу просчитали риски, связанные с распространением информации об особенностях их бизнеса и его затруднением этим явлением, предпочитают решить ситуацию до того, как она выйдет в публичную плоскость.

То есть, это своего рода «репутационный шантаж»?

- Можно и так называть подобное воздействие на должников. Журналисты несколько лет назад окрестили технологию PR-взыскания «законным шантажом» и «шантажом в законе». Однако важно другое. Такое воздействие находится в рамках закона и обусловлено, во-первых, нормами Конституции РФ, где сказано: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч.2ст.45), «Каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации (ст.29).

Во-вторых, Европейский суд по правам человека в деле «Гринберг против Российской Федерации» указал на то, что, принимая во внимание положения пункта 2 статьи 10 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", свобода выражения мнения распространяется не только на «информацию» и «мнения», воспринимаемые положительно, считающиеся неоскорбительными или рассматриваемые как нечто нейтральное, но и на оскорбительные, шокирующие или причиняющие беспокойство. Указанное является требованием плюрализма мнений, терпимости и либерализма, без которых бы не существовало «демократического общества».

В-третьих, ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон «О средствах массовой информации» не содержат запрета на изложение в СМИ критических суждений в отношении физических или юридических лиц.

Более того, в одном долговом конфликте коллекторы на интернет-ресурсе и посредством наружной рекламы публично объявили о выплате вознаграждения за предоставление сведений, позволяющих привлечь должника к уголовной ответственности за совершенные им правонарушения.   

Должник подал иск о защите деловой репутации, однако суд отказал в удовлетворении иска, отметив, что «необходимо принимать во внимание достижение общественного интереса: выявление причастности лица к совершению ряда правонарушений в области предпринимательской деятельности, что имеет общественно-опасный характер и может явиться причиной вреда иным лицам.»

Подводя итог сказанному, от чего зависит успешное взыскание долга?

- Наш многолетний опыт показывает, что залогом успеха фактического взыскания являются три момента. Во-первых, комплексность подхода, то есть применение, как юридических инструментов, так и нетрадиционных законных методик. Осознание того, что делать, как это делать, когда именно и зачем. Ведь даже для юридических инструментов, таких как уголовное преследование или исполнительное производство, есть свои тонкости и нюансы. Важно их учитывать.

Во-вторых, профессиональный уровень специалистов, сопровождающих взыскание, а также их публичность, результаты и репутация. Важно обращать внимание на то, есть ли у юридического/коллекторского агентства интернет-сайт, публикуются ли там новости о взысканиях, которые они сопровождают, каковы особенности их воздействия и каковы их подходы, ограничены ли они в инструментах, есть ли среди сотрудников агентства профессиональные юристы (ведь помимо установления долга в суде, с которым может справиться и студент юридического ВУЗа, может понадобиться сопровождение процедуры банкротства или оспаривание сделок). И, наконец, в-третьих, немаловажный фактор – это способность кредитора нести расходы на взыскание, особенно если речь идет о проблемных долгах и долгах в особо крупном размере. 

Ульяна Владимировна, вы стали инициатором создания Комитета по долговой безопасности на площадке «Деловой России». Почему было решено привлечь общественную организацию к решению проблемы корпоративных долгов?

- Комитет по долговой безопасности был создан для того, чтобы информировать предпринимательское сообщество. На наших мероприятиях мы говорим о том, как избежать долговых проблем, уделяя достаточное внимание профилактике, а также о том, какие способы взыскания долгов существуют и как их эффективнее применять, как выбрать коллекторов для взыскания и на что обратить внимание, делая свой выбор. Не каждый предприниматель знает, что помимо стандартных юридических инструментов есть такие эффективные внесудебные технологии решения конфликтов, в том числе долговых, как медиация или корпоративное коллекторство.

В рамках проектов Комитета по долговой безопасности ЧРО ООО «Деловая Россия» мы регулярно проводим и участвуем в мероприятиях, посетить которые предприниматели могут на безвозмездной основе. Так, например, в мае этого года в Законодательном собрании области состоялся круглый стол, посвященный защите прав предпринимателей, в октябре мы приняли участие в Неделе медиации на Южном Урале. А в прошлую среду, 17 декабря, прошел семинар для предпринимателей по вопросам взыскания долгов и долговой безопасности.

 

Беседовала Татьяна Борисова

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.