Почему в российской рекламе царит хаос, — член Гильдии маркетологов Ольга Шабалина

Китайцы, американцы и русские воспринимают рекламу очень по-разному. Но если в США и КНР информация на билбордах упорядочена, то в России она превращается в драму и мешает покупателю, считает эксперт.

Ольга Шабалина, доцент кафедры маркетинга ЮУрГУ, член Гильдии маркетологов и Американской маркетинговой ассоциации, обладатель гранта программ Фулбрайта в области образовательных и культурных обменов, профессор университета Св. Марии (шт. Мэрилэнд, США):

— 10 лет назад я начала преподавать международную рекламу, путешествовать и сравнивать российские, американские и китайские ее варианты. Первое, на что я обратила внимание,  это композиционные различия в наружной рекламе. В Китае биллборды могут быть огромного размера, до 100 м в длину, с линейным горизонтальным движением композиции  слева направо. В США биллборды стандартной формы (3 × 6), информации мало, и вся она сфокусирована на свойствах товара и выгодах для потребителя. В России композиция не отличается особой линейностью, она часто фокусируется на нескольких объектах – компания, товар, розница, спец предложения, и эти элементы часто хаотично располагаются относительно друг друга. Эмоции в рекламе часто берут верх и потребителю порой трудно разобраться, что собственно рекламируется, и в чем УТП продукта.

Подобные различия я также наблюдала в печатной рекламе, выполненной национальными рекламными агентствами — американскими, китайскими и российскими соответственно. Наиболее ярко они проявлялись в рубричной рекламе – линейная вертикальная композиция в США (часто на всю длину разворота), горизонтальная — в Китае, и квадратная, многофокусная – в России.

Устойчивость композиционных различий в этих странах, в особенности, отсутствие упорядоченной композиции в российской рекламе, спровоцировали поисковый вопрос, является ли хаотичность и многофокусность рекламной композиции в России результатом некомпетентности местных рекламных агентств (и это вполне может быть, учитывая молодой возраст рекламной индустрии в России), или мы создаем такую рекламу, потому что воспринимаем и структурируем информацию подобным образом?

Чтобы ответить на этот вопрос я провела кросс-культурный эксперимент, в ходе которого студентам из России, США, Китая, Индии и Мексики было предложено описать несколько фотографий произвольным способом в течении ограниченного количества времени – 20 секунд на каждое фото. Когда я получила ответы российских студентов, моя гипотеза о специфичном восприятии информации подтвердилась. Для наглядности приведу пример описания фотографии, изображающей апельсины крупным планом на прилавке в супермаркете. Около 70,0 % студентов описывали фото по принципу матрешки: «Магазин, супермаркет, продукты, фрукты, цитрусовые, апельсиновое счастье». Лишь немногие студенты (порядка 30,0 %) доходили до сути и называли апельсины. Создавалось впечатление, что студентам было сложно идентифицировать центральный объект. Изначально они воспринимали картинку целиком, постепенно сужая фокус восприятия.

Для сравнения, американцы описывали туже картинку лаконично и однозначно — «апельсины». Для них было «сложно» идентифицировать контекст. Китайские студенты видели как картинку целиком, так и конкретные объекты на переднем плане — «супермаркет, апельсины». Мексиканцы воспринимали информацию онтологически, как бы задавая вопрос: «А для чего все это существует?» Большая часть из них описала картинку одним словом  «Покупки».

Студенты из Индии подошли к описанию философски. Большая часть описаний  это рассуждения по поводу увиденного. Вот некоторые примеры: «Сегодня супермаркеты на подъеме. От фруктов до открыток  всё находится у вас под рукой. Вы тоже так считаете?» или «Когда я смотрю на апельсины, я чувствую радость».

Результаты исследования спровоцировали новый вопрос: «Должны ли рекламисты учитывать специфические паттерны восприятия информации потребителями на различных национальных рынках в моделировании рекламной композиции или им следует придерживаться западных подходов, предполагающих линейность композиции и фокусировку на отдельном продукте?»

Был проведен дополнительный эксперимент, изучающий как рекламная композиция влияет на беглость восприятия информации и предпочтение к рекламе. Оказалось, что скорость восприятия информации китайцами возрастает с количеством объектов — чем больше рекламируемых объектов, тем информация считывается быстрее и тем больше шансов, что реклама понравится. Что же касается российских студентов, то им больше понравилась «американская» реклама с одним рекламируемым товаром и линейной вертикальной композицией. Скорость восприятия информации по данной композиции также была самой высокой.

Результаты проведенного кросс-культурного исследования требуют дальнейшего подтверждения. В частности, для получения более объективной и точной информации планируется повторить эксперимент с использованием айтрекеров.  Тем не менее, уже сейчас полученные результаты позволяют объяснить некоторые повседневные практики, связанные с поведением индивидов в пространстве, например, во время посадки на самолет, или поведение водителей на дороге, или то, как мы фотографируем, и т.д. Они также актуализируют значимость выбора между двумя основными подходами, существующими в глобальной практике рекламирования,  западный с его девизом «Поступай глобально!» и локальный, учитывающий паттерны восприятия информации местным потребителем. 
 

Колонка подготовлена на основе выступления Ольги Шабалиной на проекте «Курилка Гутенберга» для рубрики «Особое мнение Челябинск»

 

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.