Деловой квартал / Новости / Парадоксы гостиничного рынка Челябинска: оживление инвесторов - без явных на то причин

Парадоксы гостиничного рынка Челябинска: оживление инвесторов - без явных на то причин

28.05.2013 16:03

Замороженные проекты и активные стройки, дефицит номеров и одновременно с ним стагнация рынка. Такими разными эпитетами эксперты характеризуют гостиничный рынок Челябинска сегодня.

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твитнуть

«ДК» попытался разобраться, какие сегменты востребованы, а в строительство каких отелей лучше не вкладываться.

Челябинские отельеры называют 2012 г. удачным. Столица южного Урала принимала чемпионаты Европы по дзюдо и водному поло и ряд других крупных спортивных состязаний. Загрузка гостиниц в дни соревнований была как никогда высокой — в отдельных отелях людей селили даже в сауны. Новость о том, что регион выиграл право на проведение чемпионата мира по дзюдо в 2014 г. еще больше приободрила игроков рынка. Впрочем, назвать ситуацию одинаковой во всех ценовых сегментах нельзя.

Дефицитный эконом

Огромное предложение в среднем и высоком ценовых сегментах и практически полное отсутствие — в эконом-классе. Так эксперты оценивают состояние гостиничного рынка Челябинска.

Наиболее востребованные номера в отелях города — самой низкой ценовой категории, но предложений по 1000-1500 руб. за номер в сутки практически нет.

«Когда гостиничный бизнес только начал развиваться, первым делом строились «пятизвездники», потому что они быстрее окупались», — объясняет ситуацию управляющий отелем «Маркштадт» Сергей Ушкин. По мнению эксперта, имели место и личные амбиции инвесторов: «Построить «пятизвездник» не то же самое, что построить какой-то 3-звездный отельчик».

Нехватка недорогих номеров с ценой ниже 2500 руб. в сутки связана и с недавней реконструкцией отеля «Малахит»: «Гостиница совершила «чудо» — перешла из более низкого ценового сегмента в более высокий», — поясняет генеральный директор «Смолинопарка» Елена Нарделли. В результате 409 номеров стали предлагаться в категории 4 звезды, а не в эконом-классе.

Нишу дешевых предложений сегодня в Челябинске занимают мини-отели, а также квартиры, перепрофилированные под сдачу на ночлег. «Но в плане безопасности, удобства и комфорта квартиры явно проигрывают гостиницам», — считает Сергей Ушкин.

Недавно в городе появились доходные дома. Компания «КПД и СК» построила типовые десятиэтажки. Квартиры в них сдают внаем, при этом стараются работать с юридическими лицами — заключают договоры с компаниями, которые направляют в Челябинск, например, бригады рабочих. Снять квартиру может и частное лицо. Правда, остановиться можно минимум на трое суток — это обойдется в 3500 руб. на человека.

Через пару лет дефицит дешевых предложений в Челябинске если не исчезнет совсем, то сократится. Один из крупнейших мировых операторов гостиничных сетей — InterContinental Hotels Group заявил о строительстве в России 15 гостиниц бренда Holiday Inn Express. Стратегическое соглашение об этом было подписано с ООО «Региональная Гостиничная Сеть» (РГС) и портфельной компанией Venture Investments & Yield Management LLP (VIYM). По плану отель должен разместиться в районе железнодорожного вокзала к лету 2015 г. Holiday Inn Express рассчитан на туристов и деловых людей, которые отправляются в короткие деловые поездки и стремятся получить качественный сервис по умеренным ценам. Игроки рынка называют проект обнадеживающим: «Инвесторы стали обращать внимание на эконом-класс. Для успеха в бизнесе спрос и предложение не менее важны, чем количество звезд на фасаде. Тем более что не так много людей в России готовы платить деньги за ночь в пятизвездном отеле», — заявил Сергей Ушкин.

Средний ценовой сегмент в стагнации

Рынок гостиниц среднего класса Челябинска эксперты называют насыщенным. По словам генерального директора корпорации «Стратум» Олега Пермякова, «спрос и предложение номерного фонда очень удачно находятся в балансе». Бизнесмен выделяет несколько знаковых событий: открытие отеля «Видгоф» на пр. Ленина, строительство гостиницы Radisson на ул. Труда и реконструкцию отеля «Малахит». В городе реализуются и других проекты: рядом с ледовой ареной «Трактор» строится отель «Мелиот», на пр. Ленина при Центре Международной  Торговли также возводится гостиница. Но все проекты свидетельствуют лишь об органическом росте рынка, бурного развития гостиничного комплекса, как в столице и других крупных городах, в Челябинске не предвидится, считает г-н Пермяков: «В Адлере Олимпиада будет проводиться — и рынок растет, в Екатеринбурге идет развитие благодаря высоким темпам роста экономики и большому количеству иностранных представительств. В Челябинске такого драйвера для роста спроса я не вижу».

Г-н Пермяков характеризует ситуацию на рынке как стагнацию. С такой оценкой согласны другие эксперты. «Проводить в Челябинске отпуск люди не поедут. Челябинск также — не деловая столица», — считает генеральный директор «Смолинопарка» Елена Нарделли. Надежды нет и на металлургию, в которой сейчас спад, а экономика региона исторически зависима от этой отрасли. Впрочем, есть и другие сдерживающие развитие рынка факторы, связанные исключительно со спецификой региона. К ним владелец гостиницы Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside Алевтина Юдаева относит отставший по развитию инфраструктуры челябинский аэропорт: «В своих отчетах иностранцы пишут, что Челябинск — это город, который находится в 200 км от аэропорта, потому что они все прилетают в Екатеринбург», — говорит эксперт. Такого мнения придерживаются и другие эксперты. К более развитому и современному аэропорту «Кольцово» подтягиваются соответствующие инфраструктура и проекты: «Там и ЭКСПО планируется провести, и чемпионат мира по футболу в 2018 г. Соответственно, активная деловая жизнь обуславливает  рост гостиничного рынка», — говорит руководитель отдела продаж отеля «Малахит» Светлана Сошенко.

Среднегодовую заполняемость челябинских отелей в 4 звезды эксперты оценивают в 55% и даже ниже. Столь низкую востребованность гостиниц связывают со сложной экономической ситуацией в России: «Новых проектов почти нет, инвестируют мало, идет отток капитала», — перечисляет общероссийские проблемы управляющий «Маркштадта» Сергей Ушкин. Елена Нарделли добавляет в список проблем еще одну российскую специфику: «У нас очень много праздников. Половина января — нерабочая, половину мая отели опять стоят незагруженные. Есть 8 марта и 23 февраля. Эти праздники разрывают рабочую неделю, и никто не планирует поездки. Праздники плохо сказываются на загрузке гостиниц, но этого не изменить».

Впрочем, ситуацию нельзя назвать однозначной. Эксперты отмечают высокую активность инвесторов на рынке.

Импортный тренд

У челябинского рынка сегодня есть одна отличительная особенность: практически все крупные отельеры — местные несетевые бизнесмены, что накладывает свой отпечаток на бизнес.

Вообще включение гостиниц в международные сети дает им доступ к международной системе бронирования, а значит, гарантирует большую заполняемость номеров. Местные игроки в основном не обладают ресурсом привлечения корпоративных клиентов. У Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside (первый в Челябинске отель с международным именем) есть явное преимущество перед локальными конкурентами, объясняет на примере Олег Пермяков: «Компания Emerson, которая сотрудничает с челябинским заводом «Метран», имеет соглашение о сотрудничестве с международной сетью Holiday Inn, и понятное дело, какую они гостиницу выбирают, направляя в командировку в Челябинск своих специалистов». По такому принципу будет работать и гостиница Radisson, которую должны достроить в III квартале 2013 г. До 70% клиентов в нее будет привлекать компания Rezidor Hotel Group, которая управляет отелями Radisson по всему миру: «Отделы продаж есть в 80 государствах мира. И это та мощнейшая база, которая будет продавать наши номера», — рассказал «ДК» генеральный директор компании «Родник» (она выступает девелопером проекта) Владислав Редькин.

Привлечение иностранных брендов на челябинский рынок — одна из самых ярких тенденций последнего времени, считает управляющий отелем «Маркштадт» г-н Ушкин. Эксперт напоминает о планах InterContinentalHotelsGroup построить в Челябинске Holiday Inn Express. Известно также о желании международной группы Accor возвести отель возле Краеведческого музея на ул. Труда. Гендиректор Accor собирается в июне в Челябинск на переговоры с руководством «Родника», рассказал «ДК» Владислав Редькин: «Но мы решили для себя, что надо сначала посмотреть, как пойдет бизнес по Radisson». Только после этого будет принято окончательное решение, быть ли новому гостиничному проекту или нет.

Первых шагов в бизнесе гостиницы Radisson ждут и локальные игроки: «Тут важна стратегия их захода на рынок, если они начнут демпинговать, то нас это, конечно, затронет», — намекает на ужесточение конкуренции Светлана Сошенко. Лишь бы не получилось так, как в свое время в Екатеринбурге, продолжает мысль Елена Нарделли: «В 2009 г. к ШОС там открыли несколько отелей (Hyatt, Ahgelo, Novotel, Ramada). Резко увеличили номерной фонд города. В результате загрузка просела во всех отелях сразу после проведения ШОС. А что такое плохая загрузка? Это низкая рентабельность, отели начинают экономить на всем. Низкая зарплата персонала не способствует качественному сервису. Однако городские власти начали привлекать все больше мероприятий с участием иногородних гостей. Постоянно проходят спортивные мероприятия, выставки. Теперь к ЧМ по футболу — 2018 и к ЭКСПО — 2020 требуется еще увеличить номерной фонд Екатеринбурга на треть».

Челябинская гостиница Radisson добавит в фонд города около 200 номеров. В том, что отель будет заполнен, г-н Редькин не сомневается, в качестве аргумента приводит данные исследования консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels (компания «Родник» сотрудничает с ней): «Ежегодный рост количества проданных ночевок в Челябинске — около 100 тыс. Так было в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а также в 2011 г. по сравнению с 2010 г.».

Компанию «Родник» считают приближенной к губернатору, она реализует проекты, инвестором в которых выступают структуры, близкие к Михаилу Юревичу, говорят собеседники «ДК». «Если такие люди ввязываются в гостиничные проекты, наверное, у них есть понимание, что рынок будет расти, а значит, и у других игроков будет работа», — высказал мнение эксперт, попросивший не называть его имени.

Интерес инвесторов к Челябинску растет, и привлечение в город новых международных брендов повлияет на всех игроков, отмечает Алевтина Юдаева: «Поднимутся стандарты обслуживания. Тем, кто будет не в стандартах, станет тяжело. Также появится много услуг разной ценовой категории и появится возможность выбирать».

Новые отели — катализатор деловой активности

Появление новых отелей должно подстегнуть власти на активные действия по организации в регионе ивентов, считают эксперты. Алевтина Юдаева приводит в пример предолимпийский Сочи: «Чтобы провести Олимпиаду, требуется большой фонд в 20 тыс. гостиничных номеров, но построить их — это первая задача, вторая — обеспечить наполняемость отелей после спортивного события. Краснодарский край проводит большую работу в этом направлении. Там проводится и Формула-1, и экономический саммит. Когда Челябинская область будет иметь современные отели, власти тоже будут задумываться, что же еще грандиозного можно в регионе провести», — считает отельер. Впрочем, определенная активность властей по привлечению в регион крупных международных событий заметна: «В прошлом году был хороший подъем общей загрузки номеров в связи с ЧЕ по дзюдо и водному поло, — говорит Елена Нарделли. — Рынок приободрила и новость о проведении ЧМ по дзюдо в 2014 г. в Челябинске». В связи с этим «Смолинопарк» даже закрыл два корпуса на капитальный ремонт. Впрочем, говорить о системной работе властей пока рано: «Мы не понимаем, кто наши завтрашние гости. Сами горожане? Но это до определенных пределов. Люди, которые приезжают в бизнес-командировки? Но мы должны понимать, какой это бизнес», — обозначают неопределенность для рынка эксперты.

Директор отеля «ПаркСити» Марина Карелина считает, что властям не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к международному опыту: «Я недавно была в Сан-Франциско. Одно из основных направлений экономической деятельности города — проведение конференций. Почему бы Челябинску не стать конференц-зоной? Сотни крупных федеральных и иностранных компаний ежегодно ищут площадки для корпоративных выездов. Нашему мегаполису просто не хватает инициатора», — считает эксперт.

«Замороженные» стройки

Сегодня в Челябинске (вместе с мини-отелями) насчитывается 44 гостиницы на 2372 номера. Впрочем, этот фонд мог быть больше почти на 200 номеров. Но реализацию отдельных проектов инвесторам пришлось либо свернуть, либо временно остановить.

Алевтина Юдаева не смогла построить вторую очередь гостиницы Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside и довести номерной фонд до 176 номеров, как было в проекте. Причина — отказ мэрии предоставить участок под застройку, хотя были выиграны арбитражные суды. Некоторые эксперты связывают «заморозку» проекта со стремлением чиновников поддержать другого игрока. «Когда должны были приступить к строительству второй очереди Holiday Inn, были объявлены планы по возведению в Челябинске Radisson, тогда у Holiday Inn и начались проблемы», — делится наблюдениями один из собеседников «ДК», который попросил не называть его имени.

Впрочем, с таким мнением категорически не согласен заместитель главы администрации Челябинска. Дмитрий Градобоев называет другие причины отказа в строительстве: «Гостиницу в 20 этажей строить во дворе жилого 10-этажного дома неправильно. У нас утверждена градостроительная документация, и объект там не предусмотрен».

Сама г-жа Юдаева сдержанно комментирует юридический конфликт с мэрией: «Есть лояльность власти к одним игрокам и нелояльность — к другим. Одним проектам дают зеленый свет, другим — ставят препоны. И иногда непонятно, по каким причинам». В итоге бизневумен отказалась от планов по строительству второй очереди Holiday Inn в Челябинске и сосредоточилась на новом направлении — развивает деятельность управляющей компании в предолимпийском Сочи.

Другим «пострадавшим» проектом эксперты называют гостиницу, которая строится рядом с Центром Международной Торговли на пр. Ленина. По словам Сергея Овчинникова (инвестора проекта), работы пришлось приостановить по требованию мэрии. Причина — нехватка предусмотренных проектом парковочных мест: «Там развивается выставочный центр, есть рестораны, проектный институт, строится гостиница. И все это не обеспечено нормативами в плане парковок», — пояснил позицию мэрии Дмитрий Градобоев. По словам чиновника, строительство возобновится после внесения изменений в проект.

Топ-14 отелей по стоимости проживания за сутки в Челябинске

 

Название отеля

 

Стоимость проживания
за сутки, руб.

Количество
звезд

Адрес в Челябинске

 

1

Березка

5900-20000

5

Чапаева, 118

2

Гранд Отель Видгоф

5000-16500

5

Ленина пр., 26a

3

Алмаз

4900-8300

4

Лесопарковая, 15

4

ПаркСити

4400-8000

4

Лесопарковая, 6

5

Славянка

4300-10400

4

Ленина пр., 20

6

Персона

4200-4800

3

Красноармейская, 116

7

Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside

3900-5100

4

Молодогвардейцев, 17

8

Smolinopark Hotel

3850-5950

4

Чапаева, 114

9

Hotel Meridian

3500-6500

3

Ленина пр., 21а

10

Мини-отель на Арбате

3500-5500

2

Кирова, 82

11

Аврора

3500-5000

3

Дзержинского, 93б

12

Малахит

3000-5800

4

Труда, 153

13

Царский двор

3000-4500

3

Двинская, 19

14

Виктория

2850-4160

3

Молодогвардейцев, 34

16

Гостиница Астра

2800-4300

н/д

Энтузиастов, 11а

17

СВ Отель

2400-3750

3

3-ий Томский Переулок, 5а

18

Mayak

2000-3400

н/д

Дарвина, 2а

19

Гостиница Омская

1100-2400

2

Омская, 54

20

Сфера

1000-3300

3

50 лет ВЛКСМ, 12

21

Гостиница Южный Урал

850-3800

2

Пр-т Ленина, 52

22

Берлога

800-1500

1

Косарева, 50а

23

Амрита

500-3300

3

Ферросплавная, 76

Источник: данные портала booking.com на 23.05.2013

 

Автор: Сергей Жеребин
Публикации по теме
Подпишитесь на рассылку лучших материалов DK.RU
Добавить комментарий
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Уведомление об успешной регистрации будет отправлено на указанный email
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться»,
Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
Вы можете войти через форму авторизации
Мы не будем отправлять вам спам. При желании подписку легко отменить.
Следите за нашими новостями: