Олег Витковский, руководитель Уральского экономического союза и гендиректор федеральной сети "МаркерИгрушка" рассказал "Деловому кварталу" о том, как повысить инвестиционную привлекательность региона.
Олег Витковский, руководитель Уральского экономического союза и гендиректор федеральной сети "МаркерИгрушка":
Сегодня в большинстве регионов России власти стараются создать благоприятные условия для инвесторов. Все тянут одеяло на себя, предлагая компаниям и землю с коммуникациями, и субсидии, и свободную экономическую зону, либо территорию опережающего развития. Регионы оказались практически в равных условиях по привлечению инвесторов, но у Челябинской области все-таки есть ряд преимуществ. Лет пять назад, когда мы ударились в машиностроение, сельское хозяйство, строительство, пришло понимание, что не одним металлом можно жить. Перспективными стали и ядерная медицина, и туризм, и кластеры в станкостроении и краностроении. Туда могут прийти сильные инвесторы, потенциал в этих отраслях колоссальный. Еще из плюсов для инвесторов в регионе можно выделить сильные кадры, а также наличие «сухого порта» - транспортно-логистического комплекса. Хотя пока проект «хромает».
Агломерация «Екатеринбург-Челябинск» также может существенно повлиять на развитие территорий. В России почти нигде нет такого, чтобы два крупных миллионника находились так рядом. Это надо использовать, выходить к инвесторам и предлагать им перспективные проекты. Например, в Челябинске и Екатеринбурге из центра можно убрать сортировочные железнодорожные станции и построить общую современную станцию между городами. Оставить можно пассажирские пути, а часть земли выгодно продать. Регионам будет проще конкурировать с другими областями, главное – научиться договариваться.
Но все перечисленные преимущества нашей территории могут сойти на нет, если не приложить достаточно усилий для точечной работы с инвестором. Крайне важно, на сколько первое лицо в регионе способно убедить бизнес и показать на пальцах, что ему будет комфортнее здесь, чем у соседей. Так как регионы сейчас предлагают практически одинаковые условия по открытию бизнеса, необходимо доказать, что у нас здесь предприятию будет хорошо всегда, и для него поставят куратора, который в дальнейшем будет помогать решать любые форс-мажоры в оперативном порядке. Приведу два наглядных примера работы с инвесторами. Я живу в Сосновском районе, являюсь одним из крупнейших налогоплательщиков в своем поселке. За все время глава поселения ни разу не обратился к местным предпринимателям с вопросом – а что нам надо для комфортного ведения бизнеса, чего не хватает и что мы сами могли бы сделать для поселка? Один раз лишь пригласили с просьбой помочь построить храм, и больше никому ничего не надо. Другой пример: глава Копейска Вячеслав Истомин. Мы видим, как развивается город Копейск, там постоянно что-то строят, есть система раздельного сбора мусора, там аквапарк, дворец спорта хотят сделать даже раньше, чем в Челябинске. И господин Истомин очень мобилен, знает все про город, знает каждое предприятие, каждый подъезд в своем городе, и их проблемы. Мы как-то пригласили его съездить в Венгрию, он был единственным представителем власти в составе делегации бизнесменов. И он прекрасно представил Копейск и всю Челябинскую область. Такая активность и нужна – в другой раз мы именно к нему приведем потенциального инвестора.
Кроме активности первых лиц, важно создавать имидж территории. Когда в Челябинск приезжают по приглашению инвесторы, и я им показываю город, они видят перед собой мощный мегаполис с активно развивающейся промышленностью, а не грязное депрессивное место. Но, к сожалению, имиджем Челябинска давно перестали заниматься. Есть один сайт, где люди делятся, куда они хотят переехать, там представлено много городов. Страничка Челябинска открывается фотографиями труб, смога, заросшей реки Миасс. Страничка Уфы – это зелень, достопримечательности, чистые улицы. Много людей хотят переехать к нам? Кроме того, проблема экологии в городе сильно преувеличена – у нас обычный промышленный город, в любом городе-миллионнике есть источники загрязнения воздуха, в той же Уфе иногда дышать невозможно из-за нефтеперерабатывающих заводов. Раздувание этой темы уже давно отрицательно играет на имидж Челябинска.
Впрочем, личных контактов и хорошего имиджа недостаточно. Чтобы стать к инвестору ближе, надо открывать представительства Челябинской области в других городах, странах. У нас неофициальное представительство работает в Башкирии уже почти 10 лет, и к нам приходит наш бизнес, консультируется, мы вместе завоевываем местный рынок, помогаем со связями. Подобные филиалы можно открывать на базе предприятий, и если власть даст нам небольшой официоз, денег-то не надо, у нас будет больше возможностей продвигать наш регион. Надо просто стать ближе к инвесторам.